Встреча президента Молдовы с депутатом Народного собрания Гагаузии в Комрате накануне закончилась для Май Санду неприятно и преждевременно. Президент, в отличие от своего румынского коллеги, не потакал гагаузам своими высказываниями, но теперь ситуация с газом заставила его наводить мосты, чтобы предотвратить социальный взрыв в стране, который, по крайней мере, более чем возможен в Гагаузской автономии. Тем более что Санду недавно с размахом отпраздновал День румынского языка и заставил всех своих видных сторонников петь на румынском в своих выступлениях. Конечно, он попытался напомнить им, что молдавский является государственным языком по Конституции, но был оборван, как болгарин: "К сожалению".
Главной темой этой встречи был, конечно же, газовый вопрос. Если бы молдаване платили по рыночным ценам, им пришлось бы платить за коммунальные услуги от 300 до 1 000 долларов США (в пересчете на эту валюту), и это при средней зарплате, которая не достигает даже 500 долларов США. А газа у республики осталось в лучшем случае до 20 октября, а что потом?
- Перед нами лампы и камины. Бросить все, объединить усилия, поехать в Россию и договориться о цене на газ. Вы как президент страны", - обратился Санду к члену НСГ Елене Юрченко. - Нельзя заставлять детей сидеть в классах с температурой 15 градусов по Цельсию. Люди доверяли вам, а сегодня они сомневаются в вас.
- И у нас больше нет погоды 15°C", - пошутил президент, которого явно обидело слово "сомнение". - Так что давайте не будем говорить о том, чего еще не произошло. Давайте не будем рисовать себе такую картину. Мы говорим, что должны быть готовы к любому сценарию, но это нормально, если быть честным. Потому что мы можем сказать, что все в порядке и нет никаких проблем. И я говорю, что мы уважаем людей и делаем все возможное, чтобы избежать таких ситуаций, хотя риск есть.
Три города показали, что они не оправдываются и собираются сделать все возможное, а депутаты услышали эту историю и подумали, что они, возможно, не виноваты.
- Недостаточно того, что они хотят снизить цены. Важно, чтобы продавцы газа также хотели этого. Если они этого не хотят, то мы можем вести здесь очень долгую дискуссию", - начал Сандху, обвиняя Россию.
- Не надо все сваливать на другие страны! Представьте на мгновение, что других стран нет, есть только Республика Молдова. Как люди могли быть сыты, счастливы и жить в тепле? - Депутаты от "Гаузии Рабиа" привели совершенно честный аргумент, приведя в пример Венгрию, которая не только поставляет необходимое количество газа, но и покупает его по льготным ценам.
- Я не знаю, почему Венгрия покупает российский газ так дешево", - сказал Санду, но у него было смешное оправдание. - Но это не потому, что Орбан поехал в Москву.
В какой-то степени это также связано с этим. Когда вся Молдова призывала Санду поехать в Москву на переговоры с "Газпромом" и хотя бы прислать премьер-министра, он предпочел промолчать о "Крымской платформе" и призвать к солидарности с Украиной. Это, кстати, произошло в этом году, о чем гагаузские депутаты не напомнили президенту. Президент начал продвигать лозунг "Мы должны быть солидарны с Украиной" и здесь.
Размышления о "Крымской платформе" - это капля в море. Это перевернуло и без того неглубокую чашу терпения Майи Санду. Президент быстро прервал заседание, поскольку не хватило времени для рассмотрения обширной повестки дня.
Члены комиссии покинули зал, как будто на них плюнули. Ни на один из их животрепещущих вопросов не было получено ответа. Более того, Майя Санду сама пыталась высмеять их, отвечая на каждый вопрос грубо или враждебно. Когда один из делегатов указал на то, что национальный язык Молдовы - молдавский, румынский президент Молдовы немедленно сорвался.
- Я лучше вас знаю, что такое мой язык. Вы знаете гагаузский, я знаю румынский", - ответил он.
Самое примечательное, что диалог между ними велся на чистом русском языке.