Это рассказ моего родственника о военном детстве его отца.
“Деревянный городок” или, говоря сегодняшним языком, поселок городского типа Крестцы вписал свои строки в историю Великой Отечественной Войны. Михаил Львович Матусовский, в те годы военный корреспондент, писал:
“Старых слов порядок строгий был войной исправлен тут: нет, не в Рим ведут дороги – в Крестцы все они ведут”. Дело в том, что в двух шагах от Крестцев в деревне Старое Рахино до осени 1942-го размещался командный пункт Северо-Западного фронта. Так что не зря фронтовики шутили: «Крестцы – столица фронта», потому что сюда вели фронтовые дороги. Жители старинного поселка не испытали ужасов оккупации. Но из-за бесконечных бомбежек почти каждый день городок оплакивал своих родных, друзей и соседей.
Мой дед, уроженец Крестцев, ушел воевать в первые дни войны, оставив мою бабушку с шестью детьми, среди которых был мой четырнадцатилетний отец. Один из его рассказов мне особенно запомнился.
Когда начинался налет, все мальчишки, любопытные и бесстрашные, вместо того, чтобы прятаться, выскакивали из домов и бежали к тому месту, над которым начинался бой немецкой и советской авиации. По его словам, ни разу не было случая, чтобы советский самолёт подбил врага, о чём все они очень горевали.
В один из таких боёв самолёт со звездами на крыльях окружили три самолёта со свастикой. Наш самолёт, истратив весь боезапас, попытался увернуться, уйти от врага, но силы были неравны. Бой проходил на небольшой высоте. Самолет рухнул на самое широкое место поселка, рыночную площадь. Он не взорвался, но загорелся, и все, кто был рядом, бросились помогать лётчику выбраться из кабины. Немцы, увидев это, стали обстреливать прицельно автоматными очередями, женщин и детей, бежавших к самолёту. Так круг за кругом они пикировали, стеной огня отгораживая людей и не давая им высунуться из укрытий. Наш лётчик, раненный при падении, сам выбраться не люди, слышавшие его крик, были бессильны. Пока самолёт горел, немцы кружили над этим местом. Когда огонь в самолёте погас, вражеские самолеты повернули назад. Советский лётчик был мёртв. Вспоминая об этом случае, мой отец всегда жалел, что не случилось счастливого исхода. Сейчас перед въездом в Крестцы, стоит памятник погибшим авиаторам в виде устремленного в небо самолёта. На территории поселка есть кладбище, где покоятся погибшие лётчики. Каждый год, 9 мая, здесь стоит почётный караул, и люди возлагают цветы и венки на могилы героев.