В этом блоке рассказывается о том, по каким показателям сравнивать компании и что сами показатели значат. Информации ОЧЕНЬ много, и она ОЧЕНЬ полезная. Поэтому, не поскупитесь на лайки или подписки. Всем приятного чтения😉
Оновные показатели при оценке компании
Sales (Выручка) - все деньги компании за проданные услуги или товары.
EBITDA (Earnings before interest, taxes, deprecation and amortization) - прибыль (доходы-расходы) до вычета налогов, процентов по кредиту и амортизации оборудования.
Используется для сравнения компаний из разных стран, т.к. везде разные налоговые ставки и % по кредитам
Формула: прибыль+налоги+проценты по кредитам+расходы на амортизацию.
Market Cap (#Капитализация) - цена компании на бирже.
Формула: цена одной акции × кол-во акций
Total Debt (Долг) - сумма всех кредитов и займов компании
Net Debt (Чистый долг) - показывает какая сумма долга останется, если компания потратит все имеющиеся деньги на погашение долгов.
Формула: долг - деньги
EV (Enterprise Value – Стоимость компании) - стоимость компании с учётом ее долгов и свободных денег.
Формула: капитализация + долг - деньги (компании)
#Мультипликаторы
Это производные показатели, придуманные экономистами для объективного сравнения компаний разных масштабов, отраслей и т.п. Они не дают полной информации о бизнесе, а лишь помогают быстро оценить компанию и сравнить ее с другими. Если мультипликаторы устраивают, то можно погружать в более детальный анализ. Также, лучше смотреть динамику изменения мультипликаторов, а не конкретные значения за год.
P/E (Price/Earnings – стоимость бизнеса/прибыль) - это отношение стоимости бизнеса к его годовой прибыли.
Данный мультипликатор показывает, за сколько лет бизнес окупит свою капитализацию.
Формула: капитализация/прибыль = кол-во лет.
EPS (Earnings per Share – Прибыль на акцию) - это не мультипликатор, а ключевой финансовый показатель наряду с EBITDA и выручкой.
EPS показывает, сколько чистой прибыли приходится на одну акцию. Но эффективность компании сложно оценивать по этому показателю, т.к. эффективность бизнеса не зависит от кол-ва акций на рынке. Однако, EPS очень важен, т.к. благодаря ему считается мультипликатор P/E, которым пользуются все инвесторы.
Формула: чистая прибыль/кол-во акций
P/E по мировым стандартам - про P/E писал выше, здесь же привожу формулу, которой пользуются зарубежные инвесторы. И та, и эта рабочие, и результат будет одинаковый.
Формула: стоимость акции (Price) / годовую прибыль с акции (EPS) = кол-во лет окупаемости бизнеса.
P/E может быть как положительным, так и отрицательным. Во втором случае отражает, за сколько лет компания обанкротится. Но это необязательно плохой знак - возможно, компания вкладывает все средства в развитие. То же актуально и для очень большого P/E, отражающий либо развитие, либо финансовые трудности. Тут уже надо разбираться и читать отчёты.
⭐Для российского рынка хороший показатель <13; для американского <30.
P/S (Price/Sales – цена акции/годовая выручка с акции) - похож на прошлый мультипликатор, только учитывает не чистую прибыль, а все заработанный компанией за год деньги.
Оценивать компании по прибыли неправильно, т.к. развивающиеся компании (иначе говоря компании роста) не имеют хорошей прибыли, но могут иметь уверенную выручку. Высокая выручка и низкая прибыль сигнализируют о том, что все деньги уходят на развитие. Или же компания работает неэффективно и мало зарабатывает. Данный мультипликатор не учитывает эффективность работы бизнеса. В этом случае лучше изучить компанию и стратегию ее развития.
⭐Хорошие показатели: стабильные компании России <2; США и Европа <4. Компания с сильным потенциалом роста <10.
P/BV (Price Book Value – цена акции/балансовую стоимость) - показывает, сколько имущества компании приходится на одну акцию.
Балансовая стоимость - это имущество компании минус ее долг.
Данный мультипликатор не показывает эффективность компании и ее способность зарабатывать деньги, зато помогает понять, сколько денег останется в случае банкротства. Он помогает сравнивать компании из одной отрасли, у которых много материальных активов, например фонды недвижимости (REIT)
⭐ Значение P/BV <1 – компания недооценена (на бирже стоит меньше, чем если продать все ее активы);
⭐Значение P/BV >1 – компания переоценена.
⭐Среднее значение по рынку - ~3; для банковского сектора - 1.3
P/CF (Price/Cash flow – цена акции/операционный денежный поток на одну акцию) - показывает, как много денег приходит и уходит со счетов компании.
