Найти тему
Жорик – историк

Репрессии и красный террор. 5 вопросов о культурной революции в Китае

Оглавление

Феномен культурной революции еще долго будут обсуждать китаеведы, в то время как в современном Китае предпочитают не вспоминать эти жестокие страницы своей истории. "Большая ошибка" – так коротко и скромно называют культурную революцию, случившуюся в самый расцвет правления Мао Цзэдуна.

В историю этот период вошел отнюдь не преобразованиями в области культуры, как первоначально можно судить из названия. Наоборот, культурная революция – это синоним террора, погромов, репрессий и смертей сотен тысяч людей, которые поставили страну фактически на грань катастрофы.

Мао Цзэдун/ © wikipedia.org
Мао Цзэдун/ © wikipedia.org

Почему именно культурная?

Термин "культурная революция" впервые употребил Ленин в 1923 году, подразумевая под ним обучение населения грамотности и распространение просветительской работы среди сельского населения. Главная цель такой революции по Ленину состояла в том, чтобы марксистская идеология стала не пустым звуком, не застывшей догмой, а превратилась в личные убеждения каждого человека.

А в Китае же все началось с критики линии партии, которая развернулась не в газетах и на партийных собраниях, а в культурной сфере. Китайский народ славится своей дипломатичностью, поэтому критиковать напрямую власть считалось крайней мерой, а вот высказаться иносказательно в театральных постановках, в рассказах и пьесах было нормальным явлением.

Ответом на эти "провокации" зарождающейся оппозиции стала критика этих культурных явлений, которая закончилась "Директивой 5–16". Так называлась резолюция Пленума ЦК, в которой сообщалось, что в страну проникли чуждые китайскому народу элементы, готовые захватить власть и сменить курс с коммунистического на капиталистический. Было это 16 мая 1966 года. Именно эта дата и считается началом великой китайской культурной революции.

Зачем она была нужна?

Власть Мао Цзэдуна стала абсолютистской только в последние годы его правления. А до этого в стране существовала оппозиция, причем чем больше было провалов в экономической и политической областях, тем выше она поднимала голову, и тем громче начинала критиковать линию партии.

Пропагандистский плакат времен культурной революции/ © wikipedia.org
Пропагандистский плакат времен культурной революции/ © wikipedia.org

Был такой недолгий период в Китае – "Большой скачок". Эта экономическая компания, нацеленная на резкий подъем экономики страны, закончилась крахом. Ну разве можно заставить полностью аграрную страну за два года резко стать на промышленные рельсы? Причем, методы индустриализации достойны отдельного рассказа. Чего только стоила одна выплавка черного металла в каждой захудалой деревеньке кустарным способом. А всеобщая кампания по истреблению воробьев?

В общем "Большой скачок" закончился великим голодом, от которого по разным подсчетам умерло от 20 до 40 миллионов человек. Разумеется, в Китае зрело недовольство ошибочным курсом Мао, иначе и быть не могло.

Второй фактор политический. "Большой брат и великий сосед" Советский Союз вдруг решительно осудил сталинский курс, назвав его ошибочным. В Китае совершенно не поняли развенчание "культа личности" Сталина, а Хрущевская политика на экономическую либерализацию вообще была воспринята Мао Цзэдуном как угроза существованию компартии Китая.

И вот в этих условиях в стране поднимают голову противники политики Мао. Они пытаются критиковать курс развития страны, обвиняют Мао Цзэдуна в провале "Большого скачка", призывают не враждовать, а дружить с Советским Союзом и брать с него пример в экономике.

В этой ситуации единственный выход для Мао был в резком "закручивании гаек" и истреблении оппозиции, в противном случае все бы закончилось его отстранением от власти. Вот так и возникла идея большого террора, получившая интеллигентное название "культурной революции".

Как она проходила?

Все началось с кампании под названием "огонь по штабам". Любил Мао Цзэдун давать иносказательные названия своим программам. В 40-х годах борьба с оппонентами носила название "Исправление стиля", как будто речь шла не о внутренней политике, а об эссе на конфуцианскую тему. Вот и в этот раз "огонь по штабам" не имел ничего общего с военными действиями. Это было самоорганизованное народное движение, стремление рабочего класса и революционной молодежи очистить общество от зажравшихся партийных функционеров, а вместе с ними и от интеллигенции и духовенства.

15-летняя школьница, участница движения хунвейбинов/ © wikipedia.org
15-летняя школьница, участница движения хунвейбинов/ © wikipedia.org

В стране стали стихийно появляться отряды хунвейбинов (красногвардейцев), единственная цель которых была в поиске классовых врагов и расправе над ними. А поскольку точного определения кто является классовым врагом, а кто нет, не было, то под "огонь по штабам" мог попасть любой – партийный чиновник, крестьянин, профессор университета, военный, монах.

Разгрому подвергалось буквально всё, что на взгляд хунвейбинов не соответствовало коммунистической морали. Была разгромлена Пекинская опера, потому что там шли чуждые трудовому народу постановки. Разграблены книжные магазины, так как продавали враждебную литературу. Единственной разрешенной книгой в стране в тот период стал цитатник Мао в яркой красной обложке, цитатами из которого "революционеры" буквально общались между собой. Они могли на улице остановить любого человека, и если у него не было с собой заветной красной книжицы, забить того насмерть. Более того, цитатники Мао даже стали выпускать в пластмассовой обложке, с которой легко можно было смыть следы крови – людей на улицах забивали этими книгами.

Цитатник Мао Цзэдуна/ © autogear.ru
Цитатник Мао Цзэдуна/ © autogear.ru

Громили храмы и монастыри. Досталось даже Великой Китайской стене. Кормчий Мао в одном из выступлений высказал сомнение в ее необходимости в самом центре Китая. Результат – десятки километров разобранной до самого основания древней постройки.

Доставалось всем. Женщин ловили и отрезали им косы и крашеные волосы. Студентов и учителей в городских школах насильно депортировали на работу в деревни, дабы они не вздумали отрываться от народа. При этом правоохранительные органы фактически не вмешивались в происходящее – хунвейбины получили полную свободу действий.

Репрессии хунвейбинов/ © wikipedia.org
Репрессии хунвейбинов/ © wikipedia.org

Страна постепенно стала погружаться в хаос. Промышленность фактически остановилась, более половины всех государственных и партийных чиновников потеряли свои посты, многие были убиты самым жестоким образом. Да, оппозиции внутри партии больше не существовало, но и государственной системы тоже.

Когда движение хунвейбинов стало выходить из-под контроля, Мао Цзэдун, до этого одобрительно взиравший на творимые в стране бесчинства, решил, что реку народного гнева пора загонять в русло жестких ограничений. В города и села была введена армия, которая за полгода навела в стране порядок. Руководители хунвейбинов были публично расстреляны, а сотни тысяч рядовых бойцов отправили в ссылку в отдаленные провинции.

Публичная казнь во время культурной революции/ © dw.com
Публичная казнь во время культурной революции/ © dw.com

Все эти бесчинства длились в стране год – с 1966-го по 1967-й, и за это короткое время Мао Цзэдун смог выполнить свою главную цель – расправиться с оппозицией внутри страны и окончательно закрепиться у власти. Теперь уже вплоть до самой смерти.

Когда закончилась культурная революция?

Ошибочно думать, что с ликвидацией движения хунвейбинов в стране наступил мир и порядок. Культурная революция продолжилась, правда теперь она проходила в более цивилизованных рамках и была направлена на создание культа личности "великого кормчего".

Все это шло еще 9 лет и завершилось в 1976 году одновременно со смертью Мао Цзэдуна. Власть в стране попытались перехватить его соратники и последователи, так называемая "банда четырех". Но партия, уставшая от погромов "культурной революции" и от обожествления "великого кормчего" решила по-другому. В октябре 1976 года вся мятежная четверка была арестована и власть в стране перешла к бывшему до этого в опале Дэн Сяопину.

На этом культурная революция была закончена, а страна перешла к социализму с китайской спецификой, который и помог совершить Поднебесной гигантский экономический скачок в будущем.

Дэн Сяопин/ ©  AP Photo
Дэн Сяопин/ © AP Photo

Какие у нее были последствия?

По оценкам главной партийной газеты Китая "Жэньминь жибао", сделанным в 1979 году, в ходе культурной революции пострадало около 100 миллионов человек. Но скорее всего данные несколько завышены и газета включила в жертвы еще и тех, кто умер от великого китайского голода, случившегося в годы "большого скачка".

По более скромным оценкам число погибших от террора и репрессий приближается к цифре 1,5 миллиона человек. И это не только пострадавшие от рук хунвейбинов, но и попавшие в жернова "зачисток", проведенных Народно-освободительной армией Китая.

Кроме людей пострадало и китайское наследие. Были уничтожены тысячи памятников, сожжено миллионы книг, разрушены сотни храмов и монастырей.

Сейчас время культурной революции дипломатично называют в Китае "большой ошибкой", а Мао Цзэдун несмотря ни на что, остается самым почитаемым руководителем. По проведенным опросам 85% жителей Поднебесной считают, что его заслуги перед страной превосходят по своему значению допущенные им ошибки.

Да, культурная революция была, да, она принесла много жертв, но если бы ее не было, то не было и современного Китая как великой экономической державы. Так считает большинство китайского населения, предпочитая просто не вспоминать о событиях полувековой давности.

Одним из ярких проявлений того периода была народная кампания поклонения манго, которое вдруг неожиданно стало не просто фруктом, а главным символом великих идей Кормчего нации:

(При написании статьи была использована информация с сайтов: ru.wikipedia.org; aif.ru; inance.ru; dw.com)