Полина Пайлис
Теодор hерцл (בנימין זאב הרצל, Биньямин Зеэв hерцл, 1860 – 1904).
Деятельность Т. hерцля как основателя и вождя сионистского движения продолжалась менее десяти лет, но уже при жизни его личность стала легендарной. Он сочетал в себе черты пророка и политического лидера, мечтателя и расчетливого администратора, романтического писателя и трезвого практика, рафинированного фельетониста и упорного борца за проведение в жизнь своих идей. Глубоко веря в правоту и осуществимость своих идеалов, он игнорировал насмешки окружающих и, несмотря на неимоверные трудности, твердо шел по намеченному пути. Само появление Т. hерцля на политической арене произвело революционный сдвиг в национальном самосознании еврейского народа, стимулировавший, в свою очередь, обострение чувства собственного достоинства и самоуважения у каждого еврея.
https://www.jewishencyclopedia.ru/?mode=article&id=11133&query=%C3%C5%D0%D6%CB%DC
Сотрудничество Т. hерцля и виленских сионистов началось в 1897 г. накануне Первого сионистского конгресса. В статье Ицхака Бройдеса представлены драматические перипетии, связанные с полученным от Т. hерцля приглашением на конгресс. Чтобы ответить согласием, местным сионистам пришлось преодолеть серьёзные внутренние колебания.
[в переводе: первое обращение д-р hерцля к виленским евреям].
אונזער פריינד [унзер фрайнд, на идише: наш друг], 1922, 28 июля.
Билет участника Первого сионистского конгресса.
Т. hерцл приезжал в Вильну (её во всём мире заслужено величали Литовским Иерусалимом) всего один раз. Прочесть об этой важной и для гостя, и для еврейской общины встрече можно на русском и идише:
1903, 2 августа.
Дебаркадер виленского ж.-д. вокзала.
1903, 12 августа.
Пребывание в Вильне д-ра hерцля.
О пребывании в Вильне главы сионистов д-ра hерцля «Буд.» [будущность] сообщает, что в день приезда его в Вильну улицы прилегающие к вокзалу были запружены народом. В помещении еврейского благотворительного общества «Цдоко гдойло» гостя встретили представители виленских еврейских учреждений, а также прибывшие сюда представители сионистов из Ковно (доктор А. Лапин, М. Брамсон, г. Вилк и д-р Шварц) и из некоторых других мест. Здесь д-ра hерцля приветствовали различные депутации.
Г. Найшуль прочитал адрес от имени виленской еврейской общины, составленный на еврейском языке писателем г. Явецом и разукрашенный рисунками художника Антоколького (племянником покойного скульптора).
Затем говорил присяжный поверенный Д. Л. Слонимский. Зеэв Явец поднёс гостю дорогой подарок – маленький, изящной работы свиток Св. Писания в бархатном облачении, в искусно сделанном киоте. Г. М. Брамсон приветствовал д-ра hерцля от имени ковенских евреев, в ознаменование приезда д-ра hерцля в Россию записали это событие в золотую книгу национального фонда. Д-р hерцль отвечал благодарственной речью и заявил, что он, со своей стороны, жертвует 100 рублей на национальный фонд во имя встречи, оказанной ему в Вильне.
. Д-р hерцл выехал из Вильно с ночным поездом, и проводить его явилась на вокзал масса народа.
Здание, в котором находилось благотворительное общество "צדקה גדולה" [цдоко гдойло, на иврите: большая благотворительность].
[дер фрайнд, на идише: друг, первая на жаргоне ежедневная газета в России, выходила в Петербурге].
1903, 20 августа.
[в переводе: д-р hерцл в Вильне].
1908, 12 августа.
1914, 27 июня.
Гостиница «Георгиевская» (справа) на одноимённом проспекте.
Немецкая улица.
Арье Найшул.
Верки, около 4 км от центральной части города.
Садовая улица.
“Heidod” – "הידד"– Ура!
Нижеприводимые статьи воскрешали в памяти виленчан приезд Т. hерцля в Литовский Иерусалим.
