Мне часто рекомендуют прочитать исследования профессора Александра Владимировича Пыжикова (1965-2019 гг.), доктора исторических наук, исследователя истории СССР и старообрядчества. Он также был частым гостем на канале Дмитрия "Гоблина" Пучкова, поэтому многие могут его знать.
Я задал вопрос специалисту по истории старообрядчества Вячеславу Печняку о том, стоит ли читать книги Александра Пыжикова.
"Печняк: Сложно сказать. Во-первых, Александр Пыжиков является специалистом по истории XX века, конкретно - 20-30-е годы. Тут он специалист. Важно понимать... он доктор исторических наук, конечно, но он специалист в конкретной узкой области. Его творчество - это прекрасный пример того, когда специалист из узкой области лезет в другую узкую область, в которой он не является специалистом, и там он городит черти что. Здесь начинается квазинаука, там у него Бухарин старообрядец, Сталин старообрядец, беспоповство - это русский реванш в виде сталинистского социализма...
Боже, что ты несешь, хочется спросить, вот эти вот слова, как они вообще рядом встали. Ты хоть что-нибудь читал по старообрядцам, ездил в поле, чтобы понимать, о чем ты ведешь речь.
Но тем не менее, сами факты, что там Бухарин, например, или Рыков, были выходцами из старообрядческой среды... Он не видит разницу между выходцами из среды и продуктами среды. Это его большая ошибка как историка, потому что он этот важный антропологический нюанс опускает. Отсюда получается, и Маленков у него старообрядец, поэтому он за крестьянство, хотя он выходец, а не старообрядец. Вся его теория построена на одном допущении, что выходцы из старообрядцев равны старообрядцам.
В последнее время у него был вообще антинаучный бред, в плане того, что беспоповцы - это русская формула язычества, беспоповцы мимикрировали под христиан. Это нужно забить на многочисленные труды исследователей старообрядцев, даже советских исследователей старообрядцев, чтобы такое сказать. Человек, судя по всему, даже не знаком с таким понятием, как "идентичность", либо просто игнорирует эти понятия.
Книга "Грани русского раскола" Александра Пыжикова написана живым языком. Главная суть этой книги в том, что раскол связан с революцией. Мысль очень правильная, я считаю, потому что раскол порождает петровские реформы, а петровские реформы создают фундамент для революции, потому что массы не видят элиту своей. Это ментальная причина Гражданской войны и Революции. Но он это подает так, что старообрядцы взяли реванш во время Революции. Книга весьма тенденциозна.
По XX веку я бы посоветовал читать Пыжикова, он хорош по XX веку. Но когда он лезет в Средневековье и мыслит категориями XX века - это просто читать невозможно".
Важно отметить, что в вопросе истории по XX веку Александр Владимирович является хорошим специалистом. Разумеется, Пыжиков никак ответить не сможет за качество своих последних работ о старообрядчестве, потому что его не стало в 2019 году.
Однако у историка осталось множество поклонников, которые чтут его труды. Об этом свидетельствует, как минимум, то, что скоро должен выйти фильм о старообрядчестве по работам Пыжикова. Я узнал об этом от рекламного агентства, которое предлагало мне прорекламировать данный фильм. Но я отказался, потому что не считаю Пыжикова хорошим специалистом в области истории старообрядчества, особенно после его слов о том, что староверы обладали "ведическими знаниями".
Фильм будут продвигать небезызвестный писатель Захар Прилепин и журналист Владимир Чернышев. Я никому не запрещаю смотреть этот фильм, просто хочу сказать, что это скорее фолк-хистори, а не хорошее академическое исследование.
Для тех, кто подумает, что я являюсь поборником РПЦ и поэтому выношу такие суждения в отношении Пыжикова. Нет, я не приверженец РПЦ. Мои предки - староверы-беспоповцы (о которых так много пишет Пыжиков в своих работах). Вячеслав Печняк является верующим старовером-беспоповцем. Поэтому меня и его в ангажированности сложно обвинить.
Полное интервью с Вячеславом Печняком: ссылка.