Найти в Дзене

Прислушается ли Министерство просвещения к учителям?

Всем доброго времени суток!

У нас, педагогов, всегда много вопросов и претензий по тем или иным профессиональным (и не только) вопросам. Иногда мы на них получаем ответы, иногда – нет.

Что действительно работает на сегодняшний день, так это письма Министерству просвещения. На все вопросы, которые был отправлены на электронный адрес нашего профильного министерства, были получены ответы (и в срок). Прямо скажем, что не всегда ответ удовлетворяет наши чаяния, но хотя бы какое-то обоснование происходящему даётся – это уже радует.

Отдельного внимания заслуживают письма с разными разъяснениями и рекомендациями по тем или иным вопросам (некоторые можно посмотреть тут). Настоятельно рекомендую с ними ознакомиться.

И кроме вышеперечисленного особых форм связи между министерством и педагогами нет. Иногда на каких-нибудь всероссийских мероприятиях (типа Форума молодых педагогов) дадут кому-нибудь право сказать что-то. Но этого мало и хочется верить, что ситуация может поменяться.

Как вы уже знаете, следующий год объявлен годом учителя и наставника. И на волне этого Министерство просвещения начало сбор предложений. Разумеется, предложения отправляются на специальный электронный адрес (2022@edu.gov.ru). И тут у меня возникает несколько вопросов:

1) Познакомит ли Министерство просвещения общественность с теми предложениями, которые поступят? Если государство стремится к открытости (прозрачности работы), то, как мне кажется, должны. Но ведь тогда сразу будет видно, чем министерство будет заниматься, а чем - не собирается (а это самые наболевшие темы).

2) Что конкретно смогут реализовать? Независимо от того, покажут нам что-то или нет, реализовывать будут самые простые проекты, не требующие больших капиталовложений и больших интеллектуальных затрат. На то есть две причины: во-первых, это проще реализовать и легче распиарить, показав, как учитывается мнение народа; а во-вторых, вряд ли среди предложений будут детально проработанные проекты преобразований, а значит, и реализовывать толком будет нечего.

3) Сделают ли в итоге хоть что-то за зарплатами учителей? Если перечень предложений не будет опубликован и с зарплатами ситуация не изменится, а при этом будут громко говорить, что вот у учителей были такие предложения и мы их реализовали, то не сложится ли в стране впечатления, что с зарплатами у учителей всё хорошо (не говорят об этом, потому что не поступило таких предложений, а предложений нет, потому что нет такой проблемы).

Имеем ли мы подобный опыт? Имеем. В финале Всероссийского конкурса «Учитель года» (2021) одна из финалисток предложила отказаться от использования термина «образовательная услуга». Предложений много было разных, но для реализации выбрали именно это. Его не так сложно осуществить на практике, финансовых затрат почти никаких нет, как и прочих заморочек. Почти год прошёл, до конца всё ещё довести не могут; обещают осенью довершить.

Помимо этого, в финале всероссийского конкурса «Учитель года России» будет конкурсное испытание «Педагогический совет», где финалисты должны будут «советовать» министру что-то конкретное поменять в нашей системе образования. Насколько это будет эффективно – большой вопрос.

Соответственно, даже если среди предложений, которые собирает Министерство просвещения, будут какие-то дельные советы, реализуют их очень нескоро, не факт, что успеют даже к концу «года учителя и наставника».

Поживём – увидим.

А чего вы ждёте от года с таким красивым названием?