У широкой аудитории присутствуют стереотипы, как должна выглядеть аналитическая работы, в частности, многие искренне верят, что для выводов и сборок, подобным выполняемым мной, необходимо иметь данные СВР, ГРУ и т.д. В реальности все совсем не так, как кажется, даже спецслужбы до 90% информации получают из открытых источников. Любой работавший в крупной структуре представляет, громадное количество документов разного уровня, версионности, сложности, постоянно противоречащих друг другу, имеющихся у компаний. Как правило, даже имея полный доступ к любым документам, очень непросто собрать цельную и непротиворечивую картину, требуется очень высокий уровень погружения. А теперь представьте, у вас нет всего этого, вы не можете потребовать разъяснения, запросить дополнительную, отсутствующую информацию.
Чтобы был понятен общий принцип, расскажу, как ранее делал прогнозы нефтегазового строительства на 10-15 лет, когда сами компании не делали детальных сводных планов дальше 5-7 лет. Начинался анализ со сбора информации о планах освоения новых месторождений, строительства, модернизации и ремонта транспортных и перерабатывающих объектов. Часть информации по срокам приводится в отраслевых стратегиях и долгосрочных стратегиях/ мечтаниях крупнейших компаний. Все собранные данные требуется согласовать и синхронизировать, так как начиная разбираться, выясняешь, что строительство трубопровода могут запланировать лет на 5 позже ввода в строй месторождения и наоборот, а может в планах оказаться одновременное освоение в 2-3 раза большего количества объектов (повсеместно так и было), чем конкретная компаний реально может вытянуть. По итогам анализа, формируем связанную модель отрасли.
Далее берем ранее реализованные объекты (часть в открытых источниках, часть по нашей компании) и на их основе с усреднением, очисткой от годовых и территориальных факторов, формируем Укрупненные показатели стоимости строительства. Полученные показатели автоматически пересчитываем для любого региона и года, в частности, рассчитать стоимость строительства линейной части трубопровода 1420 мм или обустройства нефтяного месторождения в любом регионе России не было проблем – все было в автоматически обновляемых таблицах. Аналогична ситуация по срокам строительства и ввода – усредненные графики понятны. В итоге получаем большую связанную модель, из которой можно без проблем вытаскивать объемы строительства, потребности в финансировании, технике, количестве новых вводимых мощностей и т.д.
Дальнейшая работа превращалась в мониторинг новостей, статей и слухов, кто из имеющих доступ у конфиденциальной информации, о чем проговорился. Регулярно происходило изменение сроков, сдвиг, отмена проектов, рост стоимости строительства и т.д. Периодически получалось добыть какие-нибудь планы компаний, те самые аналоги секретных документов, через знакомых и коллег, все это шло на верификацию модели и уточнение. Постоянно случалось, что факты и цифры противоречат друг-другу, даже в официальных документах одного периода, что требует постоянного принятия решений – что верно, а что нет. Все это шло на корректировку и детализацию модели, в итоге точность по объемам СМР выходила в 4-5%%, что очень хороший показатель. В итоге, реально конфиденциальной информации оказывается всего процентов 10%.
И, да, думаете, разведка работает по-другому? Ну-ну…