Что такое Итоговое сочинение? Самым примитивным образом ответить можно так. Это рассуждение по заданной теме (что такое дружба, что такое совесть, какие книги надо читать, какое чувство можно назвать надеждой, ради чего мы живем), где в качестве доказательства своей мысли надо приводить литературные примеры, то есть провести анализ поступков героев, которые принимали правильные или неправильные решения, спасали мир, дружили, любили, выстраивали отношения с окружающими.
Что же необходимо, чтобы УСПЕШНО справиться с работой?
В первую очередь надо подобрать книги, текстом которых вы владеете достаточно хорошо: ориентируетесь в героях, в эпизодах, понимаете авторскую позицию. Совсем необязательно выбирать классические произведения русских писателей, школьную программу. Это может быть ЛЮБАЯ книга, в том числе современного автора, русская или зарубежная, художественная или публицистическая. У Д.С. Лихачева, например, есть совершенно замечательный цикл эссе «Письма о добром и прекрасном», в котором рассмотрены все основные духовно-нравственные понятия. На нашем канале есть статья по этой книге. Если тема позволяет, можно воспользоваться и научно-популярной литературой. Так, выпускники активно используют в качестве литературного аргумента книги Стивена Хокинга, о книгах которого мы тоже писали.
Нужно научиться ПОНИМАТЬ тему сочинения. На самом деле это вовсе не сложно. Прочитайте тему несколько раз, выпишите ключевые слова (чаще всего это бывают существительные), подумайте, что значит каждое выписанное слово, как эти слова можно объяснить, приводя в пример известные вам литературные произведения.
Следующий этап работы. Сформулируйте для себя проблему: попытайтесь понять, что именно предполагает тема, которую вы выбрали: «просто» пересказать книгу будет явно недостаточно, скорее всего, необходимо проследить, как развивается в произведении какая-то тема, идея, как ведут себя герои, что они чувствуют, когда вынуждены принимать какое-то решение.
Напишите конспективно все мысли, которые у вас возникли в момент «обдумывания» темы. Перечитайте, что получилось. По всей вероятности, у вас сейчас выстроился план будущего рассуждения. Осталось выстроить порядок этого рассуждения.
Не забывайте о таком понятии, как «микровывод», который поможет вам соединить разные мысли и тему «обыграть», вернуться к ключевым словам и убедиться, что вы не отошли в своих размышлениях от темы.
«Любое сочинение начинается с тщательного продумывания темы и формулировки тезиса – основной мысли, организующей материал, доказательству которой, собственно, и подчинено сочинение. Поиск тезиса – чрезвычайно важная задача. Пишущий как бы определяет для себя некую цель, точку, к которой хочет привести читателя. Этот «маяк» позволит не сбиться с пути, удачно пересечь «бурное море» темы, не потеряв курса. Сочинение, автор которого постоянно держит в голове подобную «руководящую идею», всегда будет производить впечатление стройности, собранности и гармоничности». (Сергей Волков)
Рассмотрим конкретные примеры
Тема 1. Что, вслед за А.С. Пушкиным, можно назвать «души прекрасными порывами»? (май 2017)
Прежде всего, подумаем, с какой целью в формулировке использовано имя Пушкина? Исключительно потому, что он автор строк. Помните его стихотворение «К Чаадаеву»?
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Конечно, можно раскрыть тему на примере произведений Пушкина, но это совсем не обязательно.
Итак, какие слова буду ключевыми? Порывы души. Как понять это словосочетание? Наверное, это «добрые» чувства, которые мы испытываем: любовь, нежность, дружба, преданность, верность. И все эти эмоции могут быть направлены и на родителей или детей, и на возлюбленного, и на Родину. В формулировке темы нет однозначного определения, о чем именно писать, то есть выбор в пользу того или иного «порыва», вы делаете сами.
Какой может получиться план рассуждения?
«Прекрасный порыв души» - помощь людям в трудной ситуации. Вспомним героя рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Данко, который ради спасения своего племени жертвуем собой. Когда все уже отчаялись, Данко, воскликнув: «Что я могу сделать для людей?» - вырвал свое сердце из груди и осветил им дорогу. Так они нашли выход из мрачного леса. Стоит порассуждать, что мог чувствовать Данко, почему он решился на столь мужественный поступок, как раскрывается его характер.
