Найти тему
Банкфакс

«Учителей нет, терпите»: родители и педагоги высказались о проблемах школьного образования

Оглавление
Фото: Виталий Барабаш
Фото: Виталий Барабаш

Переполненные классы, поддержка только талантливых и отсутствие помощи отстающим, зависимость от репетиторов – эти и другие проблемы современной школы обсуждались 6 сентября на очередном заседании дискуссионного клуба «Точка зрения» в «Сибирской медиагруппе». В дискуссии поучаствовали родители, в том числе отказавшиеся от очного обучения в школе – они перевели своих детей на семейный и заочный формат, а также директора образовательных учреждений и те, кто так или иначе связан со сферой знаний. Не обошлось без резких высказываний, и даже обидных. Самые интересные из них вы можете увидеть здесь.

Чем не устраивает классическая школа?

-2

Жанна Михиенко, перевела дочь на семейное обучение:

- Моя дочь третий год на семейном образовании. Мы ушли из школы в седьмом классе. Такой формат нас устроил во всех отношениях.

Я думаю, что у каждого своя причина ухода на семейное образование. У нас был целый комплекс. Мой первый ребенок окончил школу в обычном формате. И хорошая учеба не обеспечила ему поступление на бюджет - это первое. Второе - школа сильно изменилась. Старшему сыну сейчас 22 года, младшей дочери – 15. И если сын учился в классе с 22 учениками, то в классе дочери - более 30 человек. И, конечно, это совершенно другие условия для образования. Эта причина самая важная. Третья – совершенно случайным образом, будучи на больничном, мы заметили, насколько эффективно мы можем учиться дома. Приходя с больничного, мы значительно опережаем всех других учеников - она лучше всех сдала ВПР (всероссийские проверочные работы, - прим. ред. ИА «Банкфакс»). А потом случился ковид. И все наши сомнения завершились – мы ушли на семейное образование.

Я хочу сказать, что все положительные качества, которые ему приписывают – индивидуальное обучение, возрастающая самостоятельность у ребенка, возможность идти в индивидуальном темпе – это все есть, если родитель в состоянии это организовать для ребенка. Семейное образование, конечно же, не альтернатива школьному. Это один из вариантов обучения ребенка. Чем их будет больше, тем лучше все мы будем справляться с задачами по обучению своих детей.

Насчет школьных программ и планов. Я считаю, что с ними все хорошо. Вопрос в том, как это преподается. Я вижу, что учителя перегружены, что дети перегружены. Очень много дается заданий, и не расставляются акценты.

Мне кажется, что дети на уроках вообще не говорят. Школа сейчас не занимается устным высказыванием. В лучшем случае - пересказ. Потому что это требует много времени: нужно выслушать ребенка, переждать его паузы, а школа просто не обладает временными ресурсами. Следовательно, навыки, которые декларируется школой, она не в состоянии дать на сегодняшнем этапе.

Большие классы – это большая проблема для школы. Одна из главных. Невозможно научить в таком коллективе. Это возможно только с жесткой дисциплиной в китайском варианте: все молчат, я говорю.

Второе, с чем у школы большие проблемы – это невосприятие критики. Если только одна точка зрения – правильная. Школа не выносит альтернативного суждения. Раз не выносит, она и не учит ему. Не знаю, в силу каких причин. Может быть, это традиция или нехватка времени.

-3

Ольга Козодой, перевела сына на заочное обучение:

- Начальная школа была шикарной. А в пятом классе начался шалтай-болтай: смена учителей, какие-то девочки из института, которые сами ничего не знают, пишут с ошибками, исправляют правильное на неправильное.

Я сказала: «Так не пойдет. Давайте что-то делать». Мне сказали: «Учителей в городе нет, терпите». Я ответила: «Нет, никто терпеть не будет». Плюс там такая нагрузка географией была, что математикой некогда было заниматься. И нам говорили: «Мы не можем вам дать ту математику, которая нужна вашему сыну, иначе у нас все отстанут».

В итоге мы ушли на заочное обучение и проучились так вплоть до этого года на одни пятерки. С репетиторами занимались по математике и английскому.

