Роман Евгения Замятина «Мы» стал предтечей и прародителе всех антиутопий. Как все мы вышли из «Шинели» Гоголя, так все антиутопии вышли из этой книги.
И если говорить честно, то по мне, так «Мы» на голову выше и романа Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» и распиаренного «1984» Джорджа Оруэлла. Вот только это не совсем антиутопия.
Кто-то скажет: «но как, ведь в романе показано тоталитарное государство, которое подавляет личность индивидуума!» И правда, если смотреть с точки зрения современного человека, то всё верно. «Мы» – роман-антиутопия, в котором тоталитарное государство подавляет индивидуальность человека.
Но давайте посмотрим на роман с точки зрения главного героя. В самом начале книги нумер д-503 счастлив. Он счастлив быть частью Единого государства, быть одним из многих (даже одним из главных!) инженеров Интеграла. Если в романе «1984» автор пытается показать главного героя несчастным, то в «Мы» протагонист счастлив. Как и абсолютное большинство населения.
Безусловно Евгений Замятин поступил правильно, когда перенёс действие романа в далёкое будущее. Так он смог абстрагироваться от дня текущего. И хотя многие увидели в романе насмешку над советским строем, это не так. Антисоветчиком Замятин не был. Об этом говорит его биография. Скорее он описал тот путь, по которому не должен идти социализм.
Главный герой романа нумер д-503 – гениальный математик, один из инженеров, который создаёт космический корабль Интеграл. И он счастлив. В существующем строе его всё устраивает. Он не испытывает стыда находясь в стеклянных стенах квартиры, как не испытывают его и миллионы других нумеров, живущих по соседству.
В описываемом обществе нет места таким эмоциям как любовь и привязанность. Детей воспитывает государство. В описываемом обществе каждый имеет право заняться сексом с любым представителем противоположного пола. Для этого существуют так называемые «розовые билеты» и «сексуальный час». Нам это может показаться дикостью, но это нам. Для жителей Единого государство такое положение дел – норма.
И то самое, что для древних было источником бесчисленных глупейших трагедий, — у нас приведено к гармонической, приятно-полезной функции организма, так же, как сон, физический труд, прием пищи, дефекация и прочее. Отсюда вы видите, как великая сила логики очищает все, чего бы она ни коснулась. О, если бы и вы, неведомые, познали эту божественную силу, если бы и вы научились идти за ней до конца.
События в книге происходят спустя века после Двухсотлетней войны между городом и деревней. Велась она между городом и деревней за еду. Но в какой-то момент учёные научились создавать еду из нефти. После этого города отделились от внешнего мира Зелёной стеной и приступили построение утопии – мира, в котором нет ни преступлений, ни голода, ни личной свободы. Все люди – винтики Единого государства, которые трудятся на общее благо.
Вот в таком мире живёт наш нумер Д-503. И он счастлив. Но вот однажды он встречает нумер I-330 – актрису. Вначале она отталкивает главного героя, но при этом он чувствует к ней некое влечение, как мотылёк к пламени свечи. Она – неизвестное в его уравнении жизни.
А нумер Д-503 пытается весь окружающий мир, всю реальность вокруг и чувства, эмоции описать математически. Когда I-330 приглашает героя на экскурсию в один из домов, оставшихся от прошлого мира, его приводит в ступор то, как он устроен. I-330 же вторит мыслям Д-503, но вкладывает в слова иной смысл. Она высмеивает идеалы своего спутника.
Эпизод посещения важен тем, что именно после него герой делает первый шаг в сторону человечности. Он может заявить на свою спутницу в бюро Хранителей (органы поддержания правопорядка в мире романа «Мы»), более того он обязан это сделать, но… не делает.
И с этого момента герой романа начинает своё превращение. Падение, если хотите. И тут нам открывается ещё одна сторона романа. I-330 – не просто женщина. Это – змей искуситель. А новый мир – это Эдем, отлитый из бетона и стекла. Д-503 вкушает плод с древа познания – свободу. И теперь обречён. Таким образом Евгений Замятин в романе «Мы» выворачивает наизнанку библейский миф об Адаме и Еве. Да, глубока мысль автора. Куда Оруэллу, с его вылизанной до безобразного блеска «1984», до Замятина. Он – лишь жалкий подражатель.