Недавно, 3 сентября проходили празднества в честь "Дня Д", посвящённому жизни и творчеству Сергея Довлатова, писателя далеко неоднозначного, по доброму язвительного и по своей натуре близкого современному читателю, независимо от того, где он, в современной России или, быть может, Америке. На написание и без того обширной биографии Сергея Донатовича ушла бы не одна страница, поэтому мне видеться более простым, но при этом не менее полезным посвятить этот пост небольшому отрезку из жизни известного прозаика с тесно устоявшимся клеймом "культовый". Последующее повествование будет относится к таллинскому периоду жизни Довлатова, а именно с 1972 по 1975 годы.
В погоне за свободой творчества и самоактуализацией, Довлатова поначалу ожидает разочарование, он подрабатывает кочегаром, до тех пор пока его не берут в газету "Моряк Эстонии", а вскоре и в "Советскую Эстонию", где он проработает до самой своей высылки. Там Сергей Довлатов пишет очерки и рассказы, которые в будущем войдут в сборник "Компромисс", изданным в 1981. Таллин, равнодушный чужеродный город, заставлял писателя изловчаться и работать на пределе возможностей, за время проведённое там он совершенствует свой литературный стиль, существует байка, что именно тогда Довлатова посетила идея писать по своей излюбленной методе: начинать каждое слово в предложении с разных букв, таким образом, исправляя "дефект", по его мнению портящим сам текст. Теперь Сергей пил намного меньшей и сдержаннее, что нельзя было сказать о его жизни в Ленинграде. Довлатову наконец выпал более чем реальный шанс стать известным или хотя бы читаемым. Кто знает как бы действительно повернулась его литературная карьера, однако в 1975 КГБ находят у одного из таллинских друзей писателя повесть "Зона" и признают ее содержание антисоветским, вместе с этим книге "Пять углов", найденной там же, не было суждено увидеть свет, ее уничтожили на месте. Исключённого из союза журналистов, Довлатова высылают обратно в Ленинград, между тем, он снова на перепутье, а впереди новая волна эмиграции...
Сергей Донатович оставил после себя большое культурное наследие, Таллин послужил лишь отправной точкой, позже, как автор сам вспоминал со свойственной ему постоянной саморефлексией, что те 35 лет он прожил в позоре. Третьего сентября Сергею Довлатову исполнилось бы 81, сегодня продолжают высоко оценивать его вклад в отечественную прозу, вклад человека, чей талант на нашел отклика на родине, но благодаря чему прогремел на весь мир.