Pet-проект (pet – англ. "домашнее животное, питомец, любимец") – это личный проект, который вы создаете для себя, в свободное от основной работы время. Такой проект инициирован вами (нет никакого запроса от заказчика/руководителя) или является учебным.
Почему о таких проектах имеет смысл подумать?
Вот несколько распространенных ситуаций (в качестве примера возьму свою сферу L&D/T&D):
- Вы штатный специалист по обучению персонала в компании. Много разных задач выполняете сами, интересные проекты делаете вместе с командой, можете рассказать о своем богатом опыте. Но так получилось, что в процессе поиска новой работы показывать потенциальному работодателю нечего, портфолио нет. С одной стороны, у вас может не быть прав на демонстрацию корпоративных материалов. При этом, если такие ограничения отсутствуют, то вы просто не подумали о подборке интересных работ заранее
- Вы фрилансер и никакие результаты клиентских проектов оглашать/демонстрировать не можете
- Вы занимались организационными задачами, а теперь вас очень заинтересовала вакансия, где нужно создавать продукт "руками", но там требуется хоть какой-то опыт (например, были менеджером по обучению, а сейчас хотите разрабатывать курсы)
- Вы проходите обучение и планируете искать первую работу в выбранной сфере
Тут как раз и пригодятся Pet-проекты. Что они вам дают:
- формируете портфолио
- тренируетесь, прокачиваете навыки
- усиливаете резюме, подтверждаете экспертизу
- создаете то, что интересно вам, не ограничивая себя требованиями и стандартами заказчика
- находите новые идеи и тестируете самые смелые решения
- получаете удовольствие (делаете что-то необычное, для души и отвлекаетесь от рабочей рутины)
- pet-проект со временем может развиться в нечто большее
Какой проект делать, если нет конкретной задачи?
Вдохновение повсюду. Можете взять за основу рабочую цель, а можете придумать проект для любой компании, с которой взаимодействуете как клиент (например, ходите в какой-то магазин, кафе, используете сервис и т.п.), и, конечно, учебные проекты отлично подойдут.
Также вы можете создать комплексный проект - проработать запрос, написать программу тренинга, подготовить презентации, раздаточные материалы, продумать активности или сделать полноценный электронный курс. А можете подсветить определенные навыки - например, разработка тестовых заданий, запись скринкастов или монтаж видео.
Кому нужны Pet-проекты?
Всем, кто демонстрирует свое мастерство через реализованный продукт, кому важно показать результаты своей работы. Тем, кто в IT, в креативной индустрии, в обучении и т.п.
Как описать свои проекты?
Вообще, это очень индивидуально. При этом есть универсальные рекомендации. Итак, что важно рассказать о своих проектах?
При этом есть общие рекомендации.
Итак, что важно рассказать о своих проектах?
- компания-заказчик, сфера ее деятельности, целевая аудитория
- контекст, цели и задачи проекта
- период работы над проектом, сроки
- команда проекта/ваша роль в проекте
- в чем особенности/сложности проекта, какие пути их решения вы выбрали, к чему это привело
- финансовый аспект проекта
- стейкхолдеры проекта, ваше взаимодействие с ними
- ваши конкретные действия в проекте, ваши результаты (итоги по проекту)
- ваша рефлексия по проекту (что получилось, что можно было бы улучшить/сделать иначе...)
- ваша рефлексия по личному росту в этом проекте (чему научились, чему еще нужно научиться...)
- если есть - отзывы (заказчиков, пользователей)
На что обратить внимание еще:
-портфолио это "витрина" ваших достижений - в нем должно быть все самое лучшее и красивое (и понятно описанное)
-важна конкретика и измеримые примеры (цифры)
-важно строить описание с позиции "что сделали", а не (не только) "что делали"
-важно говорить о своих (не "мы", а "я") решениях/действиях/результатах
-важно, чтобы описание проекта отвечало целям (например, соответствовало требованиям той вакансии, на которую претендуете)
В telegram-канале В потоке работы L&D я представила еще несколько поведенческих фреймворков, которые также помогут специалистам T&D описывать свои проекты (с примером).