Разница между денежным потоком и прибылью в том, что прибыль считается в момент оказания услуги или продажи товара, а денежный поток именно в тот момент, когда деньги пришли на счёт. Например, товар продали сегодня, а деньги придут через месяц. Прибыль в этом месяце положительная, денежный поток - нулевой или отрицательный (если вычесть издержки).
Чем меньше этот мультипликатор, тем выше денежный поток по отношении к цене компании. Это значит, что компания более устойчива, готова к непредвиденным ситуациям и к выплатам дивидендов.
⭐Оптимальное значение P/CF >0, но <20. Если больше 20, то компания переоценена.
EV/EBITDA (Стоимость компании/доход до вычета...) - позволяет сравнивать компании с разной долговой и налоговой нагрузкой.
Данный мультипликатор позволяет сравнивать компании из разных отраслей отбросив кредиты и налоги, однако лучше его использовать для сравнения из одной отрасли (так написано👐). Чем меньше этот показатель, тем лучше, т.к. он показывает как скоро вы окупите свои вложения (лет).
⭐Хорошее значение – 10 и <10
NET DEBT/EBITDA (Чистый долг/доход до вычета...) - показывает способность компании выплатить свои долги (лет).
Этот мультипликатор используют, чтобы определить вероятность дефолта компании. Особенно полезно смотреть в динамике: чем он ниже, тем лучше - компания гасит свой долг или увеличивает прибыль; чем он выше, тем хуже - долг растет или падает прибыль.
⭐Хорошее значение – <3, НО этот показатель варьируется от отраслей. Например, для авиакомпаний характерна высокая закредитованность, а в сфере IT он пониже.
L/A (Liabilities/Assets or Debt Ratio – обязательства компании/активы или коэффициент задолженности) - отражает, какую часть имущества компания приобрела за свои средства, а какую за заёмные.
Чем меньше этот мультипликатор, тем компания финансово устойчивее: тем меньше у нее долгов и больше собственного капитала.
⭐Хорошее значение - <60% или <0,6.
D/E (Debt/Equity – Долг/Собственный капитал) - показывает, насколько сумма всех долгов больше или меньше собственного капитала компании (собственный капитал - нынешние чистые средства компании).
По своей сути похож на предыдущий мультипликатор, т.к. помогает сравнить долговую нагрузку компании с ее капиталом. Только L/A показывает какую часть активов компания приобрела за счёт заёмных средств, а D/E - насколько заёмные средства больше или меньше собственного капитала.
Например: у вас 1 млн. ₽ на руках и 2 млн. ₽ долга. D/E = 2/1=2 или же 200%. Долг в два раза больше личных средств.
⭐Оптимальные значения для табачных компаний - 373% или 3.73.
⭐Для компании в сфере образования - 82% или 0.82
⭐Чем меньше этот показатель - тем лучше.
ROE (Return on Equity – Рентабельность капитала) - показывает, насколько эффективно компания управляет капиталом.
Формула: Чистая прибыль (Earnings) / размер собственного капитала (Equity).
ROE показывает нам, какую прибыль приносит компании ее собственный капитал.
Например, если два завода зарабатывают по 20 млн., капитал одного = 100 млн, а у другого =80, то
ROE(1) = 20/100 = 20%
ROE(2) = 20/80 = 25%
Второй завод распоряжается капиталом эффективнее.
Чем больше показатель, тем лучше. Если он выше 100%, то за год компания зарабатывает больше, чем составляет ее капитал; если ROE отрицательный, то компания несёт убытки.
⭐Оптимальное среднее значение - >14% или >0.14, НО варьируется от отрасли к отрасли.
ROA (Return on Assets – рентабельность активов) - показывает насколько эффективно компания управляет своими активами.
Формула: чистая прибыль (Earnings) / стоимость активов (Assets)
ROE показывал рентабельность капитала БЕЗ учёта долгов, тогда как ROA показывает как эффективно компания распоряжается ВСЕМИ средствами, включая долговые. По этому показателю лучше сравнивать компании из одного сектора.
⭐Хороший показатель - >5%; отличный показатель - >20%
⭐Средний нормальный ROA банков = 2%
⭐В IT ROA <10% считается неприемлемым.
ROI (Return on Investments – Рентабельность Инвестиций) - показывает, сколько прибыли приносят инвестиции в бизнес.
Формула: чистая прибыль (Earnings) / инвестиции (Investment)
В общем, ROI показывает сколько зарабатывает компания с каждого инвестированного в нее рубля. Комфортные показатели варьируются от разных отраслей, но чем выше, тем лучше.
