Найти тему

Пояснение к одному из популярных сюжетов зеркал ордынского времени

Рис. 1
Рис. 1

Одним из популярных сюжетов бронзовых зеркал, обнаруживаемых археологами практически на всех средневековых памятниках золотоордынского времени, является сюжет с четырьмя полужемчужинами, пространство между которыми заполнено S-образными волютами-завитками. Так, только в Болгаре найдено тридцать экземпляров зеркал этого типа. Полякова, к примеру, выделяет этот тип зеркал в отдел B-II, тип B-II-1. По Фёдорову-Давыдову это тип Т-I, по Недашковскому тип А8. При этом надо отметить, что у всех авторов, публикующих материалы по «своим» городищам, отсутствует единая система классификации, что не добавляет в материалы исследований понятности.

Датировка этого типа зеркал легко определяется по типирующему признаку, характерному для многих бронзовых зеркал ордынского времени - отсутствию центральной кнопки, прилитой при его изготовлении, что присуще для зеркал-подражаний конца XIII века, первой половины XIV века (Рис. 1). Центральная державка в таком случае припаивалась оловом и имела различные формы, по всей видимости, в зависимости от центра производства. Так, подобные кнопки известны как в форме «шатра», или конусовидные, так и в виде тонкого широкого лепестка-арочки. Нечасто, но порою можно встретить исключения. Так, зеркало диаметром 94 мм (Рис. 2), происходящее из случайных сборов в Астраханской области близ поселка Озерное, имеет петельку-арочку, отлитую методом закладного сердечника, что для зеркал этого типа подражаний - большая редкость.

Рис. 2
Рис. 2

Ранее в российской археологической литературе [2, 3] уже говорилось, что происхождение сюжета относится ко времени китайской династии Западная Хань, однако начало этому типу зеркал положено несколько ранее, он существовал уже в период Воюющих Царств (Рис. 3). Рассмотрим подробнее происхождение этого сюжетного шаблона и смысл, который был заложен в систему символов, что, возможно, даст ответ на причину столь большой его популярности.

Рис. 3
Рис. 3

Четыре полужемчужины символизируют горы, причем не просто горы, а даосские горы -святыни, расположенные по сторонам света. Пространство между ними заполняют божества сторон света. Это божества космогонического толка, они по сути являются проекцией 28 небесных созвездий, по семь созвездий (или Лунных стоянок) на каждый из четырех секторов неба. То есть, на многих зеркалах подобного построения расположены белый тигр Запада, Лазоревый дракон Востока, Красные птицы Юга (феньхуан-фениксы), Черные Черепаха со Змеей Севера. В этом случае их изображения стилизованы настолько, что от полноценного изображения духов сторон света остались лишь S-образные хорды с изображением их голов. К примеру, городской музей Пинлян провинции Ганьсу содержит в своих фондах интересное зеркало времен династии Западная Хань (Рис. 4).

Рис. 4
Рис. 4

Бронзовое зеркало с инвентарным номером PLB-00518, диаметром 179 мм с S-образными волютами, своего рода хордами, - стилизованными изображениями божеств сторон света. Центральная кнопка зеркала полусферическая, поле центральной кнопки содержит изображение четырех листов, так называемая «ножка хурмы», орнамент, возникший на омофоничности слов 柿- [shì] «хурма» и 事-[shì]«дело». Пространство меж листами заполнено четырьмя иероглифами 长乐未央 [cháng lè wèi yāng]. Лаконично в прямом переводе это означает «вечное или бесконечное веселье», однако имеется несколько более глубоких толкований - этических посылов. А с учетом шарады, заложенной в омофоны, получается своего рода мотивационный девиз «веселье не на полпути к завершению дел» или «веселье по окончанию дел», своего рода аналог нашей пословицы «Сделал дело - гуляй смело». Получается своего рода мотивационный девиз «Не останавливаться для увеселений на половине достигнутого».

В архитектуре династии Хань императорский дворцовый комплекс Вэйянгун имел 43 павильона. К нему же был пристроен и дворец для увеселений, где такими иероглифами украшались конечные элементы кровельной черепицы.

Но выражение было устойчиво и в более древнее время. Древнекитайский философ Лао-Цзы пояснял, что этой фразой придворные люди встречали королеву-мать, вкладывая во фразу безграничное и бесконечное благословение во имя национальной судьбы, ожидая мира, дарующего поводы для веселья.

Сотрясатели Вселенной, монголы, покорили Китай, образовав династию Юань. Во все времена китайская цивилизация делала «прививки» своих культурных ценностей и постулатов своим завоевателям, так или иначе растворявшимся в котле культурных традиций. Не была исключением и монгольская династия Юань, принявшая политическую и экономическую модель китайской государственности. Можно предположить, что и другие улусы Чингизидов не стали исключением и вобрали многие восточные ценности. Возможно, такой благожелательный посыл и ожидание мира в империи сделали сюжет столь популярным не только во времена Воюющих Царств или Западной Хань, но и позже, во времена монгольского нашествия Чингизидов и Золотой Орды? Так происходило или иначе, нам, вероятно, не узнать, но вот основную задачу - описать и понять коннотацию сюжета - мы смогли. Надеюсь, что эта работа поможет восприятию множества других подобных и связанных в своем происхождении шаблонов китайских зеркал и их поздних подражаний.

1) Архитектура древнего мира / Под редакцией О. Х. Халпахчьяна (ответственный редактор), Е. Д. Квитницкой, В. В. Павлова, А. М. Прибытковой. — Второе издание, исправленное и дополненное. — 1970. — 512 с., Глава 11. Архитектура стран Дальнего Востока / О. Н. Глухарева. — С. 419—448.

2) Гугуев В. К., Трейстер М. Ю. Ханьские зеркала и подражания им на территории юга Восточной Европы. Советская Археология, № 3, 1995. - Стр.143-156.

3) Пьянков А. В., Раев Б. А. Металлические зеркала из коллекции Донского музея (Новочеркасск) // Материалы по археологии Волго-Донских степей. Вып.2. - Волгоград, 2004.

4) Недашковский Л. Ф. Золотоордынский город Укек и его округа. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000.

5) Полякова Г. Ф. К вопросу о систематизации зеркал Волжской Булгарии // Древности Волго-Камья. Казань, 1977.

6) Полякова Г. Ф. Изделия из цветных и драгоценных металлов // Город Болгар. Ремесло металлургов, кузнецов, литейщиков. Казань, 1996.

Сергей Ханов

Альманах ДЕНЬГА № 34 / 2022