Найти тему
ПСИХОСОМАТИКА

Как детские травмы влияют на взрослую жизнь

Наверняка, каждый слышал фразу «мы родом из детства», но вы даже не догадываетесь, как много истины заложено в этой формулировке. Каждая фраза от родителей воспринимается крайне серьезно и является фактором, формирующим его будущее. Психологические травмы взрослого человека строятся на привычных фразах родителей, которые они ловко достают из коробки заготовленных шаблонов «для блага ребенка».

Забегая вперед замечу, что когда в статье рассматриваются детские травмы, целью статьи не является обвинение родителей. Цель - помочь человеку справиться с повреждением внутреннего ребенка внутри него.

Откуда берутся детские травмы?

Причиной эмоциональных потрясений в детстве становятся:

  • болезнь/потеря одного из родителей;
  • развод/частые конфликты в семье;
  • повышенная опека;
  • холодность/отчужденность в отношениях родителей;
  • материально-бытовые условия.

На консультациях у психолога 80% пациентов не видят связь между детскими травмами и сегодняшними проблемами в жизни. Самой распространенной проблемой взрослых является отсутствие эмоционального контакта с матерью, отсутствие эмоциональной отдачи в общении. Парадоксально, что взрослые сами не подозревают, что стали жертвами детских травм и именно поэтому у них не складываются гармоничные отношения, ломается жизненный сценарий и начинается психосоматика.

Заготовленный сценарий

Психотерапевт Э. Берн выдвинул теорию «жизненных сценариев», согласно которой сценарий жизни ребенка формируется до 7 лет. Все события, которые происходят до 7-летнего возраста формируют план будущего на уровне бессознательного.

Когда взрослый начинает сталкиваться с определенными проблемами и искать выход, ему приходится следовать прописанному в детстве сценарию. Нет, он не копирует поведение родителей или близких родственников, все происходит на уровне психологической памяти.

Подобный парадокс случается из-за правил, которые мы получаем в детстве. Полученные от родителей установки являются приказами, обязательными к выполнению. Именно поэтому они так сильно врезаются в память и остаются глубоко на подсознательном уровне.

Виды установок

«Не живи»

Случаются разговоры между взрослыми или с ребенком, в которых он узнает, как тяжело пришлось матери после его появления или как много трудностей он принес в семью. Ребенок понимает все по-своему и у него закладывается установка, что он обуза, сложность и лучше вовсе не существовать, чтобы всем было комфортно.

«Не верь себе»

Роль родителей в жизни ребенка слишком велика: они решают, что надевать, что есть, куда идти, с кем общаться, какую профессию выбирать и многие другие вопросы. На любое возражение ребенка произносится вечная фраза «мы взрослые, нам виднее». Каждая произнесенная фраза обесценивает чувства и опыт ребенка, подавляя его веру в себя.

«Не чувствуй»

Данный шаблон поведения получают дети в семьях, где непринято ярко выражать эмоции и приветствуется сдержанность.

«Учись хорошо»

Вместе с подобными установками ребенок получает посыл стремиться быть лучше всех. Но не каждый взрослый понимает, что его бесконечное стремление к совершенству – это путь в бездну, вечная гонка за несуществующим идеалом, на которую его обрекли родители.

«Не верь никому, кроме родителей»

Что понимает ребенок после многократного повторения данной установки: мир опасен, все лгут и хотят причинить ему зло, правы только родители. Ему не остается ничего, кроме как пойти по одному из двух сценариев: слушать родителей до старости или самому стать лживым и опасным для других.

«Повзрослей»

Самая распространенная и губительная установка для ребенка. Постоянные одергивания и замечания по поводу неправильного поведения в итоге приведут к замкнутости, скрытности, невозможности прочувствовать всю прелесть беззаботного детства.

«Нельзя»

Постоянные запреты разрушают уверенность в себе. Ребенок слушает родителей, но перестает учиться выбирать и получать собственный жизненный опыт.

Нужно также понимать, что однократная ошибка родителя - это однократная ошибка. Травма не формируется от того, что ребенок получил по рукам за попытку залезть в розетку. Нет, травма происходит там, где насилие считается нормой.

Насилие не только физическое, но и психическое, которое системно повторяется и направлено на подавление, угнетение и управление ребенком. Вот здесь формируются самые настоящие травмы - за закрытыми дверями.

Автор: Екатерина Тур, врач, психосоматолог

© Екатерина Тур, 2022-2023. Использование материалов разрешено только при указании ссылки на оригинал статьи и с указанием фамилии и имени автора.