Эта серия "двух шагов назад" будет привязана к истории "шагов вперёд" о другом ярком джазовом пианисте Херби Хэнкоке. В каком-то смысле, Чик Кориа и Хэрби Хэнкок внесли похожий вклад в джазовую музыку последних десятилетий. Почти ровесники, оба жили и творили в одном городе, оба были участниками фьюжн-революции Майлза Дэвиса, оба были основателями своих ярких и неповторимых фьюжн-ансамблей, повлиявших на многие поколения джазовых музыкантов, оба до последнего времени активно гастролировали (Чик Кориа скончался 9 февраля 2021-го года, Херби до сих пор жив). Думаю, что параллельное повествование доставит дополнительное удовольствие, а так же поможет привязать по времени события в творческом пути каждого, относительно джазовых событий тех лет.
Армандо Антонио Кориа родился в Челси, штат Массачусетс, 12 июня 1941 года (если помните у Херби Хэнкока день рождения 12 апреля 1940-го, то есть Чик на год младше. Но число рождения (12) - забавное совпадение) в семье выходцев из Южной Италии. Его отец, трубач, руководивший группой диксилендов в Бостоне в 1930-х и 1940-х годах, познакомил его с фортепиано в возрасте четырех лет. Кроме игры на фортепиано, юный Армандо уже самостоятельно увлёкся игрой на барабанах в 8-летнем возрасте. Заметное влияние, в своё время, оказал на него концертирующий пианист Сальваторе Сулло, у которого Кориа начал брать уроки в возрасте восьми лет и который познакомил его с классической музыкой. Обучение у Сальваторе помогло пробудить у юного пианиста интерес к музыкальной композиции. В школьные годы он стал участником концертирующего оркестра барабанщиков St. Rose Scarlet Lancers. Кроме этого, в это время он начинает серьёзно увлекаться джазом. Первое его школьное джазовое трио было занято исполнением репертуара джазового композитора Хораса Сильвера.
После школы Армандо переезжает в Нью-Йорк для учебы в Колумбийском университете. Через какое-то время он переводится в Джульярдскую школу музыки, в которой, если помнит, в своё время учился Майлз Дэвис, затем бросает и её, окончательно разочаровавшись в классическом музыкальном образовании. Тем самым начинает профессиональную карьеру музыканта в Нью-Йорке.
Армандо попадает в оркестр латиноамериканского перкуссиониста Монго Сантамария. Есть подозрение, что свое джазовое прозвище Chick (цыплёнок) он получает здесь же в оркестре. Благодаря репертуару ансамбля, он пройдёт богатую школу латиноамериканской ритмики. Позже, уже в сольной музыке Чика Кориа латиноамериканские грувы станут уже его Чика визитной карточкой. Первый альбом Сантамарии, на котором можно услышать игру Чика называется Go, Mongo! 1961-го года.
Mongo Santamaría - Bongos, Composer, Congas
Marcelino Guerra - Composer, Vocals
Elliot Romero - Vocals
Carmen Costa - Vocals
Paul Serrano - Trumpet
Alexander Abreu - Flute, Saxophone
Julio Collazo - Timbales
Chick Corea - Piano
Jose DePaulo - Guitar, Latin Percussion, Percussion
João Donato - Composer
Pat Patrick - Composer, Flute, Saxophone
Victor Venegas - Bass
To-Tiko - Guitar, Latin Percussion, Percussion
Помните историю с Watermellon man Хэрби Хэнкока? Очевидно, что Чик с Хэрби к этому времени уже были знакомы и были в приятельских отношениях.
Кроме занятости в оркестре Монго Сантамарии Чик сотрудничает с оркестром Вилли Бобо. Одна из первых композиторских работ молодого Чика для ансамбля Вилли Бобо пьеса Chickadee:
Вообще, в 60-е годы в США отмечается бум латиноамериканской музыки. Кроме кубинских ритмов, если помните, это время популярности босса-новы. Чик Кориа нарасхват, как пианист, свободно владеющий сложными полиметрическими ритмами.
Флейтист Херби Манн, записывая свой латино-альбом не обходится без компетенций Чика (Latin Mann 1965)
Herbie Mann - Flute, Soloist
Oliver Nelson - Arranger, Conductor
Jimmy Heath - Sax (Tenor), Soloist
Carmell Jones - Soloist, Trumpet
Ernie Royal - Trumpet
Jerry Kail - Trumpet
Joe Newman - Trumpet
Jack Hitchcock - Trombone
Quentin Jackson - Trombone (Bass)
Tony Studd - Trombone (Bass)
Danny Bank - Clarinet (Bass)
Chick Corea - Piano
Charlie Palmieri - Piano
Bobby Rodriguez - Bass
Earl May - Bass
Carlos "Patato" Valdes - Percussion
Raymond Sardinis - Percussion, Vocals
Willie Rodriguez - Percussion
Tommy Lopez - Percussion
Jose Mangual - Percussion
Rafael DaVila - Percussion, Vocals
Carlos Díaz - Percussion, Vocals
Willie Bobo - Percussion
Bruno Carr - Drums
Но не только латиноамериканская музыка увлекала молодого пианиста. Он начинает участвовать в более серьёзных джазовых ансамблях. Например, в оркестре трубача Блю Митчела (The Thing to Do 1964)
Blue Mitchell - Composer, Trumpet
Junior Cook - Sax (Tenor)
Chick Corea - Composer, Piano
Gene Taylor - Bass
Al Foster - Drums
В 1966-м году Чику, наконец, представляется возможность записать свой первый сольный альбом. Tones for Joan's Bones - это вполне себе традиционный хард-боп, но досконально продуманный и плотный. Музыка не такая яркая, как, например, дебютная работа Херби Хэнкока, но зато более слаженная и многослойная.