Моя младшая дочь сейчас учится в начальной школе, мы ходим в 55-ую. У нас там замечательный учитель. Но я точно знаю, что с пятого класса она уйдет в частную школу, потому что там детей меньше, там не будет чехарды с учителями, и там моего ребенка будут уважать. Как бы каждый не защищал свою школу… Я до сих пор состою в чате класса сына и знаю, что позволяют себе учителя.

К сожалению, в наших школах есть такой момент, когда учителя там досиживают до пенсии. Детей они уже ненавидят. Хоть кто со мной может спорить на этот счет, но такое есть.

-4

Александр Зайцев, родитель «обычных» школьников:

- Конечно, существует проблема учителей. Все знают о том, что проходной балл при поступлении в педвузы низкий, потому что не сильно престижная профессия учителя - мало денег платят, мало уважения в обществе. Это все знают – нужно поднимать статус учителя.

Но, тем не менее, я готов на коленях готов стоять перед учителями 22-ой школы, которую закончил мой старший сын. Я благодарен им за то, что они сделали в существующих условиях. Я понимаю, чего хотят родители. Но нужно смотреть правде в глаза – есть ли у школы сейчас возможность реализовать их желания? - и не делать учителя крайним page_break

Школа может дать знания в условиях столь насыщенных программ? Может, часть предметов нужно убрать?

-5

Инна Борисенко, директор барнаульской школы № 132:

- Система образования реформируется постоянно. В этом ее проблема, с одной стороны. А с другой стороны, это, может быть, и хорошо. Все сейчас слышат об обновленных ФГОСах (Федеральных государственных образовательных стандартах, - прим. ред. ИА «Банкфакс»). Они часть предметов, так называемых «лишних», которые были введены в последние 5-7 лет, дают возможность по согласованию с родителями не изучать. Это пресловутый иностранный язык, который вызывал самые большие негодования у родителей, родной язык и родная литература.

Говорить о том, что в школе много ненужных предметов, я не могу, поскольку дети настолько разные: кому-то нужна математика, кому-то – физика, кто-то будет филологом, кто-то будет географом… И сужать круг изучаемых предметов мы не имеем права до 10 класса. В 10-ом идет профилизация. И там уже есть возможность определять, что ребенку ближе, и выбирать, какие предметы будут на углубленном уровне, а какие - на базовом.

-6

Татьяна Пономарева, директор барнаульской школы № 52:

- Что бы я исключила из учебного плана? Я бы, наверное, ввела новые формы преподавания - интересные. Вот так, наверное, должен собираться класс. Вот так организовываться беседа. Может быть, нужно уйти от классно-урочной системы, то есть изменить подходы к обучению, но не самое содержание.

И хотелось бы видеть меньшую нагрузку на преподавателей, меньшее количество детей в классах. Хотелось бы, чтобы были виртуальные очки, компьютер у каждого и так далее. Это такие реалии сегодняшнего дня, в которых живут дети после школы – берут телефон в руки и мир у них на ладошке. Вот хотелось бы, чтобы мир на ладошке был и в классе тоже. К сожалению, сейчас школа отстает от этого. page_break

В школе плохо учат, если дети не могут обходиться без репетиторов?

-7

Александр Зайцев, родитель «обычных» школьников:

- Образование – это как спорт. Ты можешь отдать ребенка в ДЮСШ, чтобы он стал мастером спорта, чемпионом России, на олимпиаде победил, а можешь его отдать в секцию, чтобы он просто научился плавать. Если родители хотят, чтобы ребенок после школы поступил в региональный институт или питерский, московский, но не на слишком популярные профессии, то 100 % хватает уровня образования, который обеспечивает школа. Если ты хочешь большего, нужны репетиторы, потому что конкуренция при поступлении выше. page_break

-8

Дмитрий Оскорбин, преподаватель математики в центре развития «Грани»:

- Почему нужны репетиторы? К сожалению, сейчас у современных подростков не очень высокая мотивация для того, чтобы самостоятельно заниматься.

Когда появляется репетитор, проблема мотивации снимается. С некоторыми учениками даже лучше поставить полицейского с дубинкой. Он бы справился лучше меня.

Так что проблема более глубокая. Она связана с мотивированием молодежи для занятий определенным видом деятельности. Для этого много чего нужно сделать. Например, чтобы человек, получивший образование, мог пойти трудиться по специальности. Для этого должна работать экономика. page_break

Почему современная система образования делает ставку на одаренных детей? Почему их готовы бесплатно учить, а других – нет?

