Переполненные классы, поддержка только талантливых и отсутствие помощи отстающим, зависимость от репетиторов – эти и другие проблемы современной школы обсуждались 6 сентября на очередном заседании дискуссионного клуба «Точка зрения» в «Сибирской медиагруппе». В дискуссии поучаствовали родители, в том числе отказавшиеся от очного обучения в школе – они перевели своих детей на семейный и заочный формат, а также директора образовательных учреждений и те, кто так или иначе связан со сферой знаний. Не обошлось без резких высказываний, и даже обидных. Самые интересные из них вы можете увидеть здесь.
Чем не устраивает классическая школа?
Жанна Михиенко, перевела дочь на семейное обучение:
- Моя дочь третий год на семейном образовании. Мы ушли из школы в седьмом классе. Такой формат нас устроил во всех отношениях.
Я думаю, что у каждого своя причина ухода на семейное образование. У нас был целый комплекс. Мой первый ребенок окончил школу в обычном формате. И хорошая учеба не обеспечила ему поступление на бюджет - это первое. Второе - школа сильно изменилась. Старшему сыну сейчас 22 года, младшей дочери – 15. И если сын учился в классе с 22 учениками, то в классе дочери - более 30 человек. И, конечно, это совершенно другие условия для образования. Эта причина самая важная. Третья – совершенно случайным образом, будучи на больничном, мы заметили, насколько эффективно мы можем учиться дома. Приходя с больничного, мы значительно опережаем всех других учеников - она лучше всех сдала ВПР (всероссийские проверочные работы, - прим. ред. ИА «Банкфакс»). А потом случился ковид. И все наши сомнения завершились – мы ушли на семейное образование.
Я хочу сказать, что все положительные качества, которые ему приписывают – индивидуальное обучение, возрастающая самостоятельность у ребенка, возможность идти в индивидуальном темпе – это все есть, если родитель в состоянии это организовать для ребенка. Семейное образование, конечно же, не альтернатива школьному. Это один из вариантов обучения ребенка. Чем их будет больше, тем лучше все мы будем справляться с задачами по обучению своих детей.
Насчет школьных программ и планов. Я считаю, что с ними все хорошо. Вопрос в том, как это преподается. Я вижу, что учителя перегружены, что дети перегружены. Очень много дается заданий, и не расставляются акценты.
Мне кажется, что дети на уроках вообще не говорят. Школа сейчас не занимается устным высказыванием. В лучшем случае - пересказ. Потому что это требует много времени: нужно выслушать ребенка, переждать его паузы, а школа просто не обладает временными ресурсами. Следовательно, навыки, которые декларируется школой, она не в состоянии дать на сегодняшнем этапе.
Большие классы – это большая проблема для школы. Одна из главных. Невозможно научить в таком коллективе. Это возможно только с жесткой дисциплиной в китайском варианте: все молчат, я говорю.
Второе, с чем у школы большие проблемы – это невосприятие критики. Если только одна точка зрения – правильная. Школа не выносит альтернативного суждения. Раз не выносит, она и не учит ему. Не знаю, в силу каких причин. Может быть, это традиция или нехватка времени.
Ольга Козодой, перевела сына на заочное обучение:
- Начальная школа была шикарной. А в пятом классе начался шалтай-болтай: смена учителей, какие-то девочки из института, которые сами ничего не знают, пишут с ошибками, исправляют правильное на неправильное.
Я сказала: «Так не пойдет. Давайте что-то делать». Мне сказали: «Учителей в городе нет, терпите». Я ответила: «Нет, никто терпеть не будет». Плюс там такая нагрузка географией была, что математикой некогда было заниматься. И нам говорили: «Мы не можем вам дать ту математику, которая нужна вашему сыну, иначе у нас все отстанут».
В итоге мы ушли на заочное обучение и проучились так вплоть до этого года на одни пятерки. С репетиторами занимались по математике и английскому.
Моя младшая дочь сейчас учится в начальной школе, мы ходим в 55-ую. У нас там замечательный учитель. Но я точно знаю, что с пятого класса она уйдет в частную школу, потому что там детей меньше, там не будет чехарды с учителями, и там моего ребенка будут уважать. Как бы каждый не защищал свою школу… Я до сих пор состою в чате класса сына и знаю, что позволяют себе учителя.
