Найти тему
MisSova

«Талантливый мистер Рипли»: книга от лица убийцы, в которой ты сочувствуешь ему, но не совсем

Оглавление

Присвоение личности и детектив, в котором нет расследования и поиска убийцы тоже нет, потому что он уже найден. История, в которой не нужно искать причин преступления, потому что мы их знаем еще до того, как само преступление будет совершено.

Почему? Да потому что книга написана от лица самого преступника. И мы видим как он сначала "доходит до жизни такой", потом совершает преступление, а уже после пытается выкрутиться. И все это - "Талантливый мистер Рипли" П. Хайсмит.

Мистер Рипли и Дикки Гринлиф в современной экранизации. Коллаж автора
Мистер Рипли и Дикки Гринлиф в современной экранизации. Коллаж автора

Бедный мистер Рипли

История мистера Рипли невероятно интересна, хоть и начинается весьма типично.

Он - сирота, воспитывающийся тетей, которая вроде бы и богата, но племянника, очевидно, была вынуждена взять по обязанности, а не любви: каждый раз, когда мистер Рипли вспоминает о своем детстве, это какие-то эпизоды с унижением и обидой.

В конечном итоге Том сбегает из дома и уезжает в большой город. Он думает, что сможет там пробиться, стать актером, но первая же неудача ломает его.

Теперь Том вынужден влачить нищенское существование, жить приживальщиком у приятелей, случайных знакомых. Нищета и убогость обстановки, собственной жизни угнетают Рипли, но деваться ему некуда.

Пока... в его жизни не появляется шанс. Этим шансом оказывается Ричард "Дикки" Гринлиф - богатый прожигатель жизни, чей отец обеспокоен образом жизни сына.

Он просит Тома вернуть сына из Италии, где он рисует картины и живет в свое удовольствие, в Америку, где он станет работать на семейную фирму. Для этого Гринлиф-старший даже спонсирует Тома приличной суммой денег и покупает билет первого класса.

Жизнь начинает улыбаться мистеру Рипли.

Проблемы

В Италии он сдруживается с Дикки. Его жизнь для Тома - предел мечтаний: богатый дом, путешествия, знакомства, праздный образ жизни.

Вот только подруга Дикки мешает Тому - она постоянно говорит Гринлифу, что Рипли - не самый лучший человек, что он опасен, что он причиняет ему вред и тянет с него деньги. Самое ужасное, что Дикки верит ей, верит несмотря на то, что Том пытается настроить приятеля против подруги.

История начинает принимать неприятный оборот. Том понимает, что скоро его попросят из дома, а там уже снова придется жить неприятной жизнью: бедной, убогой, без знакомств.

Тогда он решается на поступок, который изменит его жизнь.

Преступление без наказания

Том решает убить Дикки Гринлифа. Но не просто убить его, а присвоить себе личность приятеля.

Для этого он изучает его манеру двигаться и говорить, подделывает его почерк, крадет одежду и паспорт.

Преступление совершено. Но будет ли наказание?

Теперь мы, читатели, наблюдаем за аферой Тома: как он учиться быстро перевоплощаться и путешествует по Европе. По тем городам, где никто не знает Дикки Гринлифа.

Как он все больше и больше превращается в другого человека, и как ему удается водить за нос родных и близких Гринлифа, которые, словно что-то почувствовав, бьют во все колокола и пытаются увидеться с Ричардом.

Вокруг Тома сжимается круг: только кажется, что у него получилось выйти сухим из воды, как новая проблема требует экстренных решений. И он снова вырывается. И снова. И снова.

Коварный текст

То, что повествование идет от лица преступника, как бы "переворачивает" текст. Ты начинаешь сочувствовать негодяю.

Даже больше: каждый раз, когда кажется, что вот и все, он попался, сердце сжимается. Почему-то не хочется, чтобы убийца попался, а хочется, чтобы ему все сошло с рук.

И когда читаешь, как его допрашивает полиция, как за ним охотятся родные и близкие Дикки, реально боишься, что кто-то что-то начнет подозревать, что Том попадется.

Безумно хочется, чтобы преступник остался на свободе и безнаказанно пользовался нечестно приобретенным имуществом.

В этом состоит коварство текста - повествование от первого лица смещает акценты. Неправильная "правда" Тома словно размывает границы, ты начинаешь думать, что "плохо" - это "хорошо".

И только когда отойдешь от этого, начинаешь задумываться. Секундочку!

Секундочку!

Какой-то тип приезжает в дом к богатому мальчику, заводит с ним дружбу, живет за его счет и настраивает его против друзей. А потом в один момент решает убить его, потому что мальчик начинает что-то подозревать.

Потом присваивает себе его жизнь, его доходы и живет себе припеваючи. А ты, как читатель, ему еще и сочувствуешь.

Прелесть, правда?

В этом плане текст просто потрясающий. С одной стороны, он глубоко психологичный. Невероятно интересно влезть в шкуру злодея.

Читать о преступлении глазами преступника тоже достаточно любопытно. Смотреть на то, как он крадет чужую личность - бесценно. Но наблюдать за тем, как автор одновременно еще и играет с тобой как с читателем... Да, эта книга стоит того, чтобы ее прочитать.

А вы читали детективы Хайсмит? Нравятся ли вам истории, рассказанные от лица преступника?