Найти тему
Журнал «Армия»

Страх выжигают огнем

…Красноармеец, лихорадочно перебирая руками и ногами, полз к своим. Рядом, вздымая комья земли, рвались фашистские мины. Мгновение назад он видел, как взрывом в клочья разорвало его напарника. Кровь погибшего, имя которого он даже не успел спросить, забрызгала лицо солдата. От ужаса боец хотел зарыться в землю, но мерзлый грунт каменел под пальцами. Он распластался на жухлой траве и ужом скользнул в спасительную траншею. Над молоденьким вихрастым красноармейцем склонился ротный, посылавший незадолго до этого пару связистов устранить обрыв телефонной линии. С подбородка солдата на серую суконную шинель текла густая кровь вперемешку с чернеющими песчинками. Спасаясь от смерти, он так жался к земле, что до кости стесал кожу на подбородке…

Он выжил на той войне. Стал офицером. Звали его Николай Захарович Карпов, в нашей школе он преподавал начальную военную подготовку. Службу закончил полковником, командиром полка связи. Как память о том первом бое на его подбородке остался большой грубый шрам.

— После того боя меня доставили в медсанбат, — вспоминал фронтовик. — А после лечения снова отправили на передовую. И еще не раз я под обстрелом врага давал связь. Но ужаса больше не испытывал. Весь страх у меня выжег вражеский огонь.

…Эту историю я вспомнил, когда получил редакционное задание написать о психологической подготовке белорусских военных к ведению боя. Но куда же отправиться? Коллеги подсказали — отправляйся к спецназовцам.

-2

Современные армии насыщены бронетехникой, авиационными и ракетными комплексами, артиллерийскими системами, средствами радиоэлектронной борьбы, умными боеприпасами. Но воюют, как и тысячу лет назад, люди. И главным фактором победы остаются морально-психологические качества бойцов, их способность переносить запредельные физические и психологические нагрузки, связанные с ведением боевых действий.

Об этом мы беседуем со старшим офицером-психологом отделения идеологической работы в/ч 89417 старшим лейтенантом Ильёй Ханько.

— К психологической подготовке военнослужащих в нашей воинской части отношение особое, — начинает рассказ офицер. — Спецназ всегда на острие. Бойцы готовятся встретить врага, как говорится, глаза в глаза. А потому нервы у них должны быть стальными.

Чтобы закалить психику бойцов и командиров, наработать необходимую психологическую устойчивость у военнослужащих, в ходе боевой подготовки необходимо моделировать многочисленные негативные факторы боестолкновений. И в этом вопросе у командования в/ч 89417 накоплен колоссальный опыт, сформирован специальный комплекс приемов и действий с обучаемыми, выполняемых в условиях повышенного риска со значительным физическим и психическим напряжением.

— Более 10 лет назад на полигоне нашей части была построена специальная психологическая полоса препятствий, — продолжает Илья Николаевич. — Она позволяет погрузить солдата в атмосферу реального боя. Ведь известно, что солдат, который справился с собой в первом бою, выжил, будет и дальше хорошо воевать.

Психологическая полоса препятствий, или просто психполоса, как называют ее спецназовцы, представляет собой комплекс последовательных препятствий и заграждений на специально оборудованном участке местности.

— Занятия на психполосе проводятся со всеми категориями военнослужащих воинской части — офицерами, прапорщиками, контрактниками, срочниками, — поясняет войсковой психолог. — Прохождение психполосы в полном объеме завершает курс начальной военной подготовки солдат нового пополнения в ходе проведения комплексных контрольных занятий. Профессионалы же оттачивают свое мастерство целенаправленно на ее отдельных элементах или связках препятствий.

-3

Занятия на психполосе проводятся круглый год. Наиболее интенсивно дважды – весной и осенью,в завершение курса начальной военной подготовки

На некоторых препятствиях разложены манекены, имитирующие убитых и раненых

Цель занятий на психполосе — формирование у военнослужащих психологических качеств, способствующих успешному выполнению поставленных задач. К ним относятся целеустремленность, упорство, эмоционально-волевая устойчивость, самообладание, решительность, готовность к неожиданностям и неизвестности.

Психполоса позволяет отточить и сугубо физические качества воинов — силу, быстроту, ловкость, выносливость. Кроме того, последовательное преодоление разнообразных препятствий способствует формированию навыков тактического мышления, боевого взаимодействия, групповой сплоченности, взаимопомощи и поддержки. Одной физподготовки спецназовцам мало. Надо «прокачивать» их психику, учить думать в бою. Поражение — это ведь вывод разума, а не физическое состояние солдата.

Занятия на психполосе проводятся круглый год. Наиболее интенсивно дважды — весной и осенью, в завершение курса начальной военной подготовки. Вновь призванные солдаты штурмуют полосу днем. Опытные спецназовцы тренируются и ночью.

— Элементы психполосы расположены на площадке размером примерно 400 на 200 метров, что позволяет проходить по ней круговым способом, — рассказывает Илья Николаевич. — Общая длина прохождения — около полукилометра.