Вообще, музыка Чика, лично на мой взгляд, отличается как раз не нарочитой яркостью и новизной, а продуманностью и многослойностью. Во время первого прослушивания его альбомы частенько казались мне скучными, но всегда всё менялось после третьего-четвёртого прослушивания - она тогда только начинает раскрываться.
Chick Corea - Composer, Keyboards, Piano
Stewart Blumberg - Trumpet
Woody Shaw - Trumpet
Joe Farrell - Flute, Sax (Tenor)
Steve Swallow - Bass
Joe Chambers - Drums
Jack DeJohnette - Drums
В 1967-м году молодой пианист попадает в оркестр к саксофонисту Стэну Гетцу. Вообще-то, где-то около года до этого, он будет уже больше играть на барабанах, чем на фортепиано, разочаровавшись в качестве клавишных инструментов на концертных площадках. Если помните, в юности Чик увлекался игрой на барабанах. Молодому перфекционисту доставляла огромные страдания игра на раздолбанных клавишных инструментах в большинстве концертных площадках, где приходилось играть в те годы. Но, начиная с группы Гетца, всё-таки звезда первой величины в то время, и далее уровень исполнения технического райдера уже будет на высоте. Благодаря этому текст всё-же о великом пианисте, а не барабанщике.
Интересно, что звучание его первого состава фьюжн-группы Return To Forever формируется уже внутри ансамбля Стэна Гетца, репертуар для которой, под конец, практически, весь сочиняет и аранжирует Чик. Но первый альбом 1967-го года Sweet Rain - это ещё развитие идей Tones for Joan's Bones.
Stan Getz - Tenor Sax
Chick Corea - Composer, Piano
Ron Carter - Bass
Grady Tate - Drums
А вот так группа Стэна Гетца будет звучать уже в 1972-м:
Ютуб-канал Mr. Wolf
Уже готовое звучание Return To Forever, правда?
Но мы забежали чуть вперёд. В 1968-м году, как мы помним, Майлз Дэвис экспериментирует с новым рок-звучанием. Херби Хэнкок, участник второго великого квинтета Майлза к этому времени, как и другие участники серьёзно задумались заняться сольной карьерой. В какой-то момент, сначала, Чик временно заменяет Херби на концертах квинтета Майлза. Дэвису приходится по вкусу подход музыканта и он приглашает его на сессии записи его экспериментального альбома Filles De Kilimanjaro, после чего пианист окончательно заменит Херби в ансамбле Майлза. Самые первые знаменитые фьюжн-альбомы Майлза Дэвиса записаны с участием Чика.
В оркестре Майлза Дэвиса, в творческой биографии Чика происходит ещё один очень важный этап формирования его как музыканта - пианист знакомится с новыми электрическими музыкальными инструментами. На первом этапе с Родес-пиано от компании Фендер. Новая музыка требует новых тембров и Чик на ближайшие годы уйдёт с головой в их исследование.
Ютуб-канал Miles Davis
Интересный факт: видео этого концерта снято ещё до выхода пластинки Bitches Brew. Представьте, слушатели на концерте ещё не знали, что слушают легендарные в будущем пьесы!
Параллельно с занятостью в новой фьюжн-группе Майлза Дэвиса Чик занят сольными проектами. В это время его увлекают изощрённые виды авангардного джаза.
Это альбом 1969-го года Is:
Chick Corea – piano, electric piano
Woody Shaw – trumpet
Bennie Maupin – tenor saxophone
Hubert Laws – flute, piccolo flute
Dave Holland – double bass
Jack DeJohnette – drums
Horace Arnold – drums
Is - это полные сессии записи, на основе которых была скомпилирована пластинка Sundance:
В 1970-м году Чик Кориа и Дэйв Холланд одновременно покидают оркестр Майлза, чтобы создать джазовый авангардный ансамбль Circle. Кроме Чика и Дэйва в ансамбль вошли саксофонист Энтони Брэкстон и барабанщик Барри Альтшул.
Ютуб-канал ebjazz93
Увлечение Чика Кориа авангардной музыкой совпало со становлением западно-германского лейбла ECM, специализировавшегося изначально на авангардной музыке. Чик Кориа, как и другие участники ансамбля, попадают в поле зрения немецкого продюсера Манфреда Айхера. Кроме альбомов ансамбля Circle музыканты получают возможность записывать и выпускать сольные альбомы на лейбле.
Первый сольный альбом Чика для европейского лейбла ECM стал Piano Improvisations Vol. 1 1971-го года.
Пусть музыка альбома получилась не совсем ECM-вской, но многолетнее сотрудничество с лейблом позволило раскрыть дополнительную грань творчества пианиста. По настоящему раскроется, конечно, Чик пробуя себя в новой музыке фьюжн. Но об этом читайте в следующих двух шагах назад, после продолжения рассказа о Херби Хэнкоке.
Автор статьи - Filumjazz
#музыка #джаз #jazz #chick corea #filumjazz
Предыдущая статья автора:
Если вам нравятся материалы нашего канала, то вы можете поддержать нас любой суммой на ваше усмотрение: