Слушание клиента, выслушивание клиента — это базовый навык специалиста для любого направления психотерапии.
С выслушивания-слушания начинается любая сессия, в любой модальности.
Не стану более теоретизировать…
Попробую привести иллюстрацию из личного опыта, которая раскроет тему.
Разумеется лет 25 назад я посещал тренинги и там обучали установлению раппорта и выслушиванию…
Я все делал как «учили», но даже на тренировках «многое» не получалось
Мне удавалось (физически) слышать, но не удавалось «услышать» (Душой)
А в этих понятиях большая разница.
Разумеется, попробовал почитать авторитетов.
Например, замечательная книга на эту тему «Гештальт, ведущий к просветлению»
Задавал вопросы тренерам, терапевтам, а сам я тогда еще не работал.
И однажды получил шутливый ответ.
Ну, терапевт должен делать вид, что слушает, и тут очень важно кивать головой и попадать в такт с клиентом…
Меня это даже «обидело»
Потом я много раз слышал это выражение из разных уст.
И неужели вот то, чем мы занимаемся это всего лишь Набор Лицемерных Приемов?
Однако!
Именно это описание (о том, как не надо делать) и привело к появлению базового навыка слушать человека! И клиент — это только частный случай. Самый ответственный случай.
Первое, что я заметил!!!
Это когда не слушают меня. На переговорах, на моей терапии, на тренинге, в динамической группе.
В этот момент я понял, что мне кивают головой…
А мне в ответ не хочется раскрываться, и можно дальше не продолжать…
Да и не сможешь продолжить!
Потом мне удалось заметить и почувствовать, что меня слушают.
Удивляющее чувство! До сих пор удивляющее меня…
Это были разные ситуации, большая часть не из психологии.
Потом я стал вести тренинги и давать консультации…
И на основании своего ощущения я стал выстраивать свое слушание…
Я настраивал себя изнутри, зная как это по чувству и только во вторую очередь как это сделать содержательно.
Выслушивание делает чудеса, буквально
И ведь верно, что бы применить интерпретацию, ведущую к интеграции необходим контекст…
И контекст, самораскрытие контекста начинается с внимательного выслушивания…
Терапевтическая интервенция не может висеть в воздухе, она должна быть связана с клиентской историей…
И для этого самой истории надо дать появиться…
Я начинаю давать себе отчет о возникшем переносе-и-контр переносе сканируя свою способность внимательно выслушать.
Если я замечаю, что отвлекаюсь на свои мысли побуждения, то задаю себе вопрос:
» А что уж такого сказал клиент, что ты хочешь сбежать?»
«Что ты не захотел услышать?»
Разумеется, это возвращает в терапевтическую позицию.
В завершении хотел бы заметить, что навык слушания-выслушивания не может быть установлен раз и навсегда, после чего этим уже можно не заниматься.
Этот навык, как и многие навыки консультанта требуют постоянного совершенствования.
Очень недавно, один молодой коллега (начинающий) помог мне усовершенствовать-переустановить мой навык слушания…
Я поблагодарил и спросил: «А где вы этому научились?»
Ответ был удивительным: «Так слушает моя бабушка!»
--
Автор статьи: Гончаров Дмитрий (психолог)
Источник: https://psyh.info/article/professija-psiholog/kak-slushat-klienta.html