Недавно солист группы “Руки Вверх” Сергей Жуков обзавелся собственным жильем (ранее артист пользовался съемным), которое сейчас выглядит поистине шикарно. И все это благодаря Борису Олеговичу Уборевичу-Боровскому — известному российскому архитектору с 40-летним стажем. За его плечами десятки крупных городских проектов от реконструкции Государственного Музея Искусств Народов Востока до Застройки Ходынского поля. Помимо этого, в его послужном списке множество частных интерьеров, в том числе для знаменитостей. Одним из них и стал дом Сергея Жукова. Мы поговорили с Борисом об особенностях его профессии, тенденциях в дизайне интерьеров и работе над домом Сергея Жукова. Если вы хотели узнать о дизайне и архитектуре из первых уст, то этот материал специально для вас.
Чем же занимается архитектор?
Возможно, если вы не слишком близко знакомы с темой, то представление о профессии архитектора у вас создано кинематографом — человек, задумчиво стоящий над громадным планом нового сооружения и старательно чертящий там линии.
На самом деле существует огромное количество специализаций и каждая в определенном смысле уникальна. Есть архитектор-градостроитель, архитектор- объемщик, архитектор, который занимается жилыми домами или интерьером и т.д. У каждого из них своя сфера ответственности, но при этом, они также должны разбираться и в смежных специализациях. По словам Бориса Олеговича, хороший архитектор, если он действительно увлечен своей профессией, может заниматься всем.
Поэтому объем работ архитектора, прежде всего, зависит от масштаба проекта. При проектировании большого жилого района, комплекса или крупного административного здания на архитектора возлагается больше ответственности. В определенном смысле, по словам Бориса, архитектор стоит на вершине пирамиды из очень большого количества специалистов. Если вы занимаетесь интерьером, то объем этой пирамиды заметно сокращается.
“При масштабных городских проектах в одну экспертизу вам нужно отнести и защитить порядка 25 разных отдельных проектов, каждый из которых вы должны понимать и знать. Там очень многое связано с фундаментом работы, с конструктивом, инженерией, инсталляцией с фасадными материалами, климатологией и многим другим”.
По словам Бориса, работы в такой ситуации действительно много, и она отвлекает архитектора от главной задачи — создания образа. В случае с частным интерьером вы можете полностью погрузиться в художественное творчество и больше думать о сути вашей профессии.
“В любом случае профессия архитектора переводится как главный строитель. Архитектор должен понимать, знать и уметь все, что связано со строительством”.
Что сейчас модно?
По мнению Уборевича-Боровского, в 2021 году на интерьеры стало возлагаться очень много задач. Связанно это само собой с эпохой пандемии и карантина. Сейчас многие люди перешли на удаленную работу и поэтому начали предъявлять больше требований к собственному жилью. Борис убежден, что если человек целыми днями сидит и работает дома, то у него должно быть грамотно организовано рабочее место, чтобы продуктивность и сконцентрированность оставалась на высоком уровне. Помимо этого, по словам архитектора, проводя больше времени дома люди стали и гораздо серьезнее относиться к окружающему их интерьеру. Поэтому современный интерьер должен не утомлять и не приедаться, чтобы вы не сошли с ума, сидя большую часть времени в четырех стенах.
“Интерьер должен расслаблять. Интерьер должен иметь много воздуха и хороший климат. Там не должно быть каких-то резких сочетаний, кричащих цветов. Интерьер является продолжением жизни человека”.
Да, конечно, в 2022 году все может измениться, если пандемия наконец отступит. Но
пока, по словам архитектора, в дизайне есть определенный перекос на создание комфортной круглосуточной среды, которая подходит и для работы, и для отдыха.
Однако, если в общем говорить о моде в интерьере, то, как считает Борис, она более инертная. Ведь интерьеры создаются не за один день и даже не за полгода. Поэтому эти тенденции немного растянуты во времени.
Из нынешних тенденций Уборевич-Боровский выделил очень трепетное и серьезное отношение к цвету в интерьере. По его словам, раньше интерьеры могли быть с любыми сочетаниями цветов и никто не боялся дерзких экспериментов. Сейчас люди не хотят использовать яркие и кричащие цвета. Интерьеры становятся более монохромными и выдержанными в цветовом отношении.
“Очень рад, что сейчас взят курс на более современный интерьер: чистые линии, свободные формы, отсутствие декорирования, узоров, лишних драпировок. Мне такая мода очень нравится. Сейчас мода на натуральные материалы. И это правильно, ведь природные материалы буквально созданы для интерьера”.
И это не исключительно российская мода, а общемировые тенденции. В интерьере вообще географические границы довольно размыты. Понятно, что в условном Китае или Индии есть свои особенности, но ведь когда условный китайский бизнесмен приезжает в европейскую гостиницу у него же не возникает вопрос: “Как здесь жить?”. По словам Бориса, существуют общемировые принципы формирования жилой среды и все так или иначе им следуют.
