Найти тему
Мир металлоискателей

Редкая находка на Поклонной горе

По сведениям, полученным из интернета, поздней осенью 2020 года в окрестностях бывшей часовни Креста, что некогда находилась на Поклонной горе между селом Воздвиженским и деревней Рязанцы Сергиево-Посадского района Московской области, был найден меднолитой нательный крест размерами 43×22 мм.

-2

На его лицевой стороне внутри ковчежца помещены изображения Голгофского креста, копия, трости, а также надписи (рис. 1). На верхней лопасти расположены акронимы в три строки, а по обе стороны древа Голгофского креста – надписи. Полный текст читается следующим образом: «царь славы Иисус Христос, сын Божии распят бысть ҂єф҇лд-го (5534-го г.) марта л҇ (30)». Поле внутри крестовидного ковчежца на оборотной стороне заполнено надписью в одиннадцать строк, представляющей собой молитву из келейного правила: Господи, Иисусе Христе, сыне Божии, благослови и освяти, и сохрани мя силою креста живоноснаго ти. Все изображения и надписи рельефные. Оглавие имеет вид бусины, орнаментированной вертикальными валиками.

Кресты подобной формы появились в XVIII веке у старообрядцев Поморья, а в следующем столетии получили широчайшее распространение по всей России, в том числе и в Подмосковье [1]. В то же время, по наблюдениям исследователей, изделия с орнаментированными валиками оглавиями характерны для древностей XVIII века Архангельской области и Карелии, а их находки в Московской области ранее зафиксированы не были. Типологически оформление креста относится к поздней разновидности, а на элементах его декора заметны незначительные следы копирования и правки. На основании изложенного этот предмет личного благочестия резонно отнести к изготовлению поморских мастеров, работавших во второй половине XVIII века.

Находка этого креста у дороги Москва – Архангельск, в шести километрах от Троице-Сергиевой лавры, не вызывает удивления, да и сама часовня Креста издревле была местом паломничества христиан. Согласно Епифанию, автору Жития Сергия Радонежского, здесь во время своего путешествия в Москву остановился Стефан Пермский и «прочитал «Достойно есть» и, помолившись по обыкновению, поклонился святому Сергию в ту сторону, где он имел свое жительство, сказав при этом, – Мир тебе, духовный брат! Случилось, что преподобный в это время вкушал вместе с братиею в трапезе. Провидя духом, что сделал в это время Стефан, он встал, немного постоял, сотворил молитву и, поклонившись, сказал: радуйся и ты, пастырь Христова стада, и мир Божий да пребывает с тобой! Братия удивились, что святой против обыкновения встал прежде назначенного времени; но некоторые из них поняли, что не напрасно святой встал, а что он какое-нибудь видение видит. После трапезы ученики стали спрашивать его о причине такого его поступка. Он все им объяснил, говоря: в эту минуту епископ Стефан, идя по дороге к Москве, против нашего монастыря поклонился Святой Троице, и нас смиренных благословил. Он указал и место, где это совершилось. Некоторые из его учеников поспешили на указанное место, желая удостовериться в этом. Они догнали епископа и спросили находящихся при нем – справедливо ли это, – и достоверно убедились в справедливости сказанного святым» [2]. В 1547 г. к юго-западу от деревни Рязанцы царице Анастасии было видение живоначальной Троицы. Узнав об этом, царь Иван IV Васильевич решил, что это место, где некогда останавливался святитель Стефан, и велел поставить там крест. Этот крест упомянут в межевой книге 1617 г. [3], а в межевой книге 1676 г. [4] на этом месте указана каменная часовня, простоявшая до 1930-х гг. (рис. 2).

Примечания

1. Коршун В. Нательные кресты поморских типов 18 – начала 20 в. в Рязанской губернии. История, хронология, классификация / Родная старина. 2009. № 2. С. 38.

2. Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца и Похвальное ему слово, написанное учеником его, Епифанием Премудрым. Переведено с славянского при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Сергиев Посад, 1903. С. 89–90.

3. РГБ ОР. Ф. 303.I. № 623. Л. 323 об.

4. РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по г. Москве. Ед. хр. 32993. Д. 51. Л. 133.

Василий Коршун

Альманах ДЕНЬГА № 34 / 2022