Найти в Дзене
Чем дальше в лес...

Копать или не копать, вот в чем вопрос. Часть третья.

Часть третья, юридическая, (очень очень скучная, но без неё никак). "Ка́ждый охо́тник жела́ет знать, где сиди́т фаза́н" — эта мнемоническая фраза, используемая для запоминания основных цветов радуги, как нельзя лучше выражает мечту всех поисковиков - знать, в каком месте лежит что-то интересное. Куда идти копать? Где искать зарытые сокровища? Да Бог с ними, с сокровищами, хотя бы монетку найти - уже удача! А где можно найти монеты, значки, пуговицы, чашки, ложки, украшения разные? Конечно же там, где были люди, где они жили, куда они ходили - дома, деревни, сёла, ярмарки, церкви, погосты, огороды, дороги... Стоп! Что-то похожее я уже где-то слышал. Ах, да, вот: Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ. А дальше я позволю себе привести полностью несколько статей этого федерального закона, поскольку именно они дают поисковикам ответ на вопрос, где копать. Уточню - не на вопрос "где нужно копат

Часть третья, юридическая, (очень очень скучная, но без неё никак).

https://news.myseldon.com/ru/news/index/230349429
https://news.myseldon.com/ru/news/index/230349429

"Ка́ждый охо́тник жела́ет знать, где сиди́т фаза́н" — эта мнемоническая фраза, используемая для запоминания основных цветов радуги, как нельзя лучше выражает мечту всех поисковиков - знать, в каком месте лежит что-то интересное.

https://smolbattle.ru/threads/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B0-%D1%81%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%89-%D0%9D%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B0.16407/page-27
https://smolbattle.ru/threads/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B0-%D1%81%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%89-%D0%9D%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B0.16407/page-27

Куда идти копать? Где искать зарытые сокровища? Да Бог с ними, с сокровищами, хотя бы монетку найти - уже удача! А где можно найти монеты, значки, пуговицы, чашки, ложки, украшения разные? Конечно же там, где были люди, где они жили, куда они ходили - дома, деревни, сёла, ярмарки, церкви, погосты, огороды, дороги... Стоп! Что-то похожее я уже где-то слышал. Ах, да, вот:

Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ.

А дальше я позволю себе привести полностью несколько статей этого федерального закона, поскольку именно они дают поисковикам ответ на вопрос, где копать. Уточню - не на вопрос "где нужно копать, чтобы найти что-то ценное", а на вопрос "где можно копать, чтобы не получить проблем с законом". Как говорится:

https://www.drive2.ru/l/515481838500708544/
https://www.drive2.ru/l/515481838500708544/

И так:

Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации. 

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ). 

Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои (часть вторая введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ). 

Ичинское городище, Жуковский район Калужской области.
Ичинское городище, Жуковский район Калужской области.

Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок (часть третья введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ). 

Знак "Москва 800 лет".
Знак "Москва 800 лет".
Крышка от 200 л. бочки, Wehrmacht.
Крышка от 200 л. бочки, Wehrmacht.

Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы (часть четвертая введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ). 

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия (в ред. Федеральных законов от 30.11.2010 N 328-ФЗ, от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ);

Танк Т-34.
Танк Т-34.

ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ);

«Родина-мать зовёт!». Мемориальный памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде.
«Родина-мать зовёт!». Мемориальный памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде.

достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ). 

В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли (часть шестая введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ).

Урочище Почеп Калужской области, колокольня церкви Тихвинской иконы Божией Матери. Координаты: 54.851916, 36.828669.
Урочище Почеп Калужской области, колокольня церкви Тихвинской иконы Божией Матери. Координаты: 54.851916, 36.828669.
Урочище Почеп Калужской области, заброшенное кладбище.
Урочище Почеп Калужской области, заброшенное кладбище.
Урочище Почеп Калужской области, заброшенное кладбище. Село Почеп было сожжено гитлеровцами в декабре 1941 года во время немецкой оккупации.
Урочище Почеп Калужской области, заброшенное кладбище. Село Почеп было сожжено гитлеровцами в декабре 1941 года во время немецкой оккупации.

Статья 3.1. Территория объекта культурного наследия, границы территории объекта культурного наследия (введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ).

1. Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.

2. В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.

Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.

В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.

3. Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.

Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ.

4. Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ).

Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

5. Границы территории объекта культурного наследия, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия федерального значения, в составе акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.

Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

6. Изменение границ территории объекта культурного наследия осуществляется в случаях выявления документов или результатов историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований, отсутствовавших при подготовке утвержденного проекта границ территории объекта культурного наследия и дающих основания для пересмотра установленных границ территории объекта культурного наследия, в порядке, установленном настоящей статьей для утверждения границ территории объекта культурного наследия.

7. Сведения о границах территории объекта культурного наследия, подлежащие включению в акты соответствующих органов охраны объектов культурного наследия, указанные в пункте 5 настоящей статьи и части 4 статьи 17 Федерального закона от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", должны содержать графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ). 

Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ). 

https://ivgoradm.ru/uags/project/32.htm
https://ivgoradm.ru/uags/project/32.htm

Статья 5.1. Требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия (введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ).

1. В границах территории объекта культурного наследия:

1) на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;

2) на территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению;

3) на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.

2. Применительно к территории достопримечательного места градостроительный регламент устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом требований подпункта 2 пункта 1 настоящей статьи.

3. Требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места устанавливаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места федерального значения;

2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места регионального значения;

3) органом местного самоуправления, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места местного (муниципального) значения.

4. Орган, установивший требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, в течение пяти дней со дня вступления в силу акта об установлении таких требований направляет копию указанного акта в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее - орган регистрации прав) (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ). 

5. Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также  обеспечения доступа граждан к указанным объектам.

Особый режим использования водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения работ, определенных Водным кодексом Российской Федерации, при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам и проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

https://stroi.mos.ru/news/v-moskvie-otriestavriruiut-zdaniia-11-istorichieskikh-usadieb
https://stroi.mos.ru/news/v-moskvie-otriestavriruiut-zdaniia-11-istorichieskikh-usadieb

Усидчивый читатель, дойдя до этого места, начинает понимать, что любые действия с предметами и объектами, представляющими для государства хоть какую-то культурную, историческую, художественную ценность, регулируются законом либо иными актами - постановлениями, распоряжениями, приказами, ГОСТами и пр.

Нарушение действующего законодательства влечёт ответственность, либо административную по ст. 7.14, 7.14.1, 7.14.2, 7.15, 7.15.1, 7.16 КоАП РФ, либо уголовную по ст. 243, 243.1, 243.2, 243.3, 243.4, 244 УК РФ.

Незадачливого копателя, случайно забредшего с металлоискателем и лопатой на объект культурного наследия либо на его территорию и что-то там случайно откопавшего может ждать ответственность за незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания, предусмотреная статьёй 243.3 УК РФ.

Часть 1 указанной статьи устанавливает запрет на поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя. За совершение данного деяния предусмотрен штраф в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до двух лет.

Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (часть 2 статьи 243.2 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также совершенные с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; лицом с использованием своего служебного положения; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (часть 3 статьи 243.2 Уголовного кодекса Российской Федерации) влекут более строгое наказание, в том числе штраф в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до шести лет.

Под специальными техническими средствами поиска в статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

При отсутствии указанных последствий лицо подлежит привлечению к административной ответственности по статье 7.15 КоАП РФ, предусматривающей наказание за нарушение порядка ведения археологических разведок или раскопок без разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом); совершение указанных действий, но повлекших по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия; совершение указанных действий, совершенных с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин.

Субъектами указанного правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица. За совершение данного правонарушения предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа, а также конфискации не только предметов, добытых в результате раскопок, но и инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок.

И ещё немного о важном. Чтобы ответить на вопрос "Где копать?" осталось выяснить, что такое "открытый лист", кто его выдаёт. кто может его получить и какие обязательства полученное разрешение налагает на того, кому оно выдано?

Обратимся к статье 45.1 Порядок проведения археологических полевых работ (введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ) уже известного нам Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 21.12.2021).

1. Работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа).

(примечание: Постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 срок действия разрешений (открытых листов), выданных с 01.01.2022 до 12.04.2022, действие которых не истекло по состоянию на 12.04.2022, продлевается до 31.12.2022 без представления дополнительных заявлений и документов).

Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ.

2. Разрешение (открытый лист) - документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ, указанных в пункте 7 настоящей статьи.

https://www.dokipedia.ru/document/5188355?pid=4
https://www.dokipedia.ru/document/5188355?pid=4
https://белгород-археология.рф/do/
https://белгород-археология.рф/do/
https://белгород-археология.рф/do/
https://белгород-археология.рф/do/
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%B9_%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82_(%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F).jpg
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%B9_%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82_(%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F).jpg

3. Порядоквыдачи разрешений (открытых листов), приостановления и прекращения их действия устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам - гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.

5. Решение о выдаче разрешения (открытого листа) или об отказе в его выдаче принимается федеральным органом охраны объектов культурного наследия с учетом заключения Российской академии наук о целесообразности проведения археологических полевых работ определенного вида в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом и методами исследования. В случае выдачи разрешения (открытого листа) лицу, осуществлявшему археологические полевые работы на основании ранее выданного разрешения (открытого листа), новое разрешение выдается при условии принятия на хранение в Архивный фонд Российской академии наук научного отчета о выполненных археологических полевых работах.

6. Физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано не позднее чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ представить в региональный орган охраны объектов культурного наследия, орган местного самоуправления муниципального образования, на территориях которых планируется проведение археологических полевых работ, уведомление в письменной форме о проведении археологических полевых работ с указанием срока и места их проведения, а также копию разрешения (открытого листа) (в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ).

6.1. Физические и юридические лица, проводящие археологические полевые работы, имеют право доступа к объектам археологического наследия, археологические полевые работы на которых предусмотрены разрешением (открытым листом) на проведение археологических полевых работ. Физическим и юридическим лицам, проводящим археологические полевые работы, в целях проведения указанных работ собственниками и (или) пользователями земельных участков, в границах которых расположены объекты археологического наследия, должен быть обеспечен доступ к земельным участкам, участкам водных объектов, участкам лесного фонда, на территорию, определенную разрешением (открытым листом) на проведение археологических полевых работ (п. 6.1 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ).

7. Виды археологических полевых работ:

1) археологические разведки - проведение на поверхности земли или под водой научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности;

2) археологические раскопки - проведение на поверхности земли, в земле или под водой научных исследований объектов археологического наследия посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях изучения и сохранения объектов археологического наследия;

3) археологические наблюдения - проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.

8. Лабораторная обработка и научный анализ собранного материала (камеральная обработка) являются неотъемлемой частью археологических полевых работ.

9. Спасательные археологические полевые работы - проведение методами научных исследований объектов археологического наследия работ по сохранению объектов археологического наследия с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов в целях их сохранения и получения научных знаний.

10. Порядок проведения археологических полевых работ, методы научных исследований объектов археологического наследия, состав и структура научного отчета о выполненных археологических полевых работах, требования к профессиональным знаниям и навыкам исследователя определяются Российской академией наук при осуществлении научной регламентации археологических полевых работ.

11. В случае обнаружения при проведении археологических полевых работ объектов археологического наследия физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано в течение десяти рабочих дней со дня выявления данного объекта письменно проинформировать об этом региональный орган охраны объектов культурного наследия и направить в указанный орган описание обнаруженного объекта археологического наследия, текстовое и графическое описания местоположения границ указанного объекта, а также перечень географических координат характерных точек этих границ (в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ).

12. В случае, если в результате проведения археологических полевых работ изменились учетные данные объекта археологического наследия (площадь объекта, предмет охраны и другие данные), физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано в течение тридцати рабочих дней со дня завершения археологических полевых работ письменно проинформировать об этих изменениях орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в сфере охраны объектов культурного наследия.

13. Исполнитель археологических полевых работ - физическое лицо, проводившее археологические полевые работы, и юридическое лицо, в трудовых отношениях с которым состоит такое физическое лицо, в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) обязаны передать в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия, все изъятые археологические предметы (включая антропогенные, антропологические, палеозоологические, палеоботанические и иные объекты, имеющие историко-культурную ценность) в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации.

13.1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры и культурного наследия, обязан обеспечить прием всех изъятых при проведении археологических полевых работ археологических предметов на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации (п. 13.1 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ).

14. Научный отчет о выполненных археологических полевых работах является основным документом, представляющим результаты проведения археологических полевых работ в соответствии с выданным разрешением (открытым листом).

В научном отчете о выполненных археологических полевых работах в текстовом, графическом, фотографическом и иных видах должны быть представлены полные данные о выявленных и (или) об исследованных объектах археологического наследия и археологических предметах.

15. Научный отчет о выполненных археологических полевых работах в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) подлежит передаче исполнителем археологических полевых работ на хранение в Архивный фонд Российской академии наук как составную часть Архивного фонда Российской Федерации.

Подведём некоторые итоги.

Во-первых, мы ознакомились кратко лишь с отдельными положениями законодательства по вопросам государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и об ответственности за его нарушение, прикоснулись, так сказать, к самой вершине айсберга.

Во-вторых, в случае обращения в федеральный орган охраны объектов культурного наследия энтузиаста-любителя приборного поиска, который не относится к физическим лицам, упомянутым в пункте 4 рассмотренной выше статьи 45.1, о выдаче разрешения (открытого листа), вероятнее всего будет принято решение об отказе в его выдаче.

И вот теперь мы можем с уверенностью ответить на поставленный в начале статьи вопрос "Где копать?".

Заниматься приборным поиском можно в таких местах, где 1) это не запрещено законом и где 2) для этого не требуется разрешения (открытого листа).

Пора переходить от теории к практике: берём карту, металлоискатель и лопату... ставим в уголок, достаём энциклопедии, открываем справочники, берём интернет себе в помощь и приступаем к изучению истории родного края. Наносим на карту природоохранные и водоохранные территории, заповедники, заказники, приграничные районы и прочие, где не то, что копать, а находиться запрещено. Отмечаем все объекты культурного наследия и их территории куда нам путь заказан, потому что мы не научные работники. Выбираем на оставшихся не занятых местах карты любой понравившийся участок местности. И вот уже мы, вооружённые знаниями, готовы отправиться за сокровищами! Но что это?! Чей это там дом? Чей садовый участок? Чьё фермерское хозяйство?

А это - третья часть ответа на вопрос, в каких местах можно заниматься приборным поиском? - там, где это не нарушает прав других граждан или организаций.

Но об этом поговорим в следующий раз.