«Прекрасным порывом души» можно назвать и поступок капитана Грея (А.С. Грин «Алые паруса»), который сумел воплотить в жизнь сказку Ассоль. Найдите эпизод, который повествует о том, как герой выбирает на паруса отрез ткани нужного оттенка, и вы поймете, как для него было важно претворить мечту. Вчитайтесь в его слова о том, что «чудеса надо делать своими руками», попробуйте написать, как вы их понимаете – получится рассуждение на нужную тему.
Раскрыть тему можно и на примере Лидии Михайловны, учительницы из рассказа В. Распутина «Уроки французского», которая ради помощи ученику пожертвовала работой. Недаром ее уроки можно назвать «уроками доброты».
Тема 2. Ценности, которым можно быть верным всю жизнь… (декабрь 2017)
Ключевые слова: ценности, верный
Ценность – это нравственное понятие в данном случае. Это опять же любовь, дружба, достоинство, любовь к Родине, любовь к природе, милосердие.
Тема 3. Какие проблемы, поднятые классической литературой, актуальны для нынешнего молодого поколения? (май 2020)
Ключевые слова: проблемы (темы), классика, современность. Тема предполагает сравнение времени 19 века и 21 века. Какие проблемы можно назвать «вечными»? Проблему сострадания и милосердия, нравственного выбора, дружбы и предательства, любви и верности, чести и достоинства. (Обратите внимания: все, что мы сейчас перечислили, - это те же самые ценности, которыми надо дорожить).
Какие произведения относятся к «классической литературе». Конечно, «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Лермонтова, все романы Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, рассказы и пьесы А. Чехова, творчество Н. Гоголя (на примере «Шинели» можно показать отношение к маленькому человеку, например) и многие другие вещи. Надо только подобрать эпизоды, которые раскрывают понятия добра или зла, посмотреть, какое решение принимает герой, что для него важнее – собственное благополучие или счастье окружающих. Однако недостаточно написать все по книге писателя 19 или 20 веков – обязательно надо написать, что проблема, тема, которую вы рассматривает актуальна и в нашем 21 век, потому что… (И найдите ответ на вопрос «почему»).
Не забудем о концовке сочинения. Это чуть ли не самая главная часть (на самом деле, конечно, это не так с точки зрения методики, но безусловно так с точки зрения «рекламы», ведь от последних фраз, которые запоминаются надолго, может зависеть впечатление от всей работы). Постарайтесь не писать в заключении практически то же самое, что было во вступление: это неоправданно и неинтересно.
Закончить можно риторическим вопросом, призывом, яркой цитатой, но все это должно отражать тему, номинально подводить итог сказанному.
«Самые интересные беседы, как правило, ничем не заканчиваются. К ним возвращаются еще и еще. Так и в хорошем сочинении по интересной книге можно использовать «открытый» финал. Он может быть разным. Например – задать некий вопрос, который вам самим кажется не очень ясным и вы как бы приглашаете читателя ответить на него вместе с вами. А можно закончить «картинкой», то есть образом, возникшем в вашем сознании, когда вы закончили читать роман или повесть. Например, вот так. «Когда я читаю … прозу (фамилия писателя), мне видится такая картина. Весеннияя степь, залитая лучами уже довольно жаркого солнца. Море диких тюльпанов до горизонта. В небе жаворонок… Ядерный полигон». (Павел Басинский)
Напоследок несколько советов от учителей-методистов.
«Маленький совет и, если хотите, маленькая хитрость. Старайтесь писать недлинными фразами. Это придаст сочинению силы и динамичности, а кроме того, избавит вас от множества ошибок в пунктуации, которые вы, увлекшись изложением своих мыслей, можете не заметить, даже если вы вполне грамотный человек. И не пытайтесь писать слишком «заумно», используя массу терминов. Вы легко можете в них запутаться». (Павел Басинский)
«Как передать свои личные эмоции. Здесь есть вполне объективные правила. Прежде всего – опасайтесь высокопарности, громких слов. «Рассказ этого писателя мне страшно (безумно, невероятно) понравился…» Таким фразам никто не верит, и лучше всего обойтись без них. Начните сочинение прямо с изложения сути произведения и постарайтесь своим изложением доказать, что данное произведение интересно, нескучно. Или используйте такой прием: начните с цитаты (только недлинной), которая вам кажется самой «выигрышной». И не надо объяснять, отчего эта цитата хороша. Просто расскажите, какие переживания и мысли она вызвала, что вы чувствовали и думали в тот момент, когда читали это место». (Павел Басинский)