Эпиграф.
"- Мы в восхищении, - завывал кот.
- Я в восхищении, - монотонно пел Коровьев, - мы в восхищении, королева в восхищении.
- Королева в восхищении, - гнусил за спиною Азазелло.
- Я восхищён, - вскрикивал кот."
"Мастер и Маргарита", М.А. Булгаков
7 сентября генеральный директор "Аэрофлота" Сергей Александровский и гендир ОАК Юрий Слюсарь подписали на Восточном экономическом форуме соглашение о поставке в Группу 339 самолетов отечественного производства ("Аэрофлоту" и "России", а про "Победу" не знаем).
На условиях то ли аренды, то ли лизинга - тут разные СМИ толкуют по-разному.
- 210 самолётов МС-21
- 89 - Superjet-NEW
- 40 - Ту-214
Поставка самолётов ожидается в период с 2023 по 2030 годы.
Большие боссы начали комментировать подписанное соглашение в духе - "самый крупный контракт в истории нашей авиации", "сумма соглашения превысила 1 триллион рублей", "Россия никогда больше не будет покупать боинги и эйрбасы" и т.п.
Нам, казалось бы, остаётся только присоединиться к восторгам журналистов-новостников и чиновников от российской авиации. Но...
Но нужно немного холодного душа на горячие головы, чтобы не случилось необоснованное "головокружение от успехов" (выражение товарища Сталина).
1. Соглашение - это не твёрдый контракт. Оно никого ни к чему не обязывает. Правильнее этот документ было бы назвать "соглашение о намерениях" или "меморандум". В РФ история всех современных проектов по тем же "суперджетам" и МС-21 показала, что сроки сдвигаются по нескольку раз вправо, производственные затраты растут, а количество произведённых самолётов получается меньше заявленного к обещанным срокам.
2. Даже в соответствии с этим оптимистичным соглашением в 2023 году в "Аэрофлот" поступят всего 2 Superjet-NEW, а "начиная с 2024 года планируется поставка первых 6 самолётов МС-21 и первых 7 самолётов Ту-214" (в кавычках цитата из пресс-релиза "Аэрофлота").
Вы верите, что в 2023 и 2024 году ОАК поставит всего 15 самолётов, а за последующие 6 лет более 300? В среднем - по 50 бортов ежегодно, по 4+ в месяц, по 1 самолёту каждую неделю?
Больше похоже на то, что к 2025 году никто из нынешних подписантов не рассчитывает остаться в своих нынешних креслах, чтобы потом отвечать за невыполненные обещания. Сдохнет или ишак, или падишах...
3. Что такое объём в 339 самолётов? По-простому: корпорация Airbus по итогам 2022 года планирует передать заказчикам 720 новых самолётов, а к 2025 году планирует достичь объемов производства 75 самолётов в месяц, пройдя летом 2023 года через рубеж в 65 самолётов ежемесячно. У Boeing цифры пониже, но сопоставимы (там много производственных бед возникло в последние годы из-за B737 MAX и B787 Dreamliner).
Таким образом, ОАК планирует произвести в период с 2023 по 2030 год столько самолётов, сколько корпорация Airbus производит примерно за 6 месяцев, а Airbus и Boeing вместе этот объём способны произвести за 3-4 месяца.
Это всё не в укор ОАК, а констатация факта: производственные мощности всей России и научные заделы КБ Яковлева, Туполева, Сухого нуждаются в очень интенсивном наращивании и модернизации, чтобы через какое-то количество лет хотя бы сравняться с Боингом (если с ним ничего не случится, конечно).
4. Почему ОАК и Минпромторг ничего внятного не говорят про отечественный широкофюзеляжный самолёт? Пока как-то не складывается ощущение, что в России "импортозамещаются" Boeing 777, 787 и Airbus A330, A350. Штучное производство Ил-96 - по одному или два самолёта в год - это не решение вопроса.
А если не сложится совместный проект с Китаем по самолёту CR929?
Будем из Москвы на Камчатку летать с промежуточными посадками на дозаправку, как в 1970-е?
Или Россия опять пойдёт на поклон к Западу за новыми самолётами как в 1990-е?
Так что 339 среднемагистральных самолётов - это хорошо, но это только если не равняться на лидеров мирового рынка.