"Лет через 50 «православие» как организация и структура станет совсем маргинальным явлением".
А.Г. Дунаев
Это мнение мне достаточно давно известно. Причина вроде бы на виду. Средневековая мировоззренческая «модель» мира и человека в нём, уже не имеет безусловного влияния на молодые умы. Не так давно Патриарх назвал стремительное развитие медицинских и генетических технологий серьезным вызовом традиционному обществу и христианскому взгляду на человека. Но увы, реальность навязывает свои «правила игры». Архаичные представления о человеке, истории, мире, универсуме и т .д. и т.п. мало способствуют в трудоустройстве на современную высокооплачиваемую работу. Можно конечно физически жить в XXI веке, а ментально и по уровню знаний быть в XIII –том, но жить будет очень трудно. Либо идти работать/служить в церковь. Там эти «мировоззренческие модели» ещё работают.
«Умирание» религии в современном технологическом обществе и мире в целом отмечается исследователями аж с 2011 года. Речь идёт о таких странах как Австралия, Австрия, Ирландия, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Финляндия, Чехия и Швейцария. При анализе данных переписей использовался метод нелинейного динамического моделирования, аналогичный тому, который в 2003 году позволил предсказать Дэниелю Адамсу из Северо-западного университета (штат Иллинойс) гибель малоиспользуемых языков.
Я ранее писал. Неуклонно растет доля верующих людей, не причисляющих себя вообще ни к какой конфессии. Социологи стали замечать этих людей уже с середины 1990-х: в мире обнаружились верующие Богу, не принадлежащие ни к одной из известных религий мира. Сначала это наблюдение показалось курьезом и следствием неграмотно составленных опросных листов. Тогда еще никто не мог представить, что пройдет чуть менее 20 лет и число «верующих без религии» даже в такой традиционно религиозной стране, как США, вплотную приблизится к 15 процентам. Этим людям не нужны храмы, обряды, культы и… священнослужители. При этом они верующие и их больше миллиарда.
Современный религиозный мир столкнулся с новой реальностью. И это - основной и главный вывод, который необходимо осознать религиоведам и «профессиональным верующим». Крайне интересная, глобальная тенденция. Я бы сказал, многозначительная.
Слова Христа о том, что: «врата ада не одолеют её» (если под церковью понимать: «ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» Мф 18:20) вечны и безусловны. Правда на статус единственно-истинной «церкви Христовой» претендуют сотни (если не тысячи) различных христианских конфессий, деноминаций, общин и т.д. Поди разберись, кто там «малое или большое стадо».
Вообще, тема реального количества благочестивых людей (а не официально декларируемых) в РПЦ МП, требует отдельного поста. Хотя несколько слов об этом сказать нужно. Православный член РПЦ МП знает, что воскресный день – день, который он обязан посвятить Богу. Это Закон иудейского Декалога: «Шесть дней делай и совершай в них дела твои, а день седьмой Господу Богу твоему» (Исх. 20. 9). Православный христианин должен пойти в храм к Божественной Литургии и причаститься Святых Христовых Тайн (что делали древние христиане – обязательно причащаясь в «день Господень»).
Понятно, что человек может заболеть или священник может его не допустить до чаши, по каким-то причинам, но главный смысл, думаю, понятен. Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь. Сначала старается прийти к службе попозже, а затем и вовсе перестает посещать храм Божий».
Канонические правила недвусмысленно говорят: «Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного» (9 Апостольское правило).
Вот так, как-то. Не сходил в храм без объяснительных причин – свободен!
Очень важно, что свят. Феофан Затворник писал по этой теме: «В древности христиане причащались за каждой службой, но они и жили соответственно. Если вы можете так жить, как жили первые христиане, то пожалуйста, причащайтесь каждый день, а я так жить не могу».
Честный был человек. Не боялся говорит суровую правду. А кто сегодня, кроме редких и исключительно скрытых от греховного мира монахов, может так жить? Если благочестивые православные узнают о них, для последних – это будет страшная беда! Паломники, трудники, «руссо туристо», властьимущие люди, рванувшись к ним… разрушат их хрупкий, духовный мир. Не дай Бог!
Не стоит обижаться, когда идеологические оппоненты называют РПЦ МП – «религией 2 максимум 3%» , а не религией которую исповедуют от 60 до 86% живущих в России людей. Те же 2 – 3 % фигурируют и в статистике МВД России. (Это сухие статистические данные о посещаемости главных православных праздников – Рождества Христова и Пасхи). Совершенно очевидно, почему иерархам нравятся последние цифры, но об этом, в другой раз. Тем паче, это политическая тема.
К сожалению, приходится констатировать, что реальная православно-христианская экклесия России, будучи численно ничтожной, без очень серьёзной поддержки ГосСистемы (включая финансовую, информационную, силовую, административную и т.д.) играла бы, мягко говоря, весьма незначительную социальную, образовательную, мировоззренческую роль. Есть люди Системы, которые уверены в колоссальном значении и влиянии РПЦ МП на общественное сознание. Добавьте к этой картине отсутствие у властьимущих большого «проекта Будущего» (консолидирующего современное российское общество) и Идеологию (функцию которой заменили религии), то пазл сложится. Это не удивительно. Факт того, что элиты «живут на других планетах», а общество на планете Земля, давно тривиален. И это не только проблема России.
Преподобный Нил Сорский выступал против близости Церкви и государства, считая этот «брак по принуждению» губительным (в духовном смысле) для первой. К сожалению, Нил Сорский и его сторонники проиграли. Постановления Стоглавого Собора, созванного в Москве в 1551 г., приняли сторону иосифлянства. Пять из девяти владык, участвовавших в заседании Собора, поддержали преподобного Иосифа Волоцкого. Предупреждения Нила Сорского остались «гласом вопиющего в пустыне».
Боюсь, что дьяк «всея Руси» и Ко по своему правы. При гипотетической смене политического режима в России (надеюсь не кровавого!) и радикального разворота уже новой Системы от архаично-религиозного мировоззрения в сторону научно-технологического (а не в сторону «бутовского полигона», как опасаются некоторые православные), роль организации РПЦ МП станет маргинальной. В этом случае, никакие 50 лет будут не нужны. При вышеописанном сценарии, всё произойдёт намного быстрее. История России знает такой пример. Но, безусловно, православная церковь никуда не исчезнет.
Я напомню о презабавном историческом факте. В XVIII веке французский философ-просветитель Вольтер предсказал, что через сто лет на Земле не останется ни одной Библии. Христианство будет сметено с лица земли и уйдет в дремучие анналы историю. Словно в насмешку, через пятьдесят лет после его смерти Женевское Библейское общество печатает Библию в доме Вольтера! На его собственном старом печатном станке (sic!). Ребятам не отказать здоровом юморе. И мир изобилует подобными примерами.
Нужно помнить всегда, что катастрофы уничтожают многие живые виды, но не саму жизнь!
Просто время комфортного православия – закончилось.
И это нужно осознать со всей ясностью!