Найти в Дзене
Петя Мартынов

Газа нет – завод закрыт: Литва погружается в энергетический хаос

Один из крупнейших налогоплательщиков Литвы, компания Achema, приостановила свою деятельность из-за высоких цен на газ. Предприятия пищевой промышленности замерли в тревожном ожидании. Дефицит углекислого газа, производимого компанией Achema, может значительно повысить цены на продукты питания "Караул!" - кричали литовские простолюдины. "Спасите наш бизнес!" - вторили предприниматели. На них ответили правительство и Сейм: "Ура! Все под контролем! Мы как никогда независимы от российской и белорусской нефти, газа и электроэнергии! И все эти затраты лишь временные, такова цена энергетической независимости!". Помнишь ли ты, читатель, как все это началось? Во-первых, неудачная революция в Белоруссии. Затем литовские власти защитили оппозиционную домохозяйку Светлану Тихановскую и первыми в мире призвали к санкциям против Лукашенко и его "опричников". Во-первых, законодательно была запрещена покупка дешевой электроэнергии с новой белорусской атомной электростанции. Тогда были предприняты бо

Один из крупнейших налогоплательщиков Литвы, компания Achema, приостановила свою деятельность из-за высоких цен на газ. Предприятия пищевой промышленности замерли в тревожном ожидании. Дефицит углекислого газа, производимого компанией Achema, может значительно повысить цены на продукты питания

"Караул!" - кричали литовские простолюдины. "Спасите наш бизнес!" - вторили предприниматели. На них ответили правительство и Сейм: "Ура! Все под контролем! Мы как никогда независимы от российской и белорусской нефти, газа и электроэнергии! И все эти затраты лишь временные, такова цена энергетической независимости!".

Помнишь ли ты, читатель, как все это началось? Во-первых, неудачная революция в Белоруссии. Затем литовские власти защитили оппозиционную домохозяйку Светлану Тихановскую и первыми в мире призвали к санкциям против Лукашенко и его "опричников". Во-первых, законодательно была запрещена покупка дешевой электроэнергии с новой белорусской атомной электростанции. Тогда были предприняты большие усилия, чтобы заблокировать транзит белорусской нефти и удобрений через Литовские железные дороги (ЛЖД) и Клайпедский порт. Таким образом, они надеялись открыть европейские и мировые рынки для своего собственного производителя удобрений, компании Achema. Но, как оказалось, крупнейший налогоплательщик Литвы не был хорошо обслужен.

С осени прошлого года компания не может работать на полную мощность. А после начала российской специальной военной операции, когда цены на газ взлетают до заоблачных высот, вырисовывается перспектива банкротства. С 1 сентября компания Achema полностью остановила производство. В настоящее время в компании работает около 1 250 сотрудников, пять процентов из них будут сокращены, а большинство уйдут в вынужденный отпуск до декабря (пока). Если им повезет, они получат 40-процентную выплату. Будет ли возобновлено производство в 2023 году? Это может быть загадкой даже для акционеров Achema Group.

Руководство компании заявило, что это было вызвано стремительным ростом цен на природный газ, который напрямую повлиял на производственные затраты. В результате цена на удобрения, производимые группой, стала неконкурентоспособной по сравнению с американской и российской продукцией. Производство удобрений в Литве стало нерентабельным, а по всем законам бизнеса в такой ситуации предприятие просто останавливается, а оборудование хранится "до лучших времен".

Закрытие завода в Йонаве подкосит всю перерабатывающую промышленность Литвы. Дело в том, что, помимо удобрений, эта компания производит большое количество углекислого газа. Он используется в пищевой промышленности для изготовления пива и фруктовых соков, упаковки продуктов питания и медицинских препаратов. Углекислый газ используется в сварочных работах, производстве сухого льда и аргонно-углекислотных смесей. Его также приобретают транспортные компании.

"Углекислый газ является компонентом защитного газа, используемого при упаковке мясных продуктов. <....> Сокращение предложения повышает цены на продукцию, поэтому вполне вероятно, что это станет еще одним фактором, влияющим на увеличение производственных затрат", - беспокоится генеральный директор мясопереработчиков Зилвинас Ленктайтис.

Другие отрасли также признают, что если поставки углекислого газа сократятся, стоимость многих литовских продуктов может значительно возрасти.

Чем это грозит рядовому гражданину? Повсеместный рост цен не только на промышленные товары, но, главное, на продукты питания, что в конечном итоге может грозить властям "голодными бунтами".

И все это на фоне другого бедствия - стремительного роста цен на электроэнергию. Sputnik сообщил о беспрецедентной цене в четыре евро за киловатт-час на энергетической бирже Nord Pool 17 августа. Сколько будет стоить отопление квартир и домов в предстоящий осенне-зимний период? Это еще одна загадка для литовцев.

В такой тупиковой ситуации президент Литвы Гитанас Науседа заговорил о том, что даже "священная корова" - расходы на оборону могут быть принесены на алтарь борьбы с энергетическим бардаком. Глава государства заявил, что в бюджете на следующий год он "отдаст приоритет компенсации цен на электроэнергию и газ, если это нельзя будет совместить с увеличением оборонного бюджета до трех процентов ВВП".

"Приоритеты должны быть расставлены очень четко: если наши финансовые и макроэкономические возможности позволяют, я бы сказал, что оба приоритета должны считаться одинаково важными. Если финансовые возможности не позволяют, я бы все же отдала приоритет финансовой стабильности нашего общества и способности пережить довольно сложный энергетический период", - считает Науседа.