Найти тему
Авиахаб

У нас скоро будут сотни МС-21, десятки "Суперджетов" и Ту-214. Это "Вау!" или нет?

Эпиграф.
"- Мы в восхищении, - завывал кот.
- Я в восхищении, - монотонно пел Коровьев, - мы в восхищении, королева в восхищении.
- Королева в восхищении, - гнусил за спиною Азазелло.
- Я восхищён, - вскрикивал кот."
"
Мастер и Маргарита", М.А. Булгаков

7 сентября генеральный директор "Аэрофлота" Сергей Александровский и гендир ОАК Юрий Слюсарь подписали на Восточном экономическом форуме соглашение о поставке в Группу 339 самолетов отечественного производства ("Аэрофлоту" и "России", а про "Победу" не знаем).

"Суперджет" авиакомпании "Россия". Группа "Аэрофлот".
"Суперджет" авиакомпании "Россия". Группа "Аэрофлот".

На условиях то ли аренды, то ли лизинга - тут разные СМИ толкуют по-разному.

  • 210 самолётов МС-21
  • 89 - Superjet-NEW
  • 40 - Ту-214

Поставка самолётов ожидается в период с 2023 по 2030 годы.

Большие боссы начали комментировать подписанное соглашение в духе - "самый крупный контракт в истории нашей авиации", "сумма соглашения превысила 1 триллион рублей", "Россия никогда больше не будет покупать боинги и эйрбасы" и т.п.

Нам, казалось бы, остаётся только присоединиться к восторгам журналистов-новостников и чиновников от российской авиации. Но...

Аэропорт Домодедово. Когда самолёты не летают, они создают убыток вместо прибыли
Аэропорт Домодедово. Когда самолёты не летают, они создают убыток вместо прибыли

Но нужно немного холодного душа на горячие головы, чтобы не случилось необоснованное "головокружение от успехов" (выражение товарища Сталина).

1. Соглашение - это не твёрдый контракт. Оно никого ни к чему не обязывает. Правильнее этот документ было бы назвать "соглашение о намерениях" или "меморандум". В РФ история всех современных проектов по тем же "суперджетам" и МС-21 показала, что сроки сдвигаются по нескольку раз вправо, производственные затраты растут, а количество произведённых самолётов получается меньше заявленного к обещанным срокам.

2. Даже в соответствии с этим оптимистичным соглашением в 2023 году в "Аэрофлот" поступят всего 2 Superjet-NEW, а "начиная с 2024 года планируется поставка первых 6 самолётов МС-21 и первых 7 самолётов Ту-214" (в кавычках цитата из пресс-релиза "Аэрофлота").
Вы верите, что в 2023 и 2024 году ОАК поставит всего 15 самолётов, а за последующие 6 лет более 300? В среднем - по 50 бортов ежегодно, по 4+ в месяц, по 1 самолёту каждую неделю?

Самолётный "микс" в аэропорту Шереметьево
Самолётный "микс" в аэропорту Шереметьево

Больше похоже на то, что к 2025 году никто из нынешних подписантов не рассчитывает остаться в своих нынешних креслах, чтобы потом отвечать за невыполненные обещания. Сдохнет или ишак, или падишах...

3. Что такое объём в 339 самолётов? По-простому: корпорация Airbus по итогам 2022 года планирует передать заказчикам 720 новых самолётов, а к 2025 году планирует достичь объемов производства 75 самолётов в месяц, пройдя летом 2023 года через рубеж в 65 самолётов ежемесячно. У Boeing цифры пониже, но сопоставимы (там много производственных бед возникло в последние годы из-за B737 MAX и B787 Dreamliner).

Таким образом, ОАК планирует произвести в период с 2023 по 2030 год столько самолётов, сколько корпорация Airbus производит примерно за 6 месяцев, а Airbus и Boeing вместе этот объём способны произвести за 3-4 месяца.

Это всё не в укор ОАК, а констатация факта: производственные мощности всей России и научные заделы КБ Яковлева, Туполева, Сухого нуждаются в очень интенсивном наращивании и модернизации, чтобы через какое-то количество лет хотя бы сравняться с Боингом (если с ним ничего не случится, конечно).

4. Почему ОАК и Минпромторг ничего внятного не говорят про отечественный широкофюзеляжный самолёт? Пока как-то не складывается ощущение, что в России "импортозамещаются" Boeing 777, 787 и Airbus A330, A350. Штучное производство Ил-96 - по одному или два самолёта в год - это не решение вопроса.

Правительственный Ил-96 в аэропорту Внуково
Правительственный Ил-96 в аэропорту Внуково

А если не сложится совместный проект с Китаем по самолёту CR929?
Будем из Москвы на Камчатку летать с промежуточными посадками на дозаправку, как в 1970-е?
Или Россия опять пойдёт на поклон к Западу за новыми самолётами как в 1990-е?

Так что 339 среднемагистральных самолётов - это хорошо, но это только если не равняться на лидеров мирового рынка.