Найти тему
Belspace

Как вести учёт малому бизнес и кому это нужно

Бизнес — это интересно на этапе творчества. Все любят планировать, работать над продуктом, генерировать креативные идеи. А когда дело касается рутины — подсчетов, то большинство грустно вздыхает.

Нужен ли учёт малым формам бизнеса и если да, то как максимально упростить этот процесс?

Бухучёт — чаще всего «головная боль» ООО. Но в этом тексте мы будем говорить об ИП и самозанятых, так что сложные вопросы отчетности для компаний оставим на потом — если у вас, дорогие друзья, будет такой запрос.

КОМУ НУЖЕН УЧЁТ

Учёт нужен практически всем тем, у кого в проекте задействованы сотрудники/подрядчики/партнёры, есть расходные материалы и продажи.

В идеальном варианте управления своим проектом контролировать финансы нужно, конечно, всем.

Если вы знакомы с работой Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа», то понимаете, что анализировать финансы — это не только ПРО бизнес, но и ПРО личную эффективность. Но сейчас не об этом.

На практике у самозанятого, задействованного на 2-3 простых проектах, весь учёт сводится к ежемесячной отчетности перед заказчиком, а финальный итог фиксируется в приложении «Мой налог».

-2

КАК ВЕСТИ УЧЁТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ

Практически все предприниматели начинают вести учёт в тетради. Сейчас расскажем, почему это самый ненадежный вариант.

Расход чаще всего не фиксируется вообще или записывается на отдельной страничке (требование для сотрудников), чтобы впоследствии совсем запутаться в расчётах.

На втором уровне предпринимательской осознанности появляется табличка в Excel.

Это бесплатный и простой способ контролировать финансовую сторону своего дела.

Первая страница, которую нужно заполнить, — это смета своего бизнеса (тут важно отразить планируемые расходы и фактические).

Зачем вам эта информация:

1. Чтобы прогнозировать сроки окупаемости вашего дела;

2. Для ценообразования (есть и такая механика, но подходит не всем).

Следующий этап — инвентаризация.

Это тоже необходимо, чтобы контролировать остатки, проверять верность продаж. Сроки проведения инвентаризации для каждого варианта бизнеса свои.

По нашему опыту, кофеточка, работающая автономно, требует инвентаризации раз в месяц.

И самое главное — контроль продаж. Что именно, в каком объёме (если важно, то и в количестве), по какой цене и с какой скидкой (акцией) вы продаёте.

Контроль продаж — это то, что обязательно должны делать абсолютно все.

Понятно, что это самая приятная и волнительная часть работы, но означает она не только подсчёт вашей личной зарплаты.

Чем ещё может быть полезен контроль продаж:

1. Вы сможете анализировать сроки активных и пассивных продаж;

2. Вы сможете отслеживать, в какие дни, месяцы, сезоны и какие продукты продаются лучше и планировать акции для снижения кассовых разрывов;

3. Вы сможете вовремя убирать или менять товары, которые не пользуются спросом.

И последний этап контроля финансов — это сводная таблица. В ней всегда должны быть планируемые и фактические расходы вашего бизнеса на месяц.

Чаще всего из так и указывают — план/факт.

Планирование бюджета — это важный этап контроля финансов. Это поможет вам прогнозировать свои расходы на перспективу и масштабирование своего дела.

Понятно, что контролировать свой бюджет в табличке Excel, это бесплатно, но намного удобнее вести учёт в приложении или программе.