Найти в Дзене
Блог Хеба

Достоверность информации. Часть 3

Оглавление

Содержание

Вступление

Терминология

Свойства информации

Избыточность информации

Оценка научной и образовательной информации

Исторический контекст

Википедия

Заключение

Вступление

В первой и второй части материала о достоверности и проверке информации, было много прикладных знаний, для самостоятельной оценки и правильного понимания всего того, что мы можем встретить в окружающем нас информационном пространстве. Я надеюсь, что эти сведения будут для вас полезны, но только в том случае если каждый из нас привыкнет анализировать данные и критически относится к любым сведениям извне.

Сегодня же, мы рассмотрим информацию с более научной точки зрения. Пожалуй, она не столь применима в реальной жизни, если вы не занимаетесь исследованиями или работой в области обработки данных, однако я постараюсь транслировать здесь и некоторые приёмы, которые могут помочь вам оценивать, в том числе и научную информацию. Кроме того, эти знания могут быть интересны, просто для общего развития, чтобы понимать глубину осмысленности различных процессов с научной точки зрения.

Так же, хотелось бы обозначить, что в статье лишь общая, обзорная информация по теме. То, что показалось, лично мне, важным или интересным. Если вы захотите разбираться в теме глубоко, то вам необходимо изучать Теорию информации, а это целые книги, так что прошу не пенять, если я что-то пропустил или упростил.

Терминология

У информации может быть множество определений, в зависимости от контекста и сферы применения, так что выведем для неё упрощённое определение. Информация – это сведения о предметах, фактах и идеях, которые в определённом контексте имеют определённый смысл. Я не буду вдаваться в историю определений и прочие философствования, иначе это займёт слишком много времени, при этом, не имея, в данном случае, особенного смысла.

Зато хотелось бы отметить, что в строгих определениях, информация отличается от данных. Поскольку данные – это представление информации в формализованном виде, пригодном для обработки или передачи, а сама информация это лишь смысл такого представления без конкретной формы.

Информация может отличаться по форме представления, способу восприятия и общественному значению.

Свойства информации

Информация имеет множество свойств, но с точки зрения полезности можно обозначить следующие: смысл и новизна, полезность, ценность, полнота, достоверность, адекватность, доступность, актуальность, объективность и субъективность.

Смысл и новизна – это свойство которое выделяет ту часть информации, что является новой для потребителя. Не смотря на очевидность, это довольно интересное свойство информации, поскольку его можно, не научно, назвать динамическим. Одна и та же информация в отношении смысла и новизны для каждого человека будет разной. Кто-то уже владеет этой информацией, и она не будет для него новой, в то время, как для другого человека, это свойство информации будет иным, она будет для него новой. Более того, одна и та же информация для одного и того же потребителя будет сначала новой, но после усвоения, перестанет обладать новизной.

Полезность информации уменьшает степень неопределённости сведений об объекте. Чем большую неопределённость она закрывает, тем более полезной является. В то же время полезность информации может иметь отрицательное значение – это дезинформация.

Ценность информации – это её свойство обладать различной степенью полезности, новизны и актуальности для различных потребителей. Та информация, которая для одного человека будет ценной, для другого может таковой не быть. Причём, не стоит считать, что дело здесь, только в необходимости той или иной информации. Потребитель, к примеру, может нуждаться в некоторой информации, но быть не способен понять её ввиду своей низкой подготовки. В таком случае ценность этой информации для него так же будет низка.

Полнота информации определяет достаточность данных для принятия решений или создания новых данных на основе имеющихся. Чем полнее данные, тем больше диапазон методов, которые можно использовать для получения некоего результата, и тем точнее будет сам результат.

Достоверность информации. Здесь стоит сделать замечание. Свойство достоверности информации в Теории информации, несёт несколько иной смысл, нежели в бытовом смысле, поэтому его трактовка несколько отличается от того, о чём мы говорили в прошлых статьях. Так вот, достоверность определяет степень искажения информации. Степень достоверности может быть уменьшена путём, как умышленных, так и неумышленных модификаций информации. Пример неумышленной модификации, хорошо всем известные слухи. Проходя через множество людей, информация может искажаться до такой степени, что теряет изначальный смысл. Особое значение достоверность информации имеет, когда она используется для принятия решений.

Адекватность, довольно хитрое свойство информации – это степень соответствия информации реальному положению дел (как раз то, что мы обычно называем достоверность). Интересно, что в соответствие с Теорией информации, неадекватная информация может создаваться на основе вполне достоверных данных.

Доступность – это мера возможности получить ту или иную информацию. К ней относится как непосредственная доступность самой информации, так и доступность методов её интерпретации. К примеру, вы можете иметь флешку с информацией, но не иметь средств, чтобы считать её.

Актуальность – степень соответствия информации текущему моменту времени. Это тоже крайне важное свойство. Достоверная и адекватная, но при этом устаревшая информация, может так же приводить к ошибочным решениям.

Объективность и субъективность информации. Объективность информации понятие относительное, однако, принято считать, что более объективная информация та, в которую методы её получения и обработки внесли меньше субъективности. Что, в общем-то, вполне логично.

В целом существуют и другие свойства информации, такие как защищённость, живучесть, комплексность и некоторые другие, однако они используются уже в своих, узких направлениях.

В теории информации есть и ещё один любопытный термин - это избыточность.