К сожалению, в наших школах есть такой момент, когда учителя там досиживают до пенсии. Детей они уже ненавидят. Хоть кто со мной может спорить на этот счет, но такое есть.
Александр Зайцев, родитель «обычных» школьников:
- Конечно, существует проблема учителей. Все знают о том, что проходной балл при поступлении в педвузы низкий, потому что не сильно престижная профессия учителя - мало денег платят, мало уважения в обществе. Это все знают – нужно поднимать статус учителя.
Но, тем не менее, я готов на коленях готов стоять перед учителями 22-ой школы, которую закончил мой старший сын. Я благодарен им за то, что они сделали в существующих условиях. Я понимаю, чего хотят родители. Но нужно смотреть правде в глаза – есть ли у школы сейчас возможность реализовать их желания? - и не делать учителя крайним page_break
Школа может дать знания в условиях столь насыщенных программ? Может, часть предметов нужно убрать?
Инна Борисенко, директор барнаульской школы № 132:
- Система образования реформируется постоянно. В этом ее проблема, с одной стороны. А с другой стороны, это, может быть, и хорошо. Все сейчас слышат об обновленных ФГОСах (Федеральных государственных образовательных стандартах, - прим. ред. ИА «Банкфакс»). Они часть предметов, так называемых «лишних», которые были введены в последние 5-7 лет, дают возможность по согласованию с родителями не изучать. Это пресловутый иностранный язык, который вызывал самые большие негодования у родителей, родной язык и родная литература.
Говорить о том, что в школе много ненужных предметов, я не могу, поскольку дети настолько разные: кому-то нужна математика, кому-то – физика, кто-то будет филологом, кто-то будет географом… И сужать круг изучаемых предметов мы не имеем права до 10 класса. В 10-ом идет профилизация. И там уже есть возможность определять, что ребенку ближе, и выбирать, какие предметы будут на углубленном уровне, а какие - на базовом.
Татьяна Пономарева, директор барнаульской школы № 52:
- Что бы я исключила из учебного плана? Я бы, наверное, ввела новые формы преподавания - интересные. Вот так, наверное, должен собираться класс. Вот так организовываться беседа. Может быть, нужно уйти от классно-урочной системы, то есть изменить подходы к обучению, но не самое содержание.
И хотелось бы видеть меньшую нагрузку на преподавателей, меньшее количество детей в классах. Хотелось бы, чтобы были виртуальные очки, компьютер у каждого и так далее. Это такие реалии сегодняшнего дня, в которых живут дети после школы – берут телефон в руки и мир у них на ладошке. Вот хотелось бы, чтобы мир на ладошке был и в классе тоже. К сожалению, сейчас школа отстает от этого. page_break
В школе плохо учат, если дети не могут обходиться без репетиторов?
Александр Зайцев, родитель «обычных» школьников:
- Образование – это как спорт. Ты можешь отдать ребенка в ДЮСШ, чтобы он стал мастером спорта, чемпионом России, на олимпиаде победил, а можешь его отдать в секцию, чтобы он просто научился плавать. Если родители хотят, чтобы ребенок после школы поступил в региональный институт или питерский, московский, но не на слишком популярные профессии, то 100 % хватает уровня образования, который обеспечивает школа. Если ты хочешь большего, нужны репетиторы, потому что конкуренция при поступлении выше. page_break
Дмитрий Оскорбин, преподаватель математики в центре развития «Грани»:
- Почему нужны репетиторы? К сожалению, сейчас у современных подростков не очень высокая мотивация для того, чтобы самостоятельно заниматься.
Когда появляется репетитор, проблема мотивации снимается. С некоторыми учениками даже лучше поставить полицейского с дубинкой. Он бы справился лучше меня.
Так что проблема более глубокая. Она связана с мотивированием молодежи для занятий определенным видом деятельности. Для этого много чего нужно сделать. Например, чтобы человек, получивший образование, мог пойти трудиться по специальности. Для этого должна работать экономика. page_break
Почему современная система образования делает ставку на одаренных детей? Почему их готовы бесплатно учить, а других – нет?