-9

Виктория Яровикова, директор центра профориентации и довузовской подготовки АлтГТУ:

- Организатор нашего центра, который находится в Москве, поставил такую задачу – будем работать с одаренными детьми. Если бы у нас были финансовые возможности бесплатно заниматься с детьми среднего уровня, если бы была поддержка со стороны краевых, городских властей, мы бы этим занимались. Но пока в рамках нашего университета такая возможность есть только на платной основе. page_break

-10

Александр Зайцев, родитель «обычных» школьников:

- А в чем суть проблемы? Мне кажется, все абсолютно логично. У нас Калашников, Королев и другие люди, проявившие неординарные способности, и которым помогало государство, в итоге сделали прорывные технологии. Наоборот круто, что из общей массы людей пытаются выделить кого-то и создать для них особые условия, чтобы они потом смогли сделать прорывные вещи. Да никто не забывает про простых. Мое мнение: базовые условия, которые создает государство, есть и в деревне, и городе. Была бы мотивация у родителей, была бы мотивация у детей, и прорваться можно куда угодно. page_break

-11

Елена Степанова, президент Алтайской краевой общественной организации поддержки семейного образования «Альтернатива»:

- Причина перехода моего сына на семейное образование заключалась как раз в том, что он одаренный. Еще когда ему было шесть лет, нам сказали, что желательно идти в математическую школу. Но в Москве всего одна школа была для одаренных детей – «Интеллектуал». Чтобы туда попасть, нужно было записывать ребенка в пять лет. И я поняла, что на самом деле никто не работает с одаренными детьми, их скорее отбирают.

После первого класса я забрала ребенка на семейное образование. Дельфийские игры – золотая медаль. Мой сын дважды ездил в «Сириус» (математический центр в Сочи, - прим. ред. ИА «Банкфакс»).

-12

Ольга Казанцева, Уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае:

- В числе проблем, которые я выделяла за последнее время, не недостаток внимания к одаренным детям, а недостаток внимания к тем, кто не успешен в школе, кто с трудом осваивает основные программы в силу разных обстоятельств. У ребенка в первом классе может быть недоразвит фонематический слух и поэтому он пишет с проблемами. Система должна быть четко настроена на то, чтобы выявлять причины трудностей и организовывать коррекционную работу. Чуть больше года назад мы начали работу по возобновлению работы психолого-педагогических консилиумов во всех общеобразовательных организациях. В новых ФГОСах, которые вводят, отводятся дополнительные часы для того, чтобы у учителя было законное время для работы с детьми, у которых есть трудности.

Таким образом, точку роста я вижу в более внимательном отношении системы образования к детям, которые испытывают трудности в учебе. page_break

-13

Лариса Головина, клинический психолог:

- А как в формате одного образовательного учреждения совместить потребности столь разных детей? Тех детей, которые хотят брать больше, и тех детей, которые не могут взять средний уровень? Пока ответ один: это невозможно, их нужно делить. То, что сейчас происходит в школе – их смешивают – это попытка закрывать глаза на суровую реальность. По-моему, так нельзя делать. У нас даже система коррекционного образования не может вместить всех детей, которые в ней нуждаются. page_break

Как улучшить образование?

-14

Татьяна Пономарева, директор барнаульской школы № 52:

- Уделять больше внимание кадровым вопросам. Вкладывать в учителей, поднимать престиж профессии. Программы педагогических вузов должны быть практикоориентированными и включать большой блок психологической подготовки. page_break

-15

Инна Борисенко, директор барнаульской школы № 132:

- Невозможно учить, учитывая особенности детей, если в классе 36 человек. Как говорится, бытие определяет сознание: пока не будет уверенного экономического базиса, все наши благие пожелания останутся только на словах. page_break

-16

Жанна Михиенко, перевела дочь на семейное обучение:

- Семейное обучение – это когда родители не только сами учат детей, но и берут на себя все материальные заботы об образовательном процессе. Я хочу, чтобы в нашем городе была библиотека учебников для «семейников». Это вполне реализуемо. Надеюсь, что нас услышат. page_break

-17

Ольга Козодой, перевела сына на заочное обучение:

- Я считаю, что в классе должно быть 15 детей, а учителя должны их уважать, тогда все будет отлично.