Найти в Дзене
ПОЗИТИВно о СПОРТивном

Как поколение Шипулина звездную болезнь ловило, и почему это сильно повлияло на весь российский биатлон

Да, были времена...Помните, как буквально совсем недавно, когда Шипулин был в топе сильнейших и расцвете сил, наши парни эстафету на чемпионатах мира выигрывали, а в топ-10 Общего зачета Кубка мира было два россиянина, один из которых - ругаемый всеми сейчас Гараничев? Это я уж не говорю о том, что Антон даже пытался за Большой глобус бороться, а малый в масс-старте даже выиграл. В общем, интересно было смотреть. Правда, омрачало все происходящее то, что внутри мужской команды творилось не пойми что. Даже не стоит заострять внимание на блате и кумовстве, которые отечественному биатлону присущи в любое время и при любой власти. Нет, в те годы все было куда веселее. Тогда, за стенами гостиниц и под завывание ветра на стрельбище происходило теперь уже историческое противостояние, изменившее всю систему тренировочного процесса в СБР: спортсмены забирали власть в свои руки и отодвигали вышестоящее руководство и тренеров на второй план. Советская система подготовки спортсменов была заточена

Да, были времена...Помните, как буквально совсем недавно, когда Шипулин был в топе сильнейших и расцвете сил, наши парни эстафету на чемпионатах мира выигрывали, а в топ-10 Общего зачета Кубка мира было два россиянина, один из которых - ругаемый всеми сейчас Гараничев? Это я уж не говорю о том, что Антон даже пытался за Большой глобус бороться, а малый в масс-старте даже выиграл. В общем, интересно было смотреть.

Правда, омрачало все происходящее то, что внутри мужской команды творилось не пойми что. Даже не стоит заострять внимание на блате и кумовстве, которые отечественному биатлону присущи в любое время и при любой власти. Нет, в те годы все было куда веселее. Тогда, за стенами гостиниц и под завывание ветра на стрельбище происходило теперь уже историческое противостояние, изменившее всю систему тренировочного процесса в СБР: спортсмены забирали власть в свои руки и отодвигали вышестоящее руководство и тренеров на второй план.

Советская система подготовки спортсменов была заточена под жесткую иерархию кадров, где атлет становился достаточно подневольным исполнителем, беспрекословно подчиняющимся как начальству, так и тренерам. Перечить наставнику было бесполезно, ругаться с чиновниками от спорта бессмысленно. В итоге, биатлонисты по большей части выполняли все указания свыше и работали только так, как им скажут. Были, конечно, исключения (например, Александр Тихонов), но подобное еще заслужить надо было, что удавалось далеко не каждому.

В перестроечный период сложившаяся спортивная иерархия начала рушиться, а в биатлоне апогей наступил в 2010-х, когда с приходом в руководство СБР олигарха Прохорова, а затем коррумпированного Кравцова биатлонистов вывели на первый план, поставив их во главе подготовки. Грубо говоря, конвейер по производству спортивных кадров превратился в обслуживание отдельных атлетов, добравшихся до мало-мальски приличных результатов. Тренеры, сервисеры, массажисты, функциональщики, врачи - все они стали лишь приложением к основной сборной, обеспечивающим персоналом, поставленным на одну ступень иерархической системы ниже тех, кто выходил на старт. Грубо говоря, обслуга.

В чем это выражалось? Да во всем! Спортсмен, недовольный тренером, мог потребовать его замены (как было с Лопуховым, при котором команда показывала феноменальные результаты, но его требовательность не устраивала атлетов, поэтому они написали коллективное письмо с требованием его отставки). Если же наставник более или менее устраивал, то атлет мог без особых последствий отклоняться от тренировочного плана, пропускать сборы, выполнять другую работу или же снижать нагрузки. Такой биатлонист не мог быть наказан, а если тренер все-таки начинал устраивать разборки, то биатлонист жаловался вышестоящему начальству, и то требовало прекратить "нападки на спортсмена".

Само собой, в таких условиях начали падать результаты. За слабое выступление команды спрашивали с тренера, который, в свою очередь, мало что мог ответить, ведь основные решения принимал не он. В следствие этого сборную накрыла чехарда кадров, и только спортсмены оставались незыблемы. Как бы странно это ни звучало, но их не считали виноватыми в происходящем.

Показательна история с Дмитрием Малышко, выигравшим пару гонок на этапах Кубка мира, и почувствовавшим себя после этого одним из лидеров сборной, которому можно все. Ходили истории, что он мог позволить себе уйти с тренировки, заниматься своими делами или семьей. Но при этом его место в основе было незыблемо независимо от результатов. Дошло даже до того, что его личные тренера с упоением рассказывали о "заезде в сороковочку", как о достойном выступлении атлета.

Сейчас то поколение, ставшее звездами внутри команды независимо от международных результатов, уже уходит на покой. Но последствия их привилегированного положения видны до сих пор. Так, авторитет тренера до сих пор не восстановлен, и многие считают совершенно нормальным решать свои проблемы через голову наставника напрямую с руководством СБР. То, что такого рода действия могут разрушить весь подготовительный процесс - этого биатлонисты осознать не могут. И что хуже, не понимают и в Союзе биатлонистов. Ну или не хотят понимать.

Но только о каких высоких результатах можно мечтать, если до сих пор не выстроена правильная иерархия, и нет четкого понимания, как и чьими руками создается результат? Ситуация с Халили, Серохвостовым и Бабиковым с их уходом от Каминского без ведома самого тренера - это еще один маркер того, что СБР работает неправильно.

Если Вам было интересно, то ставьте «мне нравится» и подписывайтесь на мой канал. Здесь всегда все честно и с любовью к спорту.

Также присоединяйтесь к моему каналу в Телеграм, ведь там больше новостей, а также нет цензуры, поэтому говорить можно свободно.

Спасибо!