Башня, возвышающаяся сегодня над Парижем, бесспорно, является чудом инженерного гения и названа по имени человека, создавшего этот шедевр - Александра-Густава Эйфеля, которого еще при жизни называли «волшебным повелителем железа». Эйфелю принадлежит также создание внутреннего каркаса Статуи Свободы в Нью-Йорке.
Эйфель подал заявку на участие в конкурсе на самый лучший экспонат Всемирной Парижской выставки, организованном французским правительством, и в качестве конкурсной работы представил знаменитый сегодня на весь мир символ Франции. Проект железного великана выиграл соревнование, в котором кроме Эйфеля приняли участие 107 представителей творческой элиты.
Во время строительства, которое началось в январе 1887 года, многие известные личности, среди которых числились писатели, художники, скульпторы и архитекторы категорически высказались против возведения «бесполезной, чудовищной конструкции из железа» в самом сердце французской столицы и потребовали демонтировать ее «во имя победы хорошего вкуса».
Окончательное завершение строительства состоялось 31 марта 1889 года. Оно продолжалось два года, два месяца и пять дней. Когда перед жителями столицы самой просвещенной страны в мире предстал массивный металлический монумент, то он вызвал неоднозначные мнения: не всем парижанам пришлась по душе новая достопримечательность их удивительного по красоте города.
В 1909 году башня была на волоске от разрушения, когда было принято решение о ее демонтаже, вызванное тем, что она нависала над Всемирной выставкой, подавляя ее. К тому же многие сочли, что свое предназначение она уже выполнила. Однако Густаву Эйфелю удалось отстоять свое произведение: он поставил в известность командование французской армии о том, что башня может быть использована в качестве радиопередатчика.
Эйфелева башня составляет в высоту 324 метра (вместе со шпилем) и до 1930 года представляла собой самое высокое строение в мире, пока это звание не перешло к зданию концерна Крайслер в Нью-Йорке.
Она весит 10.000 тонн, а ее детали соединены с помощью 2.500.000 заклепок. Для установки 4-х основных башенных столбов были вырыты углубления в 15 метров каждое, а сами столбы соединены между собой в форме квадрата, длина сторон которого составляет 125 метров, и представляют собой мощную 4-опорную систему.
Над разработкой составляющих частей башни трудилось 50 инженеров, создавших 5.300 чертежей. В процессе изготовления деталей в количестве 18.000 штук в мастерских было задействовано всего лишь 100 рабочих, а 132 человека скрепляли эти детали на месте строительства.
Раз в 7 лет башню заново окрашивают, причем на этот процесс уходит 60 тонн краски. Ночью «железная королева», будучи украшена 336 осветительными приборами мощностью в 600 ватт каждый, радует глаз парижан и гостей французской столицы необычным световым зрелищем.
В настоящее время башня является самой посещаемой мировой туристической достопримечательностью, каждый год на нее поднимаются миллионы человек из всех уголков мира. Три уровня башни доступны для посещений туристами, которые, купив билет, могут взобраться по лестнице или с помощью лифта на 2-ой или 3-й этаж. Также они могут пообедать в ресторане «Le JulesVerne», из окон которого открывается прелестный вид на Париж.