Избыточность информации

В Теории информации избыточность рассматривается как проблемное свойство информации, приводящее к усложнению её хранения и передачи. Но если мы обратим внимание на избыточность с бытовой точки зрения, то можем сделать несколько интересных суждений.

Избыточность информации позволяет нам использовать больше различных методов решения задач, что приводит к более креативным решениям.

Некоторые статьи утверждают, что избыточность информации позволяет нам рассеивать внимание, что воспринимается как отдых, например, при просмотре фильмов. Хотя, на мой личный взгляд, я бы сказал, что это ошибочно воспринимается как отдых, так как из-за информационной перегрузки мы просто перестаём обрабатывать большую часть получаемой информации, не успеваем её осмысливать. В итоге, современные фильмы мы часто смотрим, не думая из-за стремительно меняющихся сцен, и высокой динамики.

Оценка научной и образовательной информации

В целом, к оценке научной и образовательной информации можно подходить, примерно с теми же критериями, что мы рассматривали в статьях ранее. Поэтому, чтобы не повторяться, я обращу внимание лишь на некоторые особенности.

Особое внимание следует уделить личности и репутации автора, на которого вы ссылаетесь или которого читаете. Из сведений об авторе можно заранее узнать, пользуется ли он репутацией серьезного специалиста, есть ли у него ученые звания, и каково отношение к его публикациям в экспертном (научном) сообществе. Кроме того, часто можно узнать, о том, что автор склонен к продвижению тех или иных идей. И хотя, в этом нет ничего плохого, зная об этом факте заранее, вы сможете более трезво оценивать сведения от этого автора. Так же может быть полезно заранее почитать критику автора, а позже оценить, в какой мере она адекватна.

Определить репутацию автора так же можно обращая внимание на его цитируемость в других авторитетных источниках и официальных заявлениях значимых организаций.

Ещё раз возвращаюсь к тому, что все серьезные публикации должны быть рецензированы другими, независимыми специалистами. Если материал не рецензирован, то даже его происхождение от специалиста не гарантирует адекватность информации.

Для академической работы стоит так же отличать научные и ненаучные публикации. То, что в публикации говорится о науке ещё не значит, что она научная. Научные публикации делаются в специализированных изданиях напрямую связанных с научными центрами, такими как университеты, институты и академии. Ненаучные публикации могут издаваться коммерческими издательствами или самостоятельно.

Отдельно хотелось бы сказать об академиях в России. В РФ существует всего 4 государственных академии: Российская Академия Наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук и Российская академия художеств. Члены именно этих организаций могут считаться академиками. Многочисленные общественные академии, являются учреждениями независимыми от государства и выдают академические звания, так как сами считают нужным. Прочие образовательные учреждения с приставкой академия, вообще к реальным академиям отношения не имеют.

Своевременность и актуальность информации в научной работе так же имеет особое значение, так как наука в наше время стремительно развивается. Оценивая информацию стоит обращать внимание на даты публикации. Однако, устаревшие публикации так же могут принести пользу в научной работе, так как могут позволить проследить путь и трансформацию тех или иных идей и теорий.

Исторический контекст

Работая с данными из разных источников следует ещё учитывать исторический контекст – влияние, которое мог оказывать исторический период на автора той или иной публикации. Иногда из информации достаточно просто выкинуть откровенную пропаганду, для того чтобы она стала вполне удобоваримой и адекватной, а иногда стоит оценивать, какое давление мог испытывать автор публикуя ту или иную информацию. В большей степени это, конечно, касается именно исторической и биографической информации разных периодов.

Подобные оценки требуют большого багажа знаний и опыта. Разница между искренним мнением и мнением, высказанным под давлением общественности, государства или конкретных личностей, может быть незаметна без основательных знаний об историческом контексте. Вы можете даже не знать, что человек работал под давлением или был иным способом ангажирован. Наиболее распространёнными и простыми искажениями в этом отношении являются преуменьшения или преувеличения численности войск и потерь в исторических трактатах, в зависимости от того, кто именно их составлял.

Википедия

Википедия сейчас является одним из главных источников информации для обывателей, в том числе и сведений касающихся науки. Ей часто пользуюсь и я при подготовке своих статей. Однако, важно не забывать, что информация в Википедии добавлена разными, анонимными авторами. К тому же информация там может быть не точной, не актуальной или поверхностной. В то же время, Википедия может быть крайне полезна, если авторы указали достаточно ссылок на источники по которым была создана статья. Перейдя по ним и убедившись, что сведения получены из авторитетных источников, её вполне можно расценивать как достаточно адекватную и можно использовать даже в научных работах. Так же есть смысл ознакомиться с публикациями в Википедии на нескольких языках.

Таким образом «ненадежные» источники, если они располагают ссылками, могут быть ценными и хорошими указателями на действительно надежную информацию, чем имеет смысл пользоваться.

Заключение

На этом наш краткий экскурс в мир окружающей нас информации заканчивается. Во всяком случае, пока что. На будущее у меня ещё есть мысли для статьи на тему источников и первоисточников информации в историческом контексте, но об этом мы с вами поговорим позже.

Я надеюсь, что информация была вам полезна или, по крайней мере, интересна.

Источники:

Словарь информационных технологий ISO/IEC 2302:2015

Основы теории информации, Учебно-методическое пособие. О.В. Мотовилова – 2012 г.

Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "О науке и государственной научно-технической политике"