Доброго времени суток, друзья!
В нашем блоге можно найти рассказ о настоящих сфинксах, которых в 1832 году привезли в Петербург из Египта (хотя, если быть педантично точным, то из Франции).
А сегодняшнюю нашу историю я бы хотел посвятить вот этим товарищам:
Для тех, кто никогда не был в Петербурге, краткое пояснение:
На Университетской набережной в 1834 году были установлены настоящие Египетские сфинксы:
Место установки выбрано не случайно, здесь был сделан причал.
А позднее рядом с каждым сфинксом появляется пара грифонов. Установлены они были как бы по краям "каменной скамьи":
И в целом картина после всех манипуляций с набережной и гранитом выглядела примерно вот так:
И теперь мы подошли к самому главному. Заметили, что грифоны, мягко говоря, сильно отличаются?
Картина хоть и невысокого качества, но позволяет сравнить современных грифонов и оригинальных. Не находите, что оригинальные были более "свирепыми"? Современные грифончики они какие-то...няшные что ли :-)
Вот здесь мы и подошли к главному вопросу: Куда делись оригинальные грифоны?
Не буду томить и отвечу сразу - неизвестно. Их просто кто-то украл.
В конце девятнадцатого века пристань опустела, без грифонов выглядела очень непривычно:
Воришек так и не нашли. Всегда мучал вопрