Найти тему

«Зеленый портфель, или как мы шли в школу». Рассказ из книги «Бомба» Е.С. Тугаринова

Эта история произошла на самом деле. Героем истории стал мальчик 9 лет по имени Шурик. Вообще-то его звали Саша, или по-взрослому Александр, но имя Шурик подходило ему больше. Каждый день он шел в школу в сопровождении дедушки, которого Шурик звал Женя. Просто Женя, потому что дедушкой Шурик звал своего прадедушку Толю, а дедушку Женю звал просто Женей. К тому же, Шурик в это время года жил в Англии, я там все дети зовут взрослых исключительно по именам. Они настолько привыкли так звать взрослых, что некоторые мальчики и девочки не знали даже, что у их родственников есть отчества. Видите, как бывает с иностранными ребятами.

В то утро они вышли, как обычно, около половины 9-го утра, и Женя точно помнил, что у Шурика в руках был зеленый портфель, обыкновенный школьный портфель, на котором было написано белыми английскими буквами: «School». Дело в том, что Шурик жил не в Москве, как многие другие мальчики, а в Лондоне и ходил в обыкновенную английскую школу, куда ходили обыкновенные дети: англичане, французы, немцы, арабы. Шурик был русским мальчиком и приехал в Лондон, когда ему было 6 лет, и сразу пошел в английскую школу.

В школе Шурику сначала было трудно, даже очень трудно. Так казалось маме Насте и бабушке, которую Шурик звал просто Галя. Вообще-то, взрослые часто преувеличивают трудности, усложняют свою и окружающих жизнь. Они часто говорят, что жизнь – сложная штука, что жизнь прожить – не поле перейти. Про какую штуку и какое поле они говорят, часто бывает непонятно, но взрослые, которые жили с Шуриком в одной квартире, думали, что ему трудно.

На самом деле Шурику не было трудно. Он приходил в школу, здоровался с учителем – Ms Doll или Ms Croll, которые всегда встречали детей у двери, проходил в класс, и садился на пол рядом с другими детьми, как это и сейчас принято в младших классах английских школ. В школе Шурик оставался один на один не только с английскими детьми и учителями, но и с самим собой. Первое время он ничего не понимал на чужом языке, и взрослым казалось, что он должен сильно от этого переживать. Но Шурик был особенным, непохожим на других детей ребенком, и совсем не волновался. Он тут же «отключал» внешнюю связь с окружающим миром и погружался в свой внутренний мир: считал ворон за окном, смотрел – кто чем занимается, он даже не оборачивался, когда его окликали по-английски Sasha, чтобы все думали, что он ничего не понимает по-английски. Шурик жил в своем собственном мире, пока не начал, наконец, понимать английскую разговорную речь. Когда же это случилось, Шурика нельзя уже было остановить – так хорошо он говорил на ранее совершенно незнакомом ему европейском языке. Видите, оказывается, возможно успешно учить иностранный язык и таким способом, какой применил наш Шурик.

Итак, в то утро Шурик и Женя вышли из дома и направились в школу. Они жили в центре Лондона в районе High Street Kensington на улице Gordon Place в доме номер 17. Это был замечательный дом. Он, правда, почти ничем не отличался от других английских домов внешне, но внутри он действительно был особенным. У семьи Шурика была квартира в целых три этажа. Это было так здорово – бегать по лестницам, устланным синим мягким ковром. При этом совсем не обязательно было держаться за перила, тем более – этого не следовало делать, поскольку перила держались не очень крепко и могли сломаться. Сказав про необычность дома, я все-таки решаюсь его описать.

На первом уровне был вход в квартиру, т.е. там располагалась входная дверь. Сразу за дверью начиналась лестница, вся уставленная по краю разной обувью. Это была обувь, которую в данный момент носили обитатели квартиры. Никакой прихожей в этой квартире не было, но были повешены крючки, куда все вешали свою верхнюю одежду. Раздевшись и сняв обувь, вы поднимались на несколько ступенек вверх и оказывались на втором уровне квартиры – на кухне. Но чтобы попасть в кухню, надо было снова спуститься на парту ступенек уже по другой лестнице. Кухня была большая, просторная, оборудованная всем необходимым. Там даже нашлось место небольшому столу.

