Найти в Дзене
Кабанов // Чтение

Эмиграция, фашизм, любовь, счастье ("Триумфальная арка" Ремарка)

Ещё один роман немецкого писателя, который даже в наше время не выходит из списка бестселлеров. До сих пор людей продолжает волновать трогательная и трагичная история доктора Равика и красавицы Жоан Маду, разворачивающаяся среди парижских декораций. Но эта книга, как и любая другая у Ремарка, не только о любви. О жизни, об эмиграции и бесконечном бегстве, о всепоглощающем фашизме, о верности своему делу и многом другом. Разбираемся, о чем же это произведение. Эмиграция Конечно, одной из центральных тем здесь становится жизнь в эмиграции, логичным продолжением которой позже станет роман «Тени в раю». Потерянное поколение, представителем которого был сам автор, уже Ремарка не интересует – у него появился новый опыт, он пережил Вторую Мировую. Свой опыт бегства из Германии он передаёт персонажу в лице доктора Равика – немецкого беженца, обосновавшегося в Париже. Равик тих, скуп на слова и связи, предельно осторожен. Он понимает своё шаткое положение и не хочет его нарушать. С другой сто
Оглавление

Ещё один роман немецкого писателя, который даже в наше время не выходит из списка бестселлеров. До сих пор людей продолжает волновать трогательная и трагичная история доктора Равика и красавицы Жоан Маду, разворачивающаяся среди парижских декораций. Но эта книга, как и любая другая у Ремарка, не только о любви. О жизни, об эмиграции и бесконечном бегстве, о всепоглощающем фашизме, о верности своему делу и многом другом. Разбираемся, о чем же это произведение.

Триумфальная арка, рисунок, источник Яндекс картинки.
Триумфальная арка, рисунок, источник Яндекс картинки.

Эмиграция

Конечно, одной из центральных тем здесь становится жизнь в эмиграции, логичным продолжением которой позже станет роман «Тени в раю». Потерянное поколение, представителем которого был сам автор, уже Ремарка не интересует – у него появился новый опыт, он пережил Вторую Мировую. Свой опыт бегства из Германии он передаёт персонажу в лице доктора Равика – немецкого беженца, обосновавшегося в Париже.

Равик тих, скуп на слова и связи, предельно осторожен. Он понимает своё шаткое положение и не хочет его нарушать. С другой стороны, Равик не верит в долговечность и прочность своего мнимого благополучия, поэтому старается не привязываться к вещам и людям, так как понимает, что возможно в любой момент ему придётся сниматься с места. Только встречи с Жоан – девушкой, которую он случайно встретил недалеко от Триумфальной арки, пробуждают в нем вновь жажду жить.

Триумфальная арка, рисунок, источник Яндекс картинки.
Триумфальная арка, рисунок, источник Яндекс картинки.

Счастье

Ещё одна, хоть не самая очевидная, тема – верность своему делу. Давайте разбираться подробнее. Из сюжета мы узнаем, что Равик – первоклассный хирург – из-за своего статуса беженца не имеет права работать, поэтому вынужден делать это нелегально в клинике Дюрана. И все пациенты считают, что их жизни были спасены благодаря Дюрану, потому что его они видят перед тем, как уснуть под наркозом. Но Равик не переживает – он счастлив тому, что у него есть возможность не бросать практику, пускай и таким способом.

Также давайте вспомним моменты трансформации отношения Равика к Жоан. При первых встречах она не производит на него впечатления. Ремарк описывает ее невзрачной, серой, даже немного бесчувственной и безэмоциональной. Но когда она, благодаря связям Равика, устраивается петь в ресторан, она сразу меняется. Учитывая, что образ героини списан с Марлен Дитрих, то точно можно сказать, что оказавшись на сцене, Жоан снова расцветает и чувствует себя на своём месте.

Триумфальная арка, рисунок, источник Яндекс картинки.
Триумфальная арка, рисунок, источник Яндекс картинки.

Фашизм

«Триумфальная арка» стала первым произведением Ремарка, в котором он постепенно стал отходить от темы «потерянного поколения». Все-таки пережитые гонения со стороны фашистов должны были вылиться во что-то большее. И здесь это становится историей мести Равика гестаповцу Хааке, который довёл его возлюбленную до самоубийства.

Что интересно, Ремарк не пишет об уничтожающем и деформирующем человека чувстве мести, которое разъедает его душу. Наоборот, он видит в нем освобождение накопившихся эмоций и облегчение. Возможно, это не более чем сублимация, перенесённая на страницы произведения. Известно, что фашисты замучили и казнили родную сестру писателя – так что его чувство вполне объяснимо.

Триумфальная арка, рисунок, источник Яндекс картинки.
Триумфальная арка, рисунок, источник Яндекс картинки.

Любовь

Ну и нельзя обойти любовную линию. Тем более, что здесь Ремарк насколько возможно и предельно честно решился показать читателю основную канву своих отношений с Дитрих. И многообещающее начало отношений Равика и Жоан постепенно превращается в пытку для обоих. Несмотря на то, что доктор делает для новой пассии все возможное, это не останавливает ее от новых связей.

И эти связи ведут Жоан к мрачному финалу. Возможно, это просто изысканная литературная шпилька от автора к Дитрих, которая несомненно читала роман. Думаю, Ремарк долго отходил от отношений с известной актрисой. Да и судя по многочисленным произведениям становится ясно, что любовь для Ремарка была любовью только на грани, с надрывом, с бесконечными переживаниями. А тихую и спокойную жизнь он не то, что не признавал, но, наверное, не мог с ней мириться.

-5

А что вы думаете о романе «Триумфальная арка»?

Все материалы о жизни и творчестве Ремарка здесь:

Эрих Мария Ремарк