Найти тему

Что такое адаптация малыша к условиям детского сада

В начале сентября, как правило, начинают работу группы для вновь распределенных в детские сады детей. Многие родители слышали, что первые дни самые сложные в жизни всех членов семьи. Предлагаю разобраться в том, что такое адаптация малыша к условиям детского сада и о чем необходимо помнить, чтобы детский сад стал любимым местом для дошкольника.

Адаптация – приспособление организма к новым для него условиям, создание новых привычек и стереотипов.

Представьте себе, что в этот самый момент вы оказались в Таиланде или на Северном полюсе. Вам пришлось бы привыкать к новому климату, новой еде, находить общий язык с незнакомыми людьми, прокладывать маршруты к незнакомым местам…

Детский сад в Нижнем Новгороде
Детский сад в Нижнем Новгороде

К чему привыкает ребенок:

🔅 Отсутствие родителей

Мама и папа – гаранты безопасности для ребенка. Малыш точно знает, что именно они помогут ему в любой ситуации, поэтому эмоционально спокоен и активен.

🔅 Чужой взрослый

Именно воспитатель должен стать таким гарантом безопасности на территории детского сада для малыша. А для этого требуется время.

🔅 Другой стиль общения

Педагог имеет другой голос, использует другие интонации, по-другому строит предложения и не всегда понимает с полуслова.

🔅 Новое помещение

Оно большое, организовано не так, как комната ребенка.

🔅 Постоянный контакт со сверстниками

Их много, они постоянно что-то делают, издавая повышенный уровень шума, забирают игрушки, хотят играть вместе.

🔅 Питание

Повара готовят на современном оборудовании - пароконвектоматах, но это не так, как приготовила мама. Еда по-другому лежит на тарелке, мама омлет дает со свежим огурчиком, а у него на тарелке омлет с кукурузой или зеленым горошком. А если ребенок больше всего любит на завтрак чай с кусочком пиццы?

🔅 Четкий режим дня

Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации:

Беспокойство

Тревожное состояние всегда сопровождает адаптацию. Следите: оно не должно зашкаливать!

Заторможенность или повышенная возбудимость

Это зависит от типа нервной системы малыша. Если преобладает возбуждение – ребенок чрезмерно активен, агрессивен, смеется взахлеб или плачет навзрыд. Если преобладает торможение – ребенок становится еще медлительнее, может выполнять монотонные движения. Задача взрослых – уравновешивать. Обнимать, гладить по спинке, просто сидеть рядом и тихонько разговаривать.

Капризность, раздражительность, повышенная агрессивность

Упрямство

Стремление к уединению

Дети, вообще, любят домики, палатки, рукодельные шатры. Они могут забираться под письменные столы и играть дома там, удобно расположиться за межкомнатной дверью и молча играть. Если вы наблюдаете похожее поведение малыша, соорудите ему укромное местечко и дайте возможность насладиться тишиной и уединением. Здесь же скажу, что нежелание пойти в гости к бабушке или друзьям в гости закономерно. Малыш очень соскучился по маме, ему хочется, чтобы выходной день прошел с ней, в привычных играх и заботах, чтобы никто не мешал наслаждаться ее запахом, голосом, прикосновениями.

Снижение или увеличение массы тела

Вспомните, как ведете себя вы, когда нервничаете. Отказываетесь от еды, нет аппетита или, наоборот, желание съесть что-нибудь постоянно преследует вас. Ребенок действует аналогично, поэтому если дошколенок отказывается есть, не заставляйте его силой, предлагайте в этот период те блюда, от которых он точно не откажется. Медицинские работники регулярно ребят взвешивают и контролируют этот показатель.