-4

На психполосе оборудовано более десятка сложных препятствий и заграждений, среди которых сеть из «колючки» на низких кольях, овраг с переброшенным узким брусом, высокий забор из покрышек, разрушенный мост, проход через качающиеся на тросах тяжелые покрышки, лесной завал, окопы для обкатки боевой машиной и поражения ее ручной гранатой, площадка для отработки эвакуации раненого в безопасное место и оказания первой медицинской помощи.

Ежегодно психполоса обновляется и совершенствуется, повышается уровень ее безопасности для обучаемых. Неизменным остается одно – обеспечение высокой эффективности проводимых на ней занятий. Достигается это моделированием препятствий, созданием высокой напряженности для личного состава при ее преодолении.

— За неделю до начала занятий я как руководитель на учебном месте лично осматриваю и проверяю все элементы полосы, убеждаюсь в ее исправности и безопасности, — повествует офицер. — Готовим и инструктируем команду для обеспечения занятия. Дел у каждого очень много.

…Перед штурмом полосы препятствий солдаты совершают километровый марш-бросок со штатным оружием. После него бы упасть в траву, отдышаться… Да не тут-то было. Впереди еще 20–25 минут борьбы с собой. Психполосу спецназовцы проходят в составе групп по 10–15 человек.

Вначале бойцы один за другим осторожно ступают по длинному бревну, над которым раскачиваются покрышки, норовя сшибить каждого неосторожного и неловкого. Вокруг горят покрышки и напалм, горят дымовые гранаты. Желтый и черный дым заволакивает окружающее пространство. Солдаты из группы обеспечения ведут огонь из стрелкового оружия холостыми патронами. Руководители на учебных точках периодически подбрасывают «гранаты» — взрывпакеты. Из мощных колонок местность оглашает шум реального боя — сирена воздушной тревоги, стрельба, взрывы, команды, стоны раненых, женский плач.

На некоторых препятствиях разложены манекены, имитирующие убитых и раненых. На них уложены настоящие потроха животных, они политы кровью. Весь этот реквизит — отходы местного мясокомбината.

— В ходе прохождения полосы командиры то и дело подкидывают вводные, при­учая солдат действовать в быстро меняющейся обстановке современного боя: поднести тяжелые ящики с боеприпасами, вытащить из-под огня и перевязать раненого, изготовиться к стрельбе, переползти к следующему препятствию, — объясняет Илья Николаевич. — Стараемся моделировать основные элементы боя, с которыми почти наверняка могут столкнуться спецназовцы. Учебные ситуации связаны в единую цепь и ставят бойцов перед необходимостью решать сложные психологические задачи в процессе боя. Учим их преодолевать преграды, стараясь не подставиться под огонь противника, прикрывать оружием жизненно важные органы, активно взаимодействовать с товарищами.

Самое трудное препятствие ждет солдат в конце полосы — это подземный бункер с длинным извилистым коридором.

— Что же тут сложного — пройти под землей? — спрашиваю я.

— Дело в том, что в бункере — дым, имитирующий применение противником химического оружия, — отвечает офицер, — низкий потолок, под ногами — камни, не видно ни зги, тяжело дышать… Пройти сквозь бункер можно только в противогазе и на ощупь, держась одной рукой за плечо впереди идущего товарища.

-5

Время прохождения психполосы не засекается. Важнее — правильность преодоления препятствий, организация взаимодействия, оказание помощи друг другу, безопасность.

— Тем не менее есть у нас и свои рекорд­смены, — улыбается войсковой психолог. — Недавно одна из групп преодолела препятствия всего за 15 минут! Эти ребята были просто молодцы: мотивированные, заряженные на успех, как настоящие спецназовцы.

В ходе занятия войсковой психолог фиксирует реакции военнослужащих на отрицательные факторы боя. Это необходимо для дальнейшего выстраивания работы с ними.

— Один осторожничает на высоте, другой боится замкнутого пространства, третьего тошнит при виде «мертвого» окровавленного манекена, а четвертый попросту физически слаб, — поясняет Илья Николаевич специфику своей работы. — После соответствующей физподготовки и психокоррекции бывшие «неудачники» вновь проходят полосу, доказывая себе и товарищам, что они способны быть на равных с остальными спецназовцами.

Психполоса — не единственный учебный объект, на котором солдаты закаляют нервы, учатся преодолевать страх. Специфика занятий со спецназом — будь то огневая, тактическая или тактико-специальная подготовка — предусматривает обязательные элементы борьбы с отрицательным влиянием стрессовых факторов. Это и резкое изменение направления или ведение огня из неудобного положения, и введение новых тактических приемов, и использование средств индивидуальной защиты.

Несмотря на сложность занятий на психологической полосе препятствий, необходимость преодоления собственного страха, отвращения, принятия быстрых и верных решений, такие тренировки остаются одними из самых запоминающихся и ярких эпизодов в службе спецназовцев. Благодаря им бойцы учатся побеждать страх в самые трудные минуты.

Сергей Алексеевич, «Ваяр», фото Олега Некало, Максима Гарлуковича и Ильи Ханько