Найти тему
Записки актёра

О распилах бюджета и государственных денег в культуре

Здравствуйте! Когда мы с вами узнаём что на какой-то проект потратили очень много миллионов бюджетных денег, пожалуй, одна из первых мыслей, которая приходит в голову - «А сколько из них присвоили?» Это уже стало стереотипом. Культура - не исключение, к тому же, на многие фильмы, спектакли, фестивали и выставки весьма щедро финансируются государством. Но простой ли это стереотип или распилы действительно имеют место быть?

Виталий Манский и Никита Михалков
Виталий Манский и Никита Михалков

Дорогие читатели, на днях режиссёр, продюсер и основатель фестиваля документального кино «Артдокфест» Виталий Манский в интервью Ксении Собчак обвинил многие российские кинофестивали в воровстве бюджетных денег. Он заявил что ММКФ и его глава Никита Михалков присваивает 85 процентов выделенных средств. Манский, по его словам, прекрасно разбирается в устройстве фестивалей и готов ответить за свои слова в суде. Ну и, видимо, ему придётся это сделать, потому как Никита Сергеевич подал иск в отношении Манского за клевету, а Ксению Собчак уже вызвали повесткой на допрос в качестве свидетеля (о чём она сама заявила на своём канале).

Я лично свечку не держал, Михалкова ни в чём обвинять не собираюсь. Делом уже занимаются компетентные органы, вот пусть они и разбираются. Есть ли распилы именно на фестивалях - не знаю. Мой друг делает маленький театральный фестиваль, и он даже свои деньги вкладывает, помимо бюджетных, чтобы всё было на высшем уровне. Но эта новость ещё раз заставила меня задуматься о распилах в нашей культуре. Могу рассказать то что я сам видел своими глазами.

На одних из первых моих съёмках я столкнулся с распилом. Верне, тогда я сразу не понял что это воровство, мне позже объяснили товарищи. Мы согласовали сумму моего гонорара, и в конце съёмочного дня я расписывался в акте. Но напротив моей фамилии стояла сумма, которая почти в два раза превышала мой обговорённый гонорар. Я спросил в чём дело, на секунду даже обрадовался что получу больше, но улыбчивая девушка рассказала мне что произошла ошибка, кто-то что-то неверно написал. А по факту, в смету закладывается одна выплата актёрам, нам же платят меньше, разницу, видимо, пускают на более нужные для фильма вещи. (Шучу)

На съёмках
На съёмках

И это самый популярный метод распила - в смете указывается одно, на деле же почти всё дешевле. И распилы стали нормой, они крепко вошли в сознание. Даже более низшие слои производства пилят деньги. Например, я на одних съёмках сдружился с закупщиком исходящего реквизита. В сериале много курили. Он рассказал мне что в смете закладывал 50 блоков дорогих сигарет, а сам покупал гораздо дешевле. Разница выходила очень достойной прибавкой к зарплате. Проверить это почти невозможно, и очень многие киноделы балуются такими мелкими распилами. При этом, этот закупщик гордился своим достижением и считал что делает доброе дело. Мол, эти бюджетные деньги всё равно бы осели в чьих-либо карманах, а ему семью кормить.

Что же касается театров - тут вообще непаханое поле для присвоений. Про откаты на ремонтах и махинациях с подрядчиками и так всем ясно, но видел я и парочку изощрённых схем. В театре, в котором я долго служил, на 5 лет посадили директора за хищения (он уже вышел). Когда его сажали, следователи показывали нам различные документы. Например, по бумагам, мы все получали большую зарплату, нам часто выписывали премии, которые мы в глаза не видели. На бумагах было больше сотрудников, больше оборудования и т.д. Он любил такую схему: на премьеру большинство костюмов и декораций подбиралось из прошлых постановок (может быть, чуть модернизировалось), а по бумагам - всё новое и дорогое. Смотрю в документ, а там одна из премьер стоила 6 миллионов, но на сцене 2 артиста в старых костюмах и переделанная декорация из другого спектакля. Там от силы тысяч 100-200 потратилось на постановку.

Премьеру «На всякого мудреца» мы сыграли ровно два раза. Костюм на мне из спектакля 15 летней давности
Премьеру «На всякого мудреца» мы сыграли ровно два раза. Костюм на мне из спектакля 15 летней давности

А один раз мы выпустили премьеру, сыграли её два раза, и спектакль сняли с репертуара. Разумеется, никто никаких денег на постановку не вернул. Режиссёр спокойно заявляет верхам, мол, не вышло, зритель не принял или что-то ещё, а деньги освоены, смета чистая.

Вот мне всегда было интересно - в какой момент нашей истории распилы так прочно вошли в обиход и стали нормой? Я часто общаюсь с друзьями и коллегами и слышу от них: «Да, наш худрук ворует, но спектакли ставит хорошие и с нами делится». Как думаете почему так происходит? И можно ли в нынешних условиях оставаться честным и не распиливать бюджеты? Что думаете? Напишите, пожалуйста, в комментариях.

И приглашаю вас в мой Телеграм - канал, где я стараюсь писать более свободно, обсуждать с вами интересные темы и быть всегда на связи. Вы очень поддержите меня и канал, если подпишетесь в Телеграм. Спасибо.

Если пропустили предыдущую статью, то предлагаю прочитать и её:

Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала!

Удачи вам, здоровья и только правды!

Автор: Сергей Марочкин

#актеры #театры и балет #культура #знаменитости #кино

До встречи!