Побывав в кухне, вы снова поднимались по ступеням и попадали в самую большую комнату в три окна, которая была залой, располагавшейся на третьем уровне. В зале стояло два дивана, полки с книгами и нотами, пианино, большой обеденный стол, шкафы с посудой, и был настоящий камин. В этой комнате собирались гости, ставилась большая елка и справлялся Новый год, здесь занимались с учениками, здесь любила находиться и наблюдать в окно за уличными птицами наша кошка Муся. О Мусе или Мусьене Ивановне, как ее называла мама Шурика Настя, стоило бы составить отдельный рассказ, такая это была замечательная кошка – настоящий член семьи.

Побывав в зале, мы можем теперь переместиться еще выше. Снова лестница, за которой начинается спальная зона – три спальни: одна на четвертом уровне, и две на пятом. Видите, как сложно и, кажется, запутанно устроена была эта английская квартира. Если признаться, эта квартира в пяти уровнях была очень удобной, просторной, но стоила невероятно дорого. А все потому, что находилась совсем рядом со знаменитым дворцом английской принцессы Дианы. В ее дворце когда-то жила она сама, в ней продолжает жить принц Майкл Кентский, а с недавнего времени семья принца Вильяма с Кейт Мидлтон. Я бы не перечислял всех жильцов этого дворца, если бы не был знаком с принцем Майклом, большим поклонником России, и если бы несколько раз не встречал эту самую Кейт Мидлтон гуляющей по Кенсингтонскому парку. Дело даже не в самой Кейт, а в ее муже Вильяме, который при благоприятном стечении обстоятельств может стать английским королем. Вот! Тут есть еще одно особенное стечение обстоятельств – дядя Шурика Сережа учился с принцем Вильямом в одной школе, правда в разное время.

Итак, все же пора вернуться к Шурику и Жене, которые вышли из своего дома и направились в школу. Они всегда шли одной и той же дорогой, мимо большого желтого дома с картинами, где жили русские дядя Игорь и тетя Наташа, мимо розового дома, где жил английский композитор Станфорд. По дороге Шурик любил слушать рассказы Жени о его и своем детстве, о деревне Марфино, о церковных праздниках, о войне. Наконец, они дошли до светофора и стали ждать, когда загорится зеленый свет на переход. Вместе с ними стояли и ждали сигнала другие английские люди. Было видно, что все они очень спешили на работу, но, как и полагается, стояли и ждали, потому что в Англии не принято перебегать дорогу перед машиной и тем самым нервировать водителей. Поэтому водители в Англии такие спокойные, и не ругаются на пешеходов, как в России. Так и Шурик с Женей стояли, как все добропорядочные англичане и, наконец, пошли, когда свет поменялся с красного на зеленый. Перейдя через дорогу, они прошли мимо цветочника, мимо магазина “Boots”, мимо кафе ”Starbucks” и музыкальной фирмы EMI, в окне которой стояли в полный рост картонные Beetles. Шурик и Женя торопились в школу, они почти не смотрели по сторонам, тем более рассказы о войне закончились. Как вдруг Жене показалось, что в руках у Шурика нет зеленого портфеля.

– Где твой портфель, Шурик? – спросил с тревогой по-русски Женя.

– Я не знаю, – ответил удивленно Шурик тоже по-русски.

– Он вообще у тебя был?

– Я не знаю…, я не помню…, – произнес растерянно Шурик, рассматривая свои пустые руки.

– Подожди, как это не знаю и не помню? Мне кажется, у тебя был в руках портфель. Я убежден, что когда мы вышли из дома, он у тебя был  –  твой зеленый портфель с надписью School.

– Да, наверное был, но я не помню. А где же он тогда? – Шурик был не менее Жени удивлен таинственным исчезновением портфеля. Он еще раз осмотрел свои руки, повертел головой, которая сразу немного повисла от сознания своей вины.

Постояв с полминуты и поразмышляв, Шурик хотел было продолжить разговор, куда мог исчезнуть портфель. У него родилось несколько вполне близких к истине гипотез, но Женя не стал ждать рассуждений Шурика, а решительно повернулся и зашагал обратно к светофору. Растерянный Шурик поспешил за ним.

– Мы опоздаем в школу. Давай, пойдем без портфеля. Он мне сегодня не нужен. Он пустой, там все равно ничего нет.

– Тогда зачем ты его взял, если он пустой?

– Я не знаю, мне мама сказала. Так надо.

В голове Шурика промелькнул знакомый рассказ о рассеянном с улицы Бассеенной, который ему часто рассказывал Женя. Но то была история придуманная, в этом Шурик не сомневался, а тут … все было по-настоящему.

Они подошли к светофору. Как назло, опять горел красный свет, и машины спокойно ехали по своим делам, а спешащие люди стояли, ждали, и, наверное, сильно нервничали. Запыхавшиеся Шурик и Женя остановились. Куда шел Женя, он и сам еще знал. Наверное, домой за портфелем, куда же еще?

Пока они ждали у светофора, более внимательный Женя сразу заметил, что среди разноцветной одежды людей, которые стояли плотной стеной на другой стороне дороги, виднелось что-то зеленое, так пятно какое-то, но очень похожее на что-то знакомое. Женя тут же сообразил, что они правильно поступили, что вернулись назад, и посмотрел искоса на Шурика. Шурик понуро стоял рядом, ни на что уже не надеясь. Он смотрел себе под ноги, и только думал, что в школу он сегодня точно опоздает, а еще, что Ms Croll или Ms Dall будут удивлены, что Шурик пришел в школу без портфеля. Они даже могут отправить Шурика к директору. Обо всем этом Шурик успел подумать, пока они с Женей стояли у светофора.

Когда зажегся зеленый свет, и они перешли через дорогу, Женя сразу увидел портфель. Но Шурик с понурой головой только и думал о том, что портфель таинственно исчез, если он вообще существовал, что они сейчас придут домой, и мама начнет сердиться на него за портфель, за несделанное домашнее задание и за что-нибудь другое, поскольку у нее, как у всех взрослых родителей всегда найдется, за что сердиться на детей. Однако Шурик почувствовал, что Женя затормозил и даже заулыбался.

– Какие могут быть улыбки, – подумал Шурик. – К чему все это? Женя, наверное, мне сочувствует, но мне это нисколько не поможет. И вообще, самое лучшее сегодня никуда не идти, а остаться дома, сославшись на нездоровье. Может быть, сработает и на этот раз, ведь удавалось ему в прошлом году несколько раз остаться дома и не идти в школу. Полечат немного, поставят градусник, дадут пополоскать горло – это самое неприятное из всех процедур, обычно применяемых родителями без назначения врача.

Шурик думал обо всем этом, пока и он не увидел, что метрах в четырех позади светофора, на подоконнике углового дома лежал чей-то зеленый портфель, с которым обыкновенные английские дети ходят утром в школу.  Видно, кто-то из сердобольных прохожих положил его туда, на самое видное место, чтобы мальчик, потерявший его, сразу бы его увидел и обрадовался.

– Кто-то потерял свой портфель, подумал Шурик. – Вот растеряша! Как он теперь придет в школу без портфеля? – и Шурик улыбнулся.

– А-а-а, вырвалось у мальчика вдруг. Это Шурик догадался, кто был этот растеряша.

Шурик обрадовался находке больше, чем если бы ему купили новый самокат, а Женя подумал:

Как хорошо, что мы вернулись. Портфель – это не просто портфель, а обязанность помнить, куда и зачем ты идешь. Какая поучительная история вышла.

С тех пор прошел год и даже больше, но Шурик больше портфель не терял и не опаздывал в школу. Он даже согласился, чтобы эта история про портфель попала в рассказ. Через это он мечтал стать знаменитым. Вот он какой, наш Шурик.