Найти в Дзене

«Нет повести печальнее на свете…» Эксперт о том, почему качество образования все снижается с каждым годом

   Фото: Елена Жилинская
Фото: Елена Жилинская

Ложкой дегтя в праздновании Дня знаний стало известие, что в 14 школах Башкирии сорваны сроки капитального ремонта. Вроде бы немного – в республике свыше 1,2 тысячи школ. Однако в этом году необходимые работы должны были провести в 63 учебных заведениях, т. е. сорваны сроки почти в каждой четвертой школе, где проводился ремонт. Согласно заявлению президента страны Владимира Путина, в России ремонтные работы не завершили в 84 школах, из них 14 (16%) – в Башкирии. Получается, что наша республика является лидером этого печального рейтинга. Это в определенной части характеризует качество образования в Башкортостане. В этом году ученики стали значительно хуже сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Особо печальны результаты государственной итоговой аттестации учеников 9 классов по математике. В основной период 23-24 мая этот экзамен сдавало около 39 тысяч учеников, из них около 7,5 тысячи школьников (каждый пятый) получили «двойки». Число сдавших на «5» в 2,5 раза меньше количества учеников, получивших неудовлетворительную оценку. В некоторых школах получили «2» по математике около половины школьников. Результаты ОГЭ в Башкортостане по математике в 2022 году в основной период

-2

К счастью, у девятиклассников была возможность пересдать ОГЭ в июле, и большинство учеников воспользовались ей. В итоге многие из них сумели исправить неудовлетворительные оценки. В результате число школьников, сдавших математику на «2», сократилось в три раза. Свыше половины выпускников 9 классов (53,5%) сдали этот предмет на «3», что в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. Средний балл ОГЭ по математике и русскому языку в 2022 году составил 3,6, значительно снизившись по сравнению с 2019 годом – тогда он был 4,0. В 2022 году в республике произошел резкий рост неудовлетворительной аттестации учеников. Если в 2018-2019 годах единицы сдавали экзамены так плохо, то сейчас – тысячи. По обществознанию доля учеников, получивших «два» на ОГЭ, составила 5,5%, по истории – 5,8%. Итоги ОГЭ в Республике Башкортостан по математике и русскому языку

-3

Аналогичная ситуация и с выпускниками 11 классов. В этом году по химии не преодолели минимального балла 16,5% выпускников, по обществознанию – 9,9%, по математике (профиль) – 6,5%. По республике в этом году насчитывается 84 стобалльных работы, в прошлом году их было 109. Ухудшение качества образования связано со многими причинами. Одним из важных факторов является низкий уровень заработной платы в образовании. В Башкирии в последние годы он на 20% ниже среднего общереспубликанского. Это мотивирует значительную часть учителей уходить из системы образования. Кроме того, многие уезжают в другие регионы, где зарплата в сфере образования выше. Сложившаяся система формального подхода оказывает значительное влияние на то, почему учителя не достигают реальных результатов и переходят в частные школы и организации дополнительного образования. А родители оказываются вынуждены учить своих детей у репетиторов, в частных структурах, исправляя за свой счет огрехи государственного образования. В настоящее время существует крайняя необходимость в радикальном изменении методов работы в школах. Провал итоговой аттестации по математике девятиклассников свидетельствует о срочной необходимости обучить всех учителей математики, как устранить причины низкого качества образования, разработать соответствующие методики, улучшающие процесс обучения. Для этого у нас есть институт развития образования, университеты, квалифицированные методисты. Необходима воля и желание. Но пока, к сожалению, мы плывем по течению. Например, ежегодно проводится анализ экзаменационных работ, разрабатываются рекомендации, большинство ошибок повторяются из года в год. Однако это не становится основой для исправления ситуации, все остается в кабинетах чиновников. А результаты все хуже и хуже.