Однажды мы делали подборку советов о том, как общепит может увеличить доход в период летнего сезона. Нам казалось, что одно из очевидных и простых решений — добавить кейтеринг к своим традиционным услугам. Эксперты отрасли рассказали, как сильно мы заблуждаемся, и поделились своим опытом. Так родилась серия интервью об особенностях выездного питания. Читайте первую часть из этой серии.
Почему возрос интерес к кейтерингу
За время пандемии и локдауна интересы потребителей сместились в сторону кейтеринга, выездного ресторанного обслуживания.
Даже те, кто предпочитал домашней еде ресторанную, стал заказывать ее на дом. Отметить свадьбу, день рождения или корпоратив не в заведении, а приватно, на своей территории — дома, на даче, в снятом коттедже или просто на природе — тоже стало логичным решением.
Там, где рестораны теряли позиции, кейтеринг выигрывал, и интерес к этому виду бизнеса вырос.
Насколько сложен этот жанр индустрии общепита? Ведь кейтеринг — это гораздо больше, чем просто доставка готовых блюд. Это работа большой команды профессионалов выездного обслуживания. Здесь совсем другие бизнес-процессы и производственные циклы. Об этом мы поговорили с создателями кейтеринговых компаний Екатеринбурга.
Как пришли в кейтеринг
Давайте познакомимся с шефами и узнаем, как они пришли в кейтеринговый бизнес. Казалось бы, все должно начинаться с солидной материальной базы, оборудованного помещения и профессиональной техники. Но нет, стартовать можно с казана для плова и клетчатой сумки челночника.
Чем я только не занимался до общепита! Токарь, товаровед, радиоэлектронщик. В 1990-е занялся бизнесом. Когда появились деньги, я начал ходить в рестораны. И вдруг мне стало интересно: а как это устроено? Бесплатно работал на кухне, чтобы разобраться. А когда понял, что кое-что могу, начал возить горячие обеды в офисы. Готовил у себя на кухне, заказы возил в китайской клетчатой сумке на трамвае. А получал заказы на пейджер. Долгое время я развивался благодаря тому, что люди «из уст в уста» передавали добрые отзывы о моей еде. Времена менялись. Мы разрастались, многому пришлось учиться — от управления до освоения новых кухонь.
Наш кейтеринг начался в 2015 году с маленьких заказов, которые приходили из группы ВКонтакте. В основном они шли по рекомендациям — сарафанное радио. Постепенно мы создали сайт, через который тоже пошли заказчики. Начальные вложения были порядка 50 000 рублей, на данный момент вложений более 10 млн рублей.
Меня заворожила узбекская кухня, ее вкусы и ароматы. Ее блюда, как загадка из восточной сказки. Хотелось разобраться, как достигаются эти вкусы. И я начал готовить у себя дома для друзей. Стал делиться находками в соцсетях, и как-то раз меня попросили организовать корпоратив на 30 человек. Я понял, что этот шанс надо использовать. Было страшно, прямо трясло, но все получилось. Потом подкинули еще один заказ, еще один… Материальная база формировалась постепенно: сначала один маленький казан и шумовка, доски, ножи из дома, потом казан побольше… Позже я устроился поваром в ресторан, ставил узбекское меню, занимался всем: от закупа до подачи. Многому научил тайский шеф-повар Мумианг Чатчай (Moomiang Chatchai), он из династии, которая готовила королям Таиланда. А потом позвонил знакомый: «Паша, через три дня сможешь за 600 км в лесу сделать плов на 300 человек?». Занял денег, купил большой казан, продукты. С этим клиентом мы работаем до сих пор, обслуживаем мероприятия российского уровня. Главное не бояться. Тогда жизнь начинает подкидывать возможности.
Как искали себя и своего клиента
Безусловно, любой проект начинается с четкого позиционирования. Что сделать своей фишкой, уникальным торговым предложением? Чем отличаться от конкурентов? Чем привлекать клиентов? На какую аудиторию сделать ставку? Вот что ответили уважаемые шефы.