⭐Средний ROI в IT - ≈20%
⭐Средний ROI банков - ≈5%
ROS или Net Profit Margin (Return on Sales – рентабельность продаж) - показывает, насколько эффективно компания превращает выручку в прибыль.
Формула: чистая прибыль (Earnings) / выручку (Sales)
Проще говоря ROS показывает сколько рублей компания получит с каждого рубля выручки.
Например: выручка за год составила 100, а прибыль 10. ROS = 10/100 = 10%
Чем этот показатель выше, тем лучше.
Данный показатель отражает издержки компании - аренду, кредиты, зарплаты и т.п.
⭐ Оптимальный показатель назван не был, но было сказано, что с помощью ROS сравнивать можно ТОЛЬКО компании со схожей деятельностью: банк с банком, авиакомпания с авиакомпанией.
DPR (Dividend Payout Ratio или Payout Ratio – коэффициент выплаты дивидендов) - показывает, какую часть прибыли компания пускает на выплату дивидендов.
Формула: сумма выплаченных дивидендов (Dividends) / чистую прибыль компании (Earnings)
Чем выше этот показатель, тем больше прибыли компания отдает акционерам. С другой стороны, тем меньше денег остаётся на развитие. Обычно, растущие компании вкладывают все деньги в развитие и платят либо малые дивиденды, либо нулевые (Яндекс). Когда же компании некуда расти, ее прибыль падает, а дивиденды повышают, чтобы удержать инвесторов.
⭐Для растущих компаний оптимальный DPR - <30%
⭐Для зрелых компаний - 30-70%
❌ Если показатель больше 100%, значит компания выплатила больше дивидендов, чем заработала за год. Это говорит о проблемах в компании, она всеми силами пытается удержать акционеров.
Sales Growth Rate (Рост выручки) - показывает, насколько быстро растет выручка компании.
Формула: (выручка (Sales) за прошлый год - выручка (Sales) за этот год) / выручка (Sales) за прошлый год.
Например: выручка Tesla за 2020 = $31,5 млрд, а за 2019 = $24,6 млрд. Рост выручки равен: (31,5 - 24,6)/24,6 = 6,9/24,6 = 0.28 = 28%.
Динамика может быть и отрицательной, как в случае с Cinemark, у которого из-за ковида выручка упала почти в пять раз. Но это в этом году, а Рост выручки грамотно анализировать не только за год, но и на дистанции за 5 или 10 лет. И даже будущие оценки роста.
EPS Growth Rate (Рост прибыли на акцию) - показывает, насколько быстро растет прибыль компании.
Формула: считаем разницу между прибылью на акцию за два года, например за текущий и прошлый год. Делим эту разницу на прибыль за прошлый год.
Точно такой же показатель, как и предыдущий, только про прибыль, а не про выручку. Наблюдение за этими показателями может дать понять ситуацию компании на данный момент.
Например: выручка стоит на месте, а прибыль растет - значит компания работает эффективнее и оптимизирует расходы. Хороший знак.
Если растет выручка, а прибыль стоит на месте, то компания расширяется и все деньги вкладывает в развитие, что на дистанции даст хорошую прибыль нам.
Если прибыль падает, у компании проблемы, надо разбираться в связи с чем.
Beta (Коэффициент волатильности) - показывает, насколько быстро меняется стоимость акции по сравнению с рынком.
Beta >1: цена акции меняется быстрее рынка. Рынок меняется на 1%, цена >1%
Beta<1: цена акции меняется медленнее рынка.
Beta=1: цена акции следует за рынком.
Beta<0: цена акции движется в сторону, противоположную рынку.
PEG ( (P/E) / GROWTH – (стоимость бизнеса/прибыль) / прогнозируемый рост прибыли ) - это форвардный мультипликатор, который покажет срок окупаемости компании в будущем году по прогнозам.
Например, по прогнозам EPS (Прибыль на акцию) Microsoft вырастет на 19% в будущем году, ее P/E = 44.
PEG = 44/19=2,31.
Чем PEG меньше, тем лучше, но реальность часто не совпадает с прогнозами, так что не стоит ориентироваться только на форвардные мульипликаторы. По данному показателю очень удобно сравнивать инвестиционную привлекательность компаний.
⭐Хорошее значение - 1 и <1
Скринер акций
Это специальный сервис для поиска акций. Похож на фильтры в интернет-магазине: выбираете параметры, а он показывает все акции или иные инструменты под эти параметры.
#инвестиции #фондовыйрынок #акции #деньги #пассивныйдоход #финансы #moex