Найти тему

Как начать свой бизнес в кейтеринге

Оглавление

Однажды мы делали подборку советов о том, как общепит может увеличить доход в период летнего сезона. Нам казалось, что одно из очевидных и простых решений — добавить кейтеринг к своим традиционным услугам. Эксперты отрасли рассказали, как сильно мы заблуждаемся, и поделились своим опытом. Так родилась серия интервью об особенностях выездного питания. Читайте первую часть из этой серии.

Почему возрос интерес к кейтерингу

За время пандемии и локдауна интересы потребителей сместились в сторону кейтеринга, выездного ресторанного обслуживания.

Даже те, кто предпочитал домашней еде ресторанную, стал заказывать ее на дом. Отметить свадьбу, день рождения или корпоратив не в заведении, а приватно, на своей территории — дома, на даче, в снятом коттедже или просто на природе — тоже стало логичным решением.

Там, где рестораны теряли позиции, кейтеринг выигрывал, и интерес к этому виду бизнеса вырос.

Насколько сложен этот жанр индустрии общепита? Ведь кейтеринг — это гораздо больше, чем просто доставка готовых блюд. Это работа большой команды профессионалов выездного обслуживания. Здесь совсем другие бизнес-процессы и производственные циклы. Об этом мы поговорили с создателями кейтеринговых компаний Екатеринбурга.

Как пришли в кейтеринг

Давайте познакомимся с шефами и узнаем, как они пришли в кейтеринговый бизнес. Казалось бы, все должно начинаться с солидной материальной базы, оборудованного помещения и профессиональной техники. Но нет, стартовать можно с казана для плова и клетчатой сумки челночника.

-2
Чем я только не занимался до общепита! Токарь, товаровед, радиоэлектронщик. В 1990-е занялся бизнесом. Когда появились деньги, я начал ходить в рестораны. И вдруг мне стало интересно: а как это устроено? Бесплатно работал на кухне, чтобы разобраться. А когда понял, что кое-что могу, начал возить горячие обеды в офисы. Готовил у себя на кухне, заказы возил в китайской клетчатой сумке на трамвае. А получал заказы на пейджер. Долгое время я развивался благодаря тому, что люди «из уст в уста» передавали добрые отзывы о моей еде. Времена менялись. Мы разрастались, многому пришлось учиться — от управления до освоения новых кухонь.

-3
Наш кейтеринг начался в 2015 году с маленьких заказов, которые приходили из группы ВКонтакте. В основном они шли по рекомендациям — сарафанное радио. Постепенно мы создали сайт, через который тоже пошли заказчики. Начальные вложения были порядка 50 000 рублей, на данный момент вложений более 10 млн рублей.

-4
Меня заворожила узбекская кухня, ее вкусы и ароматы. Ее блюда, как загадка из восточной сказки. Хотелось разобраться, как достигаются эти вкусы. И я начал готовить у себя дома для друзей. Стал делиться находками в соцсетях, и как-то раз меня попросили организовать корпоратив на 30 человек. Я понял, что этот шанс надо использовать. Было страшно, прямо трясло, но все получилось. Потом подкинули еще один заказ, еще один… Материальная база формировалась постепенно: сначала один маленький казан и шумовка, доски, ножи из дома, потом казан побольше… Позже я устроился поваром в ресторан, ставил узбекское меню, занимался всем: от закупа до подачи. Многому научил тайский шеф-повар Мумианг Чатчай (Moomiang Chatchai), он из династии, которая готовила королям Таиланда. А потом позвонил знакомый: «Паша, через три дня сможешь за 600 км в лесу сделать плов на 300 человек?». Занял денег, купил большой казан, продукты. С этим клиентом мы работаем до сих пор, обслуживаем мероприятия российского уровня. Главное не бояться. Тогда жизнь начинает подкидывать возможности.

Как искали себя и своего клиента

Безусловно, любой проект начинается с четкого позиционирования. Что сделать своей фишкой, уникальным торговым предложением? Чем отличаться от конкурентов? Чем привлекать клиентов? На какую аудиторию сделать ставку? Вот что ответили уважаемые шефы.

