Фашизм - самое худшее проявление человеческого морального падения. Его можно победить, уничтожить.... А что делать с теми кто стал жертвой фашизма, как им помочь? Возможна ли помощь после зверства, ведь человек остаётся телесным и духовным инвалидом на всю оставшуюся жизнь.
Борис Лавренёв в рссказе "Старуха" описал жизнь женщины после нашествия фашистов. Девять моряков-радистов пришли на хутор расположенный на карте, чтобы расположиться на отдых.
Хутор был сожжён до тла, торчали обгорелые печи, как напоминание того, что когда-то была здесь жизнь. Повсюду виднелись воронки от разорвавшихся бомб.
Посреди этой разрухи стояла уцелевшая хата и возле неё хлопотала старуха. Моряки попросились переночевать, старуха сухо согласилась. Много кто ночевал у неё, все были сами по себе и она сама по себе.
Не привыкли морячки к такому приветствию, тем более от своих. Заподозрили неладное. Как так может быть, что фашистские факельщики все хаты пожгли, а эту оставили, да как старуха фашистов принимала, тоже проверить не лишним будет.
Убрали дурные мысли из головы натерпелась небось, теперь и белый свет не мил. И зубов то у ннеё нет совсем, поди только воду одну и может пить. Решили помочь ей по хозяйству и подкормить немного.
Может и её сын солдат сейчас их матерей кормит.
Стали дом мыть, чистить, старуха повеселела. Только при вопросе как при фашистах жилось, плакать ачинала. Жили со старухой как с родной матерью, о сокровенном разговаривали, душевные тайны доверяли.
Время к зиме шло, а старуха вся в рванье ходит. Решили ей одежду новую пошить, один моряк до войны женским портным был. Как вручили обновы у старухи стали глаза мокрые и руки затряслись.
Когда переодетая старуха стояла в избе, она показалась морякам другой женщиной. Выпрямилась её согнутая спина, в глазах появился блеск и даже беззубыйрот заулыбался моложе....
С этих дней старуха ещё приветливее стала. Старуха спину тёрла иногда моющемуся, когда товарищей рядом не оказывалось. Матери грех стесняться.
Как узнала старуха, что моряки скоро уедут плакать начала. С вами жить заново начала, а без вас, хоть в могилу ложись.
Стали утешать, до войны жизнь повидала, да и осле до ста лет ещё годков двадцать доживёшь. Вырвалсь от них старуха и закричала.
Да за чтож людям такая мука? Кто на за неё заплатит? Что же это? Д знаете ли вы, сколько мне лет? Всё меня мамашей да бабулей называете, а мне тридцать третий год пошёл... Вот, что они со мной сделали, проклятые!
Моряки стояли в оцепенении, за какие грехи нужно так нд людьми издеваться. Нет таких слов, чтобы описать зверства фашизма.
- Ну годки! Нет нам возврата домой, пока не будет так, чтобы все их фашистские учки поседели до сорока и подохли, воя над своей падалью!
Прощай сестра сказали моряки !
Благодарю за лайки и подписку !