Найти тему
Ярославна

Записки учителя: о дополнительном образовании в начале нового учебного года

Оглавление
Сотрудники Центра культуры и отдыха "Огонёк" на фестивале "Дары земли малоярославецкой".
Сотрудники Центра культуры и отдыха "Огонёк" на фестивале "Дары земли малоярославецкой".

«Без дополнительного не может быть общего образования в полном смысле этого слова, — сказал однажды мне в интервью директор Ерденевской средней школы Пётр Бобылёв. Эта мысль не требует подтверждения, потому что её доказала сама жизнь.

И всё-таки хотелось бы привести некоторые примеры.

Ещё «на заре туманной юности», увлёкшись «Педагогической поэмой» А.С. Макаренко, я увидела в этой книге универсальный метод формирования разносторонней личности в крепком коллективе. И немалую роль в этом играют труд, спорт и искусство. С воспитанниками Горьковской колонии пообщаться не пришлось, а вот с выпускниками Скрипоровского детского дома посчастливилось встретиться. На территории бывшего детского дома теперь располагается лагерь «Магистраль».

Что удивило сразу же, при первом взгляде, а потом при общении? Светлые лица, сохранившаяся осанка, улыбчивость, ясность мышления и хорошая память. И это при том, что людям далеко за восемьдесят.

Стали разговаривать. Один доволен тем, что приобрёл в детском доме неоценимые трудовые навыки, другой без ложной скромности поведал о своих спортивных достижениях, третий начал перечислять, какие бальные танцы он изучал после уроков. В общеобразовательную школу ходили в город каждый день по пять километров и учились на одни «четвёрки» и «пятёрки». Среди местной детворы детдомовские отличались начитанностью и развитостью.

Спросила: в чём секрет? Ответили: в многообразии деятельности. Именно это многообразие давало возможность ребёнку раскрыться, приобрести необходимые навыки, прочную домоводческую базу, любовь к наукам, хорошее физическое здоровье и широту взглядов, то есть нравственное здоровье и устойчивость к жизненным потрясениям.

Задала провокационный вопрос: но вот детдомовские всё-таки… без отца, без матери… неужели все так крепко встали на ноги? Никто не спился, не пошёл по тюрьмам? Ответили категорично: нет. Это значит, что работала система со стопроцентным результатом. Та образовательно-воспитательная среда с дружным коллективом, где ученики плечом к плечу работали с учителями.

Важную роль в воспитании сыграло искусство. Один из выпускников Скрипоровского детского дома отметил такую деталь. Малоярославец был 101-ым километром, где было позволено жить инакомыслящим, а среди них много было людей искусства, которые прямо-таки преобразили культурную жизнь в провинциальном городе. Что стоит только свой театр на Театральной улице (ныне Григория Соколова) с артистами, балетом и оркестром! Теперь в этом здании частный "Музей СССР".

Подробнее о людях искусства в Малоярославце могут рассказать Галина Гришина и Зоя Старыгина (клуб «Единство»). А бывший детдомовец поведал, что директор детдома активно привлекал к работе с сиротами столичных деятелей культуры, оказавшихся на выселках. И всё своё мастерство они передавали обычным детям из глубинки, вкладывая в свою работу всю душу и получая в ответ отличный результат. Вспомнились тут и рассказы мамы — выпускницы первой школы 1953 года. Она также с большим восхищением вспоминает до сих пор уроки этих самых 101-ых.

И волей-неволей вкралась мысль: а может, и верно, что творческих людей в то время разбросали по российским глубинкам? Может, в этом и был некий мудрый умысел, чтобы артисты, писатели, поэты и музыканты не толпились в столице, поедаемые завистью к талантам друг друга, и, пытаясь хоть как-то выделиться на фоне такого скопления коллег, не выдумывали бы всякий бред в своём творчестве, что, собственно, сейчас у нас и происходит? Пусть занимаются настоящим делом — несут разумное, доброе, вечное народу, будучи в тесной связке с ним и понимая, видя его жизнь изнутри! И ведь результат получился великолепным! Простые люди потянулись к литературе, к мировой классике, то есть получили мощный толчок в развитии.

Как-то в Кудиновской библиотеке наткнулась на альбом со старыми фотографиями. На нескольких из них запечатлено заседание кружка книголюбов, где доярки (!) местного совхоза раскрывали образы Татьяны Лариной, Катерины Кабановой и других героинь произведений из нынешней школьной программы. Вы сейчас можете представить молодых офисных работниц, посещающих библиотеку и серьёзно рассуждающих на литературные темы в клубе читателей?

Так вот, копошение огромного количества людей искусства на одном столичном пятачке неизменно приводит к искажению и извращению истинного творчества, что мы сейчас и наблюдаем. Трудно представить королеву эстрады Аллу Пугачеву учителем в музыкальной школе или гламурного Филиппа Киркорова — ведущим школьного ансамбля… Сколько бы пользы они принесли на этом поприще…

Тоска по настоящему дремлет в искренних талантах и прорывается в таких проектах, как
«Уроки музыки с Дмитрием Маликовым» или «Золотая скрипка с детьми для детей» Анара Юсифова. Эти проекты вносят искру в провинциальные юные дарования и, безусловно, полезны. Но результаты были бы более потрясающие при систематических занятиях.

Анар Юсифов в концерте "Золотая скрипка с детьми для детей". Фото 27.02.2017 г.
Анар Юсифов в концерте "Золотая скрипка с детьми для детей". Фото 27.02.2017 г.

Из той же «оперы», думается, проект «Учитель для России», который предлагает «золотой молодёжи» (не без хорошей финансовой поддержки) потрудиться в провинциальных школах. И наилучшие результаты у «новых учителей» проявились как раз в организации внеурочной деятельности.

Вот это и есть дополнительное образование, которое является отнюдь не подпоркой к основному, а должно быть равноправной дисциплиной, пробуждающей интерес к спорту, наукам и искусствам, желание «хотеть всё знать», приобрести радость познания и жажду полноценной жизни.

Елена Степина.

#записки учителя #дополнительное образование #всестороннее развитие #уроки музыки с дмитрием маликовым #золотая скрипка анара юсифова #учитель для россии

А что вы думаете об этом? Пишите своё мнение в комментариях.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы общаться и дальше.