В новом выпуске совместного проекта Archspace и канала Artplay Today «Главный − архитектор!?» автор программы, главный редактор Archspace Александр Змеул, встретился с Сергеем Скуратовым.
Получился откровенный разговор о городе и тенденциях его развития, взаимоотношениях с коллегами и заказчиками (не стесняясь называть имена), мастерстве добиваться результата и мере компромисса с одним из самых известных российских архитекторов, проекты которого неизменно вызывают интерес и резонанс.
Сергей Скуратов: «Бывают ситуации, когда тебе везет на время, заказчика, состояние рынка. И тогда качество реализации подразумевается автоматически. У меня был такой период: с 1998 по 2008 – целое десятилетие. Тогда заказчик очень надеялся на архитектора и старался выбирать профессионалов. Многие вопросы решались только с архитектором. Помимо формы, образа, материалов, он определял плотность, высотность, качество и многое другое.
Тогда впервые начали строить клубные дома. Заказчики не жалели на них никаких средств. Тогда были построены мои первые дома на Остоженке – Copper House и дом 5 в Бутиковском переулке.
Каждый человек сам выстраивает вокруг себя определенное пространство своих возможностей. Мое пространство основано на уважении к личности архитектора. Заказчики работают со мной абсолютно осознанно, они понимают, кто я такой и знают особенности моего характера, связанные с тем, что за свой проект я буду бороться».
Дом на Мосфильмовской
Сергей Скуратов: «С 2002 года я ушел из мастерской Сергея Киселева и открыл собственное бюро. И почти сразу мне предложили спроектировать небоскреб – дом на Мосфильмовской. Заказчик добивался от меня какого-то суперрешения. Ему хотелось построить самый невероятный, самый сложный небоскреб. И он почти таким и получился. Единственное, что мы не смогли увеличить его высоту: вместо получившихся 213 м, он должен был быть порядка 265 м. Тогда соотношение между низкой и высокой частями было бы более гармоничным. Но не получилось.
При этом многие реализованные тогда решения, сейчас вызывают изумление: это гигантские 6-метровые наклонные колонны из черного бетона, который год выдерживали в пленке, чтобы создать эффект патины, это сложнейшая геометрия фасадов, уникальные этажи, конструкции и т.д.
И надо сказать, что за эти решения я с заказчиком не боролся, я его увлекал своими идеями. Эта концепция, наверное, и легла в основу всех моих дальнейших взаимоотношений с девелоперами».
Жилой комплекс на Софийской набережной
Сергей Скуратов: «Заказчиком проекта многофункционального жилого комплекса на Софийской набережной была компания Capital Group, которая организовала международный конкурс. В этом конкурсе я выиграл, предложив общую градостроительную композицию с прострелом на Водовзводную башню, большими общественными пространствами, парком, переходящим в набережную. Однако инвесторы категорически не хотели реализовывать современные фасады и интерьеры, которые я разработал. Им нужна была классика. Около года я рисовал самые разные варианты фасадов, оставаясь в современной стилистике, но инвесторов это не устраивало. В итоге мне предложили пригласить Илью Уткина. Вместе с ним мы попытались сделать фасады, которые находились бы в неком взаимодействии с архитектурой Кремля. Мы вместе решили, что в основе будут русские национальные орнаменты допетровского времени.
Это был компромисс, но я не мог просто отдать свою работу. Да, стилистика совсем не моя. Но город – это сложное образование, он живет по своим законам и они не всегда совпадают с нашими принципами. Все крупные проекты в той или иной степени выдерживают давление со стороны города, власти, заказчика».
Небоскреб – в чистом виде городская скульптура
Сергей Скуратов: «Люблю ли я небоскребы как архетип и некий феномен архитектуры? Да, люблю. Когда я был молод, я не думал, что это будет так. Мне очень нравился городской формат – 5-9 этажей. Но после дома на Мосфильмовской улице я полюбил высотное строительство. Небоскреб – это в чистом виде городская скульптура, которую видно с дальних расстояний. Это очень ответственно.
Небоскреб – это квинтэссенция технологий, художественного образа и экономики. Такой проект должен быть экономически оправдан. Например, в Нью-Йорке строятся абсолютно неэффективные небоскребы, в которых только одна квартира на этаже. Это амбиции, покрываемые стоимостью продаж. В Москве реализовать нечто подобное довольно сложно. Я пытаюсь построить такой тонкий дом рядом со зданием Центросоюза Ле Корбюзье. Внизу мы хотим сделать музей Ле Корбюзье, а на верхнем этаже – смотровую площадку. Это фантомный объем, в котором нет никакой пластики и швы почти не видны.
Еще один высотный проект – три супертонких небоскреба Capital Towers , которые стоят на границе Краснопресненского парка и Экспоцентра в районе делового центра «Москва-Сити». Его разрастание мне кажется неизбежным, поскольку инвесторы строят то, что хорошо продается. Это естественный процесс, продукт рынка».
Садовые кварталы
Сергей Скуратов: «В 2006 был объявлен конкурс на проект реновации территории завода «Каучук». Я занял в нем второе место, Юрий Григорян – первое. Но по результатам профессионального собеседования заказчик остановил свой выбор на мне. Для меня это была первая градостроительная задача такого масштаба. Мы сделали генеральный план застройки, концепцию, дизайн-код.
Большую часть зданий проектировали мы сами, но несколько домов заказчик решил отдать тем архитекторам, которые участвовали в конкурсе – Юрию Григоряну, Александру Скокану, Владимиру Плоткину. Один дом против моей воли отдали бюро «Арт-Бля», я был против, поскольку хорошо знал эту команду и понимал, что будет провокация. Так и случилось.
В 2010 году сменился собственник. Проект купила компания «Интеко», которая сразу организовала конкурс на застройку 5-го квартала. Изначально там планировалось построить конгресс-центр с отелем и магазинами. Но заказчик от этой идеи отказался. Кроме того он сильно изменил транспортную схему, увеличил ТЭПы и подписал смертный приговор школе. В результате там, где должно было возникнуть общественное ядро, появились бетонные монстры, опухоль на теле квартала. И что еще неприятнее приглашенный проектировщик сделал фасады, похожими на «Садовые кварталы».
При этом все, что касается нашей части работы, было сделано точно по нашему проекту. Мне удалось отстоять – общественное пространство с прудом внутри коммерческого проекта, сформировать цельное и открытое пространство и сохранить хороший масштаб архитектуры».
Источник: archspace.info