Когда я еще сам развозил свои заказы и звонил в дверь, меня спрашивали: «Кто там?», а отвечал: «Ваш обед». Вот так и родилось название. Оно простое, не гламурное и суть отражает. Тем более, что изначально компания занималась корпоративным питанием, кормили обедами сотрудников завода ЖБИ. Только потом мы стали переходить от корпоративного питания в кейтеринг, ивент-кейтеринг и кулинарную гастрономию. А потом оказалось, что ивент-кейтеринг самый выгодный, и он помогал зарабатывать. Потому что на корпоративном кейтеринге зарабатывать очень сложно. Грубо говоря, это хлеб. А ивенты — масло и икра на этот хлеб. Чем я хотел привлекать клиентов? Готовить не из тухлых продуктов. До этого я работал в кафе и ушел оттуда, потому что там было ужасно. И тех, кто там работал, я позвал с собой. Сказал: «Хотите из нормальных продуктов готовить?». С ними и открыл «Ваш Обед». Слоган у нас был тоже простой и понятный: «Вкусно. Красиво. Удобно».
Наш кейтеринг и на старте, и по сей день отличается красотой оформления, изяществом блюд. А еще авторизацией и систематизацией всех процессов. Название придумали с женой: я придумал слово, а она написание. В то время я увлекался французской кухней и часто работал с шалфеем. А жена придумала логотип CHALFEI, в котором было сходство уже со знаменитым брендом Chanel. С каждым годом у нас добавлялись новые фуршетные направления. Начали с банкетов, потом пошли фуршеты. После занялись BBQ (барбекю) и сделали его крутейшим: со стильным оформлением и анимационными станциями, когда блюда готовятся интерактивно, на глазах у гостей. Дальше мы взялись за детские дни рождения, потом за кофе-брейки. А в 2022 году развили нашу доставку готовых сетов — мобильный фуршет.
Найти свой стиль, свою нишу, свою фишку и из этой точки разворачивать свою историю — самое важное. Когда начались постоянные заказы, появилась необходимость поставить все на коммерческие рельсы, разработать предложение по меню, прайсы, название. У меня даже сомнений не было, как называться — «Чудеса кейтеринг. Выездная чайхана». Главная идея: в меню присутствуют только те блюда, которые нам удалось прочувствовать, найти «тот самый», народный, настоящий рецепт. Когда из условных пяти ингредиентов рождается, как шестое чувство, новый вкус, который ни с чем не спутать. Поэтому самые ценные отзывы для нас: «Да, это тот самый узбекский плов!», «Это настоящая солянка!». Такое отношение к делу приводит нужную аудиторию, то есть маркетинг настраивается сам собой. Мы работаем в жанре, который назвали «премиальная полевая кухня». То есть можем организовать питание для нескольких тысяч человек в любых условиях, при этом вкус будет не хуже, чем в ресторане. Если тебе нравится то, что ты делаешь, ты ни при каких условиях не возьмешь плохие продукты, не упустишь никаких мелочей в процессах, не будешь экономить на заготовках. Тогда всё получается.
Как организовали производственную базу
Кейтеринг — это не менее серьезное производство, чем ресторан. По мнению наших экспертов, 80% процентов успеха выездного банкета или фуршета зависит от грамотной подготовки. Цеха для формирования заготовок, холодильное оборудование, вакуумирование, четкая система хранения полуфабрикатов, место для качественной упаковки — всё для того, чтобы блюда на мероприятии были свежими, при необходимости горячими, а их сборка и подача на месте занимало минимум времени.
Когда мы уже развернулись с доставкой обедов, нужно было искать серьезную базу: помещение с полным циклом производства, со всеми положенными кухне цехами и оборудованием, площадь не меньше 100 квадратных метров. И такое пространство нашлось на территории завода ЖБИ: столовая и производственные цеха общей площадью 720 кв. м. Хорошим бонусом была возможность отработать новые блюда, ввести в дополнительное меню и протестировать их вкус, получив обратную связь от гостей, сотрудников завода.
За семь лет мы сменили пять помещений, каждый раз увеличивая площади. В ремонт последнего мы вложили 1,3 млн рублей. Главные критерии, которые мы предъявляли к площадке: хорошая вентиляция, достаточно электрической мощности и естественный свет.
Мы занимаемся уличными мероприятиями, и нам, по сути, нужен казан, очаг, дрова и заготовки. Посуда у нас, как правило, премиальная одноразовая. Для каких-то банкетов, где нужен фарфор, мы берем его в аренду. У нас до сих пор нет стационарного помещения: используем дружественные площадки для производства заготовок. Достаточно уже на месте действия грамотно организовать все процессы.
