Найти тему
Тюменская линия

Тюменская мастерица возродила технику украшения ткани кобовой набойкой

Фото предоставлено Вероникой Чикишевой
Фото предоставлено Вероникой Чикишевой

Созданием традиционных костюмов, крестьянской одежды конца XVIII начала XIX века, тамбурной вышивкой и кубовой набойкой занимается тюменская мастерица Вероника Чикишева с 2015 года. Всю технологию она восстанавливала по старинным книгам и этнографическим записям.

"Раньше крестьяне полностью сами изготавливали ткани, декорировали их, шили из них одежду. В процессе изучения традиционного костюма, попыток его реконструировать и восстановить, столкнулась с тем, что таких тканей сейчас нет. Пришлось с нуля изучать всю технологию и воспроизводить техники, учиться самой создавать такие ткани. Сегодня я уже могу десять метров ткани изготовить за один день", - рассказала она корреспонденту информагентства "Тюменская линия".

Для создания ткани с кобовой набойкой мастер варит вапу — колеровочную пасту на основе глины по собственному рецепту.

"Это ручной труд, то что получится, зависит только от мастера и его рук, поэтому цена на такую ткань высокая. Метр ткани при стандартной ширине 1,5 метра стоит 4 тысячи рублей. Поэтому это только для истинных ценителей", - отметила Вероника Чикишева.

Клиенты у мастерицы — фольклорные коллективы, любители и ценители традиционной одежды из Ишима, Тобольска, Екатеринбурга, Нижневартовска, Ханты-Мансийска, Томска, Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга.

Кубовая набойка белыми орнаментами на синем фоне традиционно украшала рубахи, сарафаны, скатерти в народном быту. Резные деревянные набойки для орнамента Веронике изготавливают мастера из Перми, Пскова и Санкт-Петербурга.

"Под разные задачи нужны разные набойки. Кайма — это абсолютно традиционный орнамент, есть набойки под современные вещи с интересными принтами, есть более художественные рисунки. Резчик — это тот же художник, он не рисует одними и теми же красками, поэтому и штампы всегда получаются разнообразные. Для меня важно, чтобы штампы были от разных мастеров. Есть рисунки, которые мы сами вырисовываем и отдаем в резку под наш заказ. Много этнографии — это прямые копии со старинных принтов, есть авторские рисунки", - добавила Вероника.

По ее словам штампы, как любой инструмент изнашиваются, так как они сделаны из дерева, а при работе постоянно контактируют с водой.

"Приходится регулярно пропитывать их маслом, аккуратно обращаться и ухаживать за ними. Все зависит от мастера, насколько он бережно с ними обращается. Есть штампы, которым по 200-300 лет, они хранятся в музеях и в очень хорошем состоянии", - уточнила Вероника.

В наличии у мастерицы более 100 штампов от 1 см до 20 см в диаметре.

Еженедельно на мастер-классах Вероника со своими учениками создает свой волшебный мир на ткани: "Ко мне приходят люди, которые уже знакомы с этой техникой, практически все умеют делать сами. Используют мою мастерскую как коворкинг. Многие приносят готовые изделия, на которые наносят принт, декорируют их или красят. У каждого свой полет фантазии, свои идеи. Для меня это тоже источник вдохновения. С началом учебного года будут мастер-классы и для школьников, где ребята смогут познакомиться с этим мастерством".

В планах у Вероники иметь открытую мастерскую с большими панорамными окнами, где видно весь рабочий процесс печатания, при которой был бы свой небольшой магазин.

"Тогда любой желающий сможет прикоснуться к процессу создания ткани, попробовать что-то напечатать и здесь же купить понравившееся изделие", - подытожила она.

Ирина Шемякина

#тюменская линия #новости тюмени #регион72