Кандидат в президенты РАН академик Геннадий Красников встретился с учеными в Физическом институте имени П.Н. Лебедева. Он представил свою программу и ответил на вопросы коллег.
Один из вопросов – чем отличаются программы действующего президента Академии наук Александра Сергеева и кандидата на этот пост?
Ответ кандидата Красникова: «Я бы хотел сделать акцент на том, как человек сможет реализовать программу. Больших принципиальных различий нет в наших программах».
То есть, программы, возможно, близкие, но вопрос, у кого получится ее реализовать.
О престиже РАН задал свой вопрос академик Геннадий Месяц:
«Был принят закон 253, когда предполагали превратить РАН во что-то типа клуба «Динамо» или «Спартак». Пока РАН не получит статус ФБГУ, а институты смогут напрямую получать и распределять деньги, или присвоение категорий институту, ничего не получится», - отметил Месяц. И продолжил:
«Можно ли что-то сделать, чтобы придать РАН тот же статус, который был у нее перед ВОВ? Сегодня родилась идея, завтра я собираю коллектив, а послезавтра дают на ее реализацию деньги. Чувствуете ли Вы в себе возможность, вернуть академии статус?»
Геннадий Красников ответил, что РАН - не простое ФГБУ, как, например, МГУ. Этот статус МГУ не мешает работать. Но РАН в этом смысле нельзя сравнивать с кем-то другим. Если стоит какая-то задача, то достаточно внести изменение в закон спецпостановлением, тогда «мы получим то, что надо». Насчет себя кандидат в президенты РАН ответил «аккуратно», как сам выразился: «Для меня это было непростое решение, идти на выборы. Я советовался с членами академии. По роду моей работы я общаюсь с тем, с кем мне придется общаться. Мне не нужны новые знакомства. Мне просто надо переформатировать другие вопросы. Государству нужна академия, потому что наступает новое время. Вернуть былое величие на 100% я не берусь, но, чтобы с мнением президента и вице-президента считались – это так задача, за которую я хочу взяться».
Красников отметил также, что наука наша недофинансируется. Однако необходимо «не только увеличивать финансирование в целом, но понять, сколько денег приходится на одного сотрудника. Мы должны создать механизм, чтобы понять, а сколько надо институтам денег, какие задачи они хотят ставить. Механизмы увеличения средств – не только бюджет. Надо привлекать ведомства: Минпромторг, ФПИ, РФФИ и т.п. И третий момент, когда мы создаем консорциумы, мы привлекаем деньги из промышленности».
И последнее: по словам Геннадия Красникова, после 24 февраля произошло важное событие: те вызовы, которые поставлены перед страной, говорят, что рыночными методами они не решаются.
«Что такое рыночные методы? Это менеджеры, - отметил академик. - Они не могут ничего понять, но должны командовать. Вот они придумывают индексы и т.п. Их время уходит. Поскольку они не понимают, чем руководят, он не могут прогнозировать, но начинают угадывать, что хочет руководитель. Мы вправе поставить вопрос, чтобы передать профессионалам управление институтами. Тогда можно вывести науку и технологии на новый уровень».