В России мода очень сильно изменилась за последние 20 лет. По словам архитектора,
отечественные дизайнеры и сами клиенты стали более подкованные. Современные россияне уже поездили по миру, видели десятки тысяч вариантов интерьера в интернете и уже более осознанно подходят к выбору дизайна.
А ведь сейчас опытный дизайнер и архитектор действительно могут воплотить в жизнь буквально любой даже самый смелый запрос клиента.
“К нам приходят за архитектурным интерьером, за пространством, за воздухом, за натуральными материалами. Для нас нет ничего нерешаемого или нереального. Сейчас очень много интересных технологий: когда прозрачное стекло становится матовым, когда вы можете предложить любую отделку камнем, когда есть мебель трансформеры и совершенно разные источники света и технологии позволяющие создавать световые сценарии”.
Однако раз в дизайне появляется что-то новое, значит приходится избавляться от чего-то устаревшего. По мнению Бориса, к элементам дизайна, которых необходимо всячески избегать, можно отнести любого рода декорирование с помощью каких-то узоров или орнаментов. Хотя этот прием существует уже очень давно — еще тысячи лет назад зодчие в разных странах его использовали, — однако сейчас он может сыграть с вашим интерьером злую шутку. По словам Бориса, любой узор или орнамент несет определенную информацию и дополнительные смыслы, которые порой утяжеляют пространство, а иногда и вовсе могут привести к комичным ситуациям.
“Был один хрестоматийный случай, о котором я еще лет 15 назад прочитал. Наши священники надевают наряды во время торжественных служб, на которых есть много узорчатых надписей. Но никто не удосужился прочитать эти надписи. Нашлись люди, которые обратились к специалистам по восточным языкам, и им перевели надписи. И эти надписи не соответствовали нашей религии — они несли информацию, которая шла вразрез с православием”.
Поэтому стоит подумать дважды перед тем, как обременять узорчатыми надписями шторы, заказывать фигурный паркет и использовать повсюду орнамент. Такие элементы визуально будут съедать у вас свободное пространство и добавлять вам смыслы и оттенки, которые могут идти в разрез с общей концепцией. Ну а выгравированные узорчатые надписи могут и вовсе оказаться сообщением о продаже гаража или непристойным ругательством.
От Ходынки до Сергея Жукова
Мы уже упомянули, что Борис Олегович занимался современным проектом Ходынского поля. Для самого архитектора это также один из самых знаковых проектов в карьере, в первую очередь потому, что Ходынка была важна для самого города. Уборевич-Боровский с гордостью рассказал, что стоял у истоков идеи о сохранении этого поля и борьбы с полной его застройкой. Да, Борис признается, что воплотить полностью изначальный замысел не получилось, так как позже были построены странные здания, отсутствующие в его эскизе. Однако большую часть Ходынского поля Уборевич все-таки смог отстоять и сохранить, как важный культурный и архитектурный элемент Москвы.
Работа над домом Сергея Жукова, конечно, была менее масштабной, чем проект Ходынского поля, но от этого она не стала менее интересной и впечатляющей. Именно Борис и его команда еще на ранней стадии проекта уговорили музыканта остановить свой выбор именно на этом помещении, увидев в нем потенциал для по-настоящему красивого и комфортабельного пентхауса.
Задача была не самая простая. Подобрать правильную концепцию интерьера для довольно крупной (по меркам России уж точно) звезды довольно сложно. Так как селебрити всегда хотят выделяться и показывать собственную идентичность через свои дома и квартиры. Однако при этом необходимо было сохранить баланс и сделать жилье по-настоящему уютным, так как у солиста “Руки Вверх” трое детей.
Самое сложное было адаптировать стеклянный зимний сад для интерьера, чтобы в нем было комфортно находится. В Москве переменчивая погода, поэтому, по словам Бориса, необходимо было постараться, чтобы адаптировать это помещение как под холодные и снежные временами, так и под летнюю жару.
"Мне кажется, трудно сделать дом для звезды. Такие люди хотят от интерьера, чтобы в нем было видно и заметно, что здесь живет именно звезда. Мы постарались сделать красивые стеллажи, чтобы так называемые звездные элементы не испортили сам интерьер”.
Борис рассказал, что в таких крупных и сложных проектах не менее важно обращать внимание на детали. Именно они, по словам архитектора, могут стать или финальным пазлом в общей картине или ложкой дегтя, которая испортит весь вкус. Подобрать необходимые розетки и выключатели, учитывая размах и стиль проекта — сложно. В пентхаусе Сергея Жукова архитектор отдал предпочтение немецкому качеству компании JUNG.
“Это происходит, потому что у JUNG продуманный дизайн, а специалисты компании при формировании коллекции думали о том, как ее продукция будет смотреться в интерьере. И по опыту могу сказать, что изделия JUNG гармонично смотрятся в любом интерьере, в том числе и у Сергея Жукова”