Недержание мочи

Вы забыли уже, что ваш ребенок может ходить с мокрыми штанами, а тут вдруг такое. Не ругайте малыша, сделайте вид, что вообще ничего необычного не произошло, переоденьте и играйте дальше. Это временное явление, все вернется на круги своя. В период стресса все силы ребенка направлены на сохранение психологического здоровья, поэтому происходит небольшой откат в сформированных привычках и умениях. Поступайте так же, как делали, когда приучали малыша к горшку, напоминайте сходить в туалет, будите ночью.

Сроки адаптационного периода:

Легкая адаптация – к 20 дню пребывания в детском саду у малыша нормализуется сон, аппетит, он не отказывается от общения со сверстниками и взрослыми, восстанавливается интерес к окружающему миру. Один раз переболел за этот период.

Средняя адаптация – через 20-40 дней поведенческие реакции восстанавливаются. Дважды может заболеть, это считается естественным ходом развития событий.

Тяжелая адаптация – к 60 дню поведение ребенка нормализуется. Опыт показывает, что такое бывает в единичных случаях, когда родители непоследовательны в своих действиях и не могут найти общий язык с педагогом.

От чего зависят сроки адаптационного периода:

1. Согласованность действий родителей и специалистов детского сада.

2. Последовательность действий родителей.

Только регулярное посещение дошкольного учреждения способствует благоприятному результату. Нельзя то сокращать, то увеличивать время пребывания малыша по своему собственному желанию, прислушивайтесь к рекомендациям педагога. Самые сложные дни - понедельник (после выходных) и пятница (конец недели, ребенок устал).

3. Подготовленность ребенка к детскому саду.

О том, как подготовить ребенка к детскому саду, написано на моем канале. Здесь напишу несколько слов про памперсы и возраст, с которого лучше всего начать ходить в дошкольное учреждение. СанПины не разрешают использование памперсов в детском саду, поэтому, чем раньше вы научите пользоваться ребенка горшком, тем для него будет комфортнее. Самый благоприятный возраст для начала посещения детского сада с 2-3 лет, именно в этом возрасте дошкольник проживает кризис 3 лет и стремиться к самостоятельности. Труднее всего детям в 1,5 года и в 5 лет.

4. Индивидуальные особенности малыша.

Основные трудности адаптационного периода

Расставание с родителями, плач

Если ребенок плачет при расставании с вами, значит, вы - хороший родитель. Он плачет, потому что еще не уверен в том, что его не оставят в детском саду навсегда. Напоминайте ему, что вы его обязательно заберете, когда он погуляет или поспит, пообедает или поужинает. Когда малыш плачет, он избавляется от негативных эмоций, они не накапливаются, поэтому происходит внутреннее опустошение, с ним легче. Если в пароварке не выпускать пар, она взорвется. Некоторые дети плачут с самого первого дня, кто-то начинает в середине адаптационного периода, когда приходит осознание, что так будет всегда, кто-то плачет в определенные дни недели или с определенной периодичностью. У всех по-разному! Помните, что воспитатель не даст плакать ему два часа, его задача максимально быстро наладить контакт с малышом и переключить внимание ребенка на интересную деятельность.

Навыки самообслуживания являются камнем преткновения только в том, случае, если малыш совсем никак не научился снимать или натягивать колготы, есть ложкой самостоятельно. При сборах на прогулку за каждой группой малышей закрепляются дополнительные сотрудники, которые помогают им одеваться на улицу и раздеваться, чтобы никто не стоял долго одетым и не мок в теплом помещении.

Прием пищи

Навыки опрятности

✔ Вредные привычки

Сюда относятся соски, бутылки, сосание пальца. Если малыш не отказался от этих привычек до похода в детский сад, отучать его дома от этих атрибутов в период адаптации нельзя. Этим вы займетесь после того, как ребенок адаптируется, и будет чувствовать себя комфортно.

Я желаю вам и вашим малышам скорейшего привыкания к детскому саду!

Спасибо, что прочитали статью до конца. Пишите в комментариях о своих переживаниях, делитесь опытом с другими родителями, что помогало в этот непростой период!