Свою статью Яков Выгодский начинает словами «В начале 20 века в среде виленской еврейской массы не было более любимого и популярного человека, чем Т. hерцл». Далее автор трепетно описывает пребывание лидера сионистов в Вильне:
[в переводе: hерцл в Вильне].
יידישע צייטונג
[идише цайтунг, на идише: идишская газета], 1919, 18 июля.
На основе официальных документов Ицхак Бройде пишет, что на прошении разрешить провести в Городском зале вечер на 80 человек, стояло «отказать», он передаёт и содержание рапортов полицейских, которые фиксировали каждый шаг гостя:
[в переводе: д-р Герцл и полиция].
אונזער פריינד
[унзер фрайнд], 1921, 26 июля.
И. Э. Тривуш анализирует, как Первый сионистский конгресс высветил сказанное Т. hерцлем на приёме у Бен – Иакова в Верках:
[в переводе: добавления к посещению Т. hерцлем Вильны].
אונזער פריינד
[унзер фрайнд], 1921, 31 июля.
Хайкл Лунски, сотрудник библиотеки им. М. Страшуна, рассказывает о реальных событиях, связанных с приездом Т. hерцля.
Планировалось, что Т. hерцл посетит библиотеку, Х. Лунски подготовил показать гостю самое ценное в ней.
На вокзал он приходил даже несколько раз, так как время приезда Т. hерцля не было известно.
Он стал свидетелем, какой восторг присутствовавших вызвало появление Т. hерцля.
Узнав о запрете посещения Большой синагоги, почти все собравшиеся там празднично одетые виленцы направились в Верки, куда на дачу к Бен – Иакову Т. hерцл уехал. Благодаря сопровождавшему главу сионизма Нисону Каценельсону Хайклу Лунски удалось попасть на вокзале в зал первого класса.
Довелось стать свидетелем, как тыча пальцем в Т. hерцля, один из находившихся там генералов изрёк: «Вот жидовский король».
Дрожа от волнения и страха, Х. Лунски подошёл к Т. hерцлю и побеседовал с ним:
[в переводе: д-р hерцл в Вилне].
אונזער פריינד
[унзер фрайнд], 1922, 16 июля.
[в переводе: д-р hерцл о своём посещении Вильны].
אונזער פריינד
[унзер фрайнд], 1923, 20 апреля.
28 октября 1998 г. в Вильнюсе установили мемориальную доску, посвящённую приезду в город Т. hерцля, со следующим текстом на идише (он дан в переводе) и на литовском:
«Дом бывшего верховного виленского Совета равинов.
В 1903 г. сюда нанёс визит великий деятель еврейского национального возрождения Теодор hерцль».
Безусловно, замечательно, что доска существует, но её содержание вызывает немалое недоумение.
Дом бывшего верховного виленского Совета равинов – поверим, что у автора данной фразы был на руках документ, подтверждавший этот факт, но почему же именно сам дом имеет первостепенное значение?
Кстати, в статье Б. Голдберга говорится, что Т. hерцл приезжал в общинный дом.
– маген Давид [щит Давида] – как объяснить его присутствие на доске? «Логотип» Совета равинов? Такого и быть не могло. И даже на надгробии Т. hерцля в Иерусалиме маген Давида нет.
В 1903 г. сюда нанёс визит великий деятель еврейского национального возрождения Теодор hерцль – но ведь «Цдоко гдойло» организовало встречу, которая оставила у гостя неизгладимое впечатление. И было бы нелишне указать месяц и день этой встречи.
Предполагаю, что характеристика, данная Т. hерцлю, написана не историком. Т. hерцл вошёл в историю как основатель и вождь сионистского движения.
Допущена и орфографическая ошибка в слове "באזוך".
Где-то года два назад председателю Еврейской общины Литвы было выслано письмо с предложением устранить недочёты на доске. Предложение исправить текст на доске было отвергнуто, дано лишь обещание, что будет исправлена орфографическая ошибка. Но воз и ныне там.
Не единственная ли эта мемориальная доска в городе, которая прикреплена так уродливо (фото сделано 5 августа 2022 г.)
3 августа 2023 г. исполнится 120 лет встрече виленцев и Т. hерцля. Может свершится чудо, и доска перестанет позорить Теодора hерцля.