Как подбирали персонал
Особенность кейтеринга в том, что в один день может быть сразу несколько мероприятий, а потом ни одного в течение недели. Должен ли быть постоянный штат или можно приглашать людей на аутсорсинге? Эксперты рассказали и об этом.
В разное время у меня работало разное количество людей: от двух до двухсот. Сначала один сотрудник, потом два, потом пять. Потом стабильно 20 человек на кухне. На некоторые проекты вроде VIP-зоны выставки «Иннопром» или открытия башни «Исеть» сотрудничали с известными в городе шефами: Владимиром Олькиницким, Аркадием Кузевановым, Дмитрием Крутовым, Иваном Хромцовым.
В начале запуска кейтеринга у нас работало четыре человека, сейчас наш постоянный штат 28 человек. На мероприятиях на аутсорсинге работало более 80 человек в день. В пандемию все отдохнули две недели, и мы всех вернули на производство.
Постоянного штата у нас нет, но есть ключевые люди: сильные шеф-повара, которые в теме уличного кейтеринга. Шеф-повар приглашает помощников, которые делают подготовительную работу: нарезают овощи, собирают канапе, салаты под его чутким контролем. Таких людей мы находим под определенные задачи, но ответственность за их работу лежит на шефе каждого проекта.
Какие мероприятия оказались самыми-самыми
Кейтеринг интересен своей непредсказуемостью. Сегодня день рождения шестилеточки, завтра презентация премиального бренда, послезавтра — масштабный беговой марафон. Мы спросили, какие мероприятия особенно запомнились.
Заказчиком была федеральная ритейл-компания. Одновременно три площадки в разных городах, всего на 4 300 человек. Три «Камаза» поехали ночью в три города. Там с шести утра начали монтировать площадки. Самая большая была в Челябинске, и я надел кандуру (длинное белое арабское мужское платье — прим. ред.), арабский платок, темные очки, сандали и ходил вокруг казанов. А гости, сотрудники компании, шептались: «Смотрите, араба привезли! Плов арабский готовит!». Со мной фотографировались, автографы брали. Еще греческую тему для одного из банков классно сделали. Было четыре площадки: напитки, оливки, хлеб и молекулярная кухня с сорбетами, которые на глазах гостей готовил шеф-повар Евгений Урюпин. Фонтан с напитками. Палатка с оливковыми деревьями и маслом, которое я привез с Кипра. Огромный греческий фуд-корт, 60 наименований. И еще было шесть площадок (их сейчас называют анимационными станциями), где готовили горячие греческие блюда.
За семь лет работы мы провели более 5 000 мероприятий, и трудно выделить что-то одно. Однако поняли свои возможности: своими силами мы можем организовать фуршет на 1 000 персон или банкет на 700 человек.
Мы с 2016 года обслуживаем международный марафон TransUral, и где только не были! Например, организовали питание на ультрамарафоне «Перевал Дятлова — плато Маньпупунёр» с вертолетной заброской людей, продуктов и оборудования. Имел значение каждый килограмм. Одна бригада на старте, другая — на финише, дров в горах нет, вода далеко. Задача: трехразовое питание сотни человек без потери нашего традиционного качества. К большому сожалению, марафон отменили из-за погоды, хотя всё уже было готово. Я находился на финише и видел, как шел горизонтальный ливень, бытовки раскачивало ветром. На старте же наш шеф-повар проснулся в палатке от того, что под ним потекла река! В итоге мы застряли на неделю и кормили всех в лагере. А через два дня после возвращения мы кормили марафон «Европа — Азия»: 2 000 порций пасты болоньезе, и 800 порций (рагу, гречка, плов) для волонтеров. А на утро мы должны были с TransUral отправиться под Салехард. Стояла жара, нужно было довезти в целости скоропорт и мясо (на тушёнку мы не согласны). Как нам это удалось — наше ноу-хау. Это был незабываемый опыт.
В следующих публикациях коснемся особенностей составления эффективного меню для службы кейтеринга. А ещё расскажем о главной боли — кадрах: как управлять приглашенными поварами и официантами так, чтобы выездное мероприятие не превратилось в хаос.