Здравствуйте! Когда мы с вами узнаём что на какой-то проект потратили очень много миллионов бюджетных денег, пожалуй, одна из первых мыслей, которая приходит в голову - «А сколько из них присвоили?» Это уже стало стереотипом. Культура - не исключение, к тому же, на многие фильмы, спектакли, фестивали и выставки весьма щедро финансируются государством. Но простой ли это стереотип или распилы действительно имеют место быть?
Дорогие читатели, на днях режиссёр, продюсер и основатель фестиваля документального кино «Артдокфест» Виталий Манский в интервью Ксении Собчак обвинил многие российские кинофестивали в воровстве бюджетных денег. Он заявил что ММКФ и его глава Никита Михалков присваивает 85 процентов выделенных средств. Манский, по его словам, прекрасно разбирается в устройстве фестивалей и готов ответить за свои слова в суде. Ну и, видимо, ему придётся это сделать, потому как Никита Сергеевич подал иск в отношении Манского за клевету, а Ксению Собчак уже вызвали повесткой на допрос в качестве свидетеля (о чём она сама заявила на своём канале).
Я лично свечку не держал, Михалкова ни в чём обвинять не собираюсь. Делом уже занимаются компетентные органы, вот пусть они и разбираются. Есть ли распилы именно на фестивалях - не знаю. Мой друг делает маленький театральный фестиваль, и он даже свои деньги вкладывает, помимо бюджетных, чтобы всё было на высшем уровне. Но эта новость ещё раз заставила меня задуматься о распилах в нашей культуре. Могу рассказать то что я сам видел своими глазами.
На одних из первых моих съёмках я столкнулся с распилом. Верне, тогда я сразу не понял что это воровство, мне позже объяснили товарищи. Мы согласовали сумму моего гонорара, и в конце съёмочного дня я расписывался в акте. Но напротив моей фамилии стояла сумма, которая почти в два раза превышала мой обговорённый гонорар. Я спросил в чём дело, на секунду даже обрадовался что получу больше, но улыбчивая девушка рассказала мне что произошла ошибка, кто-то что-то неверно написал. А по факту, в смету закладывается одна выплата актёрам, нам же платят меньше, разницу, видимо, пускают на более нужные для фильма вещи. (Шучу)
И это самый популярный метод распила - в смете указывается одно, на деле же почти всё дешевле. И распилы стали нормой, они крепко вошли в сознание. Даже более низшие слои производства пилят деньги. Например, я на одних съёмках сдружился с закупщиком исходящего реквизита. В сериале много курили. Он рассказал мне что в смете закладывал 50 блоков дорогих сигарет, а сам покупал гораздо дешевле. Разница выходила очень достойной прибавкой к зарплате. Проверить это почти невозможно, и очень многие киноделы балуются такими мелкими распилами. При этом, этот закупщик гордился своим достижением и считал что делает доброе дело. Мол, эти бюджетные деньги всё равно бы осели в чьих-либо карманах, а ему семью кормить.
Что же касается театров - тут вообще непаханое поле для присвоений. Про откаты на ремонтах и махинациях с подрядчиками и так всем ясно, но видел я и парочку изощрённых схем. В театре, в котором я долго служил, на 5 лет посадили директора за хищения (он уже вышел). Когда его сажали, следователи показывали нам различные документы. Например, по бумагам, мы все получали большую зарплату, нам часто выписывали премии, которые мы в глаза не видели. На бумагах было больше сотрудников, больше оборудования и т.д. Он любил такую схему: на премьеру большинство костюмов и декораций подбиралось из прошлых постановок (может быть, чуть модернизировалось), а по бумагам - всё новое и дорогое. Смотрю в документ, а там одна из премьер стоила 6 миллионов, но на сцене 2 артиста в старых костюмах и переделанная декорация из другого спектакля. Там от силы тысяч 100-200 потратилось на постановку.
А один раз мы выпустили премьеру, сыграли её два раза, и спектакль сняли с репертуара. Разумеется, никто никаких денег на постановку не вернул. Режиссёр спокойно заявляет верхам, мол, не вышло, зритель не принял или что-то ещё, а деньги освоены, смета чистая.
Вот мне всегда было интересно - в какой момент нашей истории распилы так прочно вошли в обиход и стали нормой? Я часто общаюсь с друзьями и коллегами и слышу от них: «Да, наш худрук ворует, но спектакли ставит хорошие и с нами делится». Как думаете почему так происходит? И можно ли в нынешних условиях оставаться честным и не распиливать бюджеты? Что думаете? Напишите, пожалуйста, в комментариях.
И приглашаю вас в мой Телеграм - канал, где я стараюсь писать более свободно, обсуждать с вами интересные темы и быть всегда на связи. Вы очень поддержите меня и канал, если подпишетесь в Телеграм. Спасибо.
Если пропустили предыдущую статью, то предлагаю прочитать и её:
Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала!
Удачи вам, здоровья и только правды!
Автор: Сергей Марочкин
#актеры #театры и балет #культура #знаменитости #кино