-5
Когда я еще сам развозил свои заказы и звонил в дверь, меня спрашивали: «Кто там?», а отвечал: «Ваш обед». Вот так и родилось название. Оно простое, не гламурное и суть отражает. Тем более, что изначально компания занималась корпоративным питанием, кормили обедами сотрудников завода ЖБИ. Только потом мы стали переходить от корпоративного питания в кейтеринг, ивент-кейтеринг и кулинарную гастрономию. А потом оказалось, что ивент-кейтеринг самый выгодный, и он помогал зарабатывать. Потому что на корпоративном кейтеринге зарабатывать очень сложно. Грубо говоря, это хлеб. А ивенты — масло и икра на этот хлеб. Чем я хотел привлекать клиентов? Готовить не из тухлых продуктов. До этого я работал в кафе и ушел оттуда, потому что там было ужасно. И тех, кто там работал, я позвал с собой. Сказал: «Хотите из нормальных продуктов готовить?». С ними и открыл «Ваш Обед». Слоган у нас был тоже простой и понятный: «Вкусно. Красиво. Удобно».

-6
Наш кейтеринг и на старте, и по сей день отличается красотой оформления, изяществом блюд. А еще авторизацией и систематизацией всех процессов. Название придумали с женой: я придумал слово, а она написание. В то время я увлекался французской кухней и часто работал с шалфеем. А жена придумала логотип CHALFEI, в котором было сходство уже со знаменитым брендом Chanel. С каждым годом у нас добавлялись новые фуршетные направления. Начали с банкетов, потом пошли фуршеты. После занялись BBQ (барбекю) и сделали его крутейшим: со стильным оформлением и анимационными станциями, когда блюда готовятся интерактивно, на глазах у гостей. Дальше мы взялись за детские дни рождения, потом за кофе-брейки. А в 2022 году развили нашу доставку готовых сетов — мобильный фуршет.

-7
Найти свой стиль, свою нишу, свою фишку и из этой точки разворачивать свою историю — самое важное. Когда начались постоянные заказы, появилась необходимость поставить все на коммерческие рельсы, разработать предложение по меню, прайсы, название. У меня даже сомнений не было, как называться — «Чудеса кейтеринг. Выездная чайхана». Главная идея: в меню присутствуют только те блюда, которые нам удалось прочувствовать, найти «тот самый», народный, настоящий рецепт. Когда из условных пяти ингредиентов рождается, как шестое чувство, новый вкус, который ни с чем не спутать. Поэтому самые ценные отзывы для нас: «Да, это тот самый узбекский плов!», «Это настоящая солянка!». Такое отношение к делу приводит нужную аудиторию, то есть маркетинг настраивается сам собой. Мы работаем в жанре, который назвали «премиальная полевая кухня». То есть можем организовать питание для нескольких тысяч человек в любых условиях, при этом вкус будет не хуже, чем в ресторане. Если тебе нравится то, что ты делаешь, ты ни при каких условиях не возьмешь плохие продукты, не упустишь никаких мелочей в процессах, не будешь экономить на заготовках. Тогда всё получается.

Как организовали производственную базу

Кейтеринг — это не менее серьезное производство, чем ресторан. По мнению наших экспертов, 80% процентов успеха выездного банкета или фуршета зависит от грамотной подготовки. Цеха для формирования заготовок, холодильное оборудование, вакуумирование, четкая система хранения полуфабрикатов, место для качественной упаковки — всё для того, чтобы блюда на мероприятии были свежими, при необходимости горячими, а их сборка и подача на месте занимало минимум времени.

-8
Когда мы уже развернулись с доставкой обедов, нужно было искать серьезную базу: помещение с полным циклом производства, со всеми положенными кухне цехами и оборудованием, площадь не меньше 100 квадратных метров. И такое пространство нашлось на территории завода ЖБИ: столовая и производственные цеха общей площадью 720 кв. м. Хорошим бонусом была возможность отработать новые блюда, ввести в дополнительное меню и протестировать их вкус, получив обратную связь от гостей, сотрудников завода.

-9
За семь лет мы сменили пять помещений, каждый раз увеличивая площади. В ремонт последнего мы вложили 1,3 млн рублей. Главные критерии, которые мы предъявляли к площадке: хорошая вентиляция, достаточно электрической мощности и естественный свет.
-10
Мы занимаемся уличными мероприятиями, и нам, по сути, нужен казан, очаг, дрова и заготовки. Посуда у нас, как правило, премиальная одноразовая. Для каких-то банкетов, где нужен фарфор, мы берем его в аренду. У нас до сих пор нет стационарного помещения: используем дружественные площадки для производства заготовок. Достаточно уже на месте действия грамотно организовать все процессы.

Как подбирали персонал

Особенность кейтеринга в том, что в один день может быть сразу несколько мероприятий, а потом ни одного в течение недели. Должен ли быть постоянный штат или можно приглашать людей на аутсорсинге? Эксперты рассказали и об этом.

-11
В разное время у меня работало разное количество людей: от двух до двухсот. Сначала один сотрудник, потом два, потом пять. Потом стабильно 20 человек на кухне. На некоторые проекты вроде VIP-зоны выставки «Иннопром» или открытия башни «Исеть» сотрудничали с известными в городе шефами: Владимиром Олькиницким, Аркадием Кузевановым, Дмитрием Крутовым, Иваном Хромцовым.
-12
В начале запуска кейтеринга у нас работало четыре человека, сейчас наш постоянный штат 28 человек. На мероприятиях на аутсорсинге работало более 80 человек в день. В пандемию все отдохнули две недели, и мы всех вернули на производство.
-13
Постоянного штата у нас нет, но есть ключевые люди: сильные шеф-повара, которые в теме уличного кейтеринга. Шеф-повар приглашает помощников, которые делают подготовительную работу: нарезают овощи, собирают канапе, салаты под его чутким контролем. Таких людей мы находим под определенные задачи, но ответственность за их работу лежит на шефе каждого проекта.

Какие мероприятия оказались самыми-самыми

Кейтеринг интересен своей непредсказуемостью. Сегодня день рождения шестилеточки, завтра презентация премиального бренда, послезавтра — масштабный беговой марафон. Мы спросили, какие мероприятия особенно запомнились.

-14
Заказчиком была федеральная ритейл-компания. Одновременно три площадки в разных городах, всего на 4 300 человек. Три «Камаза» поехали ночью в три города. Там с шести утра начали монтировать площадки. Самая большая была в Челябинске, и я надел кандуру (длинное белое арабское мужское платье — прим. ред.), арабский платок, темные очки, сандали и ходил вокруг казанов. А гости, сотрудники компании, шептались: «Смотрите, араба привезли! Плов арабский готовит!». Со мной фотографировались, автографы брали. Еще греческую тему для одного из банков классно сделали. Было четыре площадки: напитки, оливки, хлеб и молекулярная кухня с сорбетами, которые на глазах гостей готовил шеф-повар Евгений Урюпин. Фонтан с напитками. Палатка с оливковыми деревьями и маслом, которое я привез с Кипра. Огромный греческий фуд-корт, 60 наименований. И еще было шесть площадок (их сейчас называют анимационными станциями), где готовили горячие греческие блюда.
-15
За семь лет работы мы провели более 5 000 мероприятий, и трудно выделить что-то одно. Однако поняли свои возможности: своими силами мы можем организовать фуршет на 1 000 персон или банкет на 700 человек.
-16
Мы с 2016 года обслуживаем международный марафон TransUral, и где только не были! Например, организовали питание на ультрамарафоне «Перевал Дятлова — плато Маньпупунёр» с вертолетной заброской людей, продуктов и оборудования. Имел значение каждый килограмм. Одна бригада на старте, другая — на финише, дров в горах нет, вода далеко. Задача: трехразовое питание сотни человек без потери нашего традиционного качества. К большому сожалению, марафон отменили из-за погоды, хотя всё уже было готово. Я находился на финише и видел, как шел горизонтальный ливень, бытовки раскачивало ветром. На старте же наш шеф-повар проснулся в палатке от того, что под ним потекла река! В итоге мы застряли на неделю и кормили всех в лагере. А через два дня после возвращения мы кормили марафон «Европа — Азия»: 2 000 порций пасты болоньезе, и 800 порций (рагу, гречка, плов) для волонтеров. А на утро мы должны были с TransUral отправиться под Салехард. Стояла жара, нужно было довезти в целости скоропорт и мясо (на тушёнку мы не согласны). Как нам это удалось — наше ноу-хау. Это был незабываемый опыт.

В следующих публикациях коснемся особенностей составления эффективного меню для службы кейтеринга. А ещё расскажем о главной боли — кадрах: как управлять приглашенными поварами и официантами так, чтобы выездное мероприятие не превратилось в хаос.