Виктория Яровикова, директор центра профориентации и довузовской подготовки АлтГТУ:
- Организатор нашего центра, который находится в Москве, поставил такую задачу – будем работать с одаренными детьми. Если бы у нас были финансовые возможности бесплатно заниматься с детьми среднего уровня, если бы была поддержка со стороны краевых, городских властей, мы бы этим занимались. Но пока в рамках нашего университета такая возможность есть только на платной основе. page_break
Александр Зайцев, родитель «обычных» школьников:
- А в чем суть проблемы? Мне кажется, все абсолютно логично. У нас Калашников, Королев и другие люди, проявившие неординарные способности, и которым помогало государство, в итоге сделали прорывные технологии. Наоборот круто, что из общей массы людей пытаются выделить кого-то и создать для них особые условия, чтобы они потом смогли сделать прорывные вещи. Да никто не забывает про простых. Мое мнение: базовые условия, которые создает государство, есть и в деревне, и городе. Была бы мотивация у родителей, была бы мотивация у детей, и прорваться можно куда угодно. page_break
Елена Степанова, президент Алтайской краевой общественной организации поддержки семейного образования «Альтернатива»:
- Причина перехода моего сына на семейное образование заключалась как раз в том, что он одаренный. Еще когда ему было шесть лет, нам сказали, что желательно идти в математическую школу. Но в Москве всего одна школа была для одаренных детей – «Интеллектуал». Чтобы туда попасть, нужно было записывать ребенка в пять лет. И я поняла, что на самом деле никто не работает с одаренными детьми, их скорее отбирают.
После первого класса я забрала ребенка на семейное образование. Дельфийские игры – золотая медаль. Мой сын дважды ездил в «Сириус» (математический центр в Сочи, - прим. ред. ИА «Банкфакс»).
Ольга Казанцева, Уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае:
- В числе проблем, которые я выделяла за последнее время, не недостаток внимания к одаренным детям, а недостаток внимания к тем, кто не успешен в школе, кто с трудом осваивает основные программы в силу разных обстоятельств. У ребенка в первом классе может быть недоразвит фонематический слух и поэтому он пишет с проблемами. Система должна быть четко настроена на то, чтобы выявлять причины трудностей и организовывать коррекционную работу. Чуть больше года назад мы начали работу по возобновлению работы психолого-педагогических консилиумов во всех общеобразовательных организациях. В новых ФГОСах, которые вводят, отводятся дополнительные часы для того, чтобы у учителя было законное время для работы с детьми, у которых есть трудности.
Таким образом, точку роста я вижу в более внимательном отношении системы образования к детям, которые испытывают трудности в учебе. page_break
Лариса Головина, клинический психолог:
- А как в формате одного образовательного учреждения совместить потребности столь разных детей? Тех детей, которые хотят брать больше, и тех детей, которые не могут взять средний уровень? Пока ответ один: это невозможно, их нужно делить. То, что сейчас происходит в школе – их смешивают – это попытка закрывать глаза на суровую реальность. По-моему, так нельзя делать. У нас даже система коррекционного образования не может вместить всех детей, которые в ней нуждаются. page_break
Как улучшить образование?
Татьяна Пономарева, директор барнаульской школы № 52:
- Уделять больше внимание кадровым вопросам. Вкладывать в учителей, поднимать престиж профессии. Программы педагогических вузов должны быть практикоориентированными и включать большой блок психологической подготовки. page_break
Инна Борисенко, директор барнаульской школы № 132:
- Невозможно учить, учитывая особенности детей, если в классе 36 человек. Как говорится, бытие определяет сознание: пока не будет уверенного экономического базиса, все наши благие пожелания останутся только на словах. page_break
Жанна Михиенко, перевела дочь на семейное обучение:
- Семейное обучение – это когда родители не только сами учат детей, но и берут на себя все материальные заботы об образовательном процессе. Я хочу, чтобы в нашем городе была библиотека учебников для «семейников». Это вполне реализуемо. Надеюсь, что нас услышат. page_break
Ольга Козодой, перевела сына на заочное обучение:
- Я считаю, что в классе должно быть 15 детей, а учителя должны их уважать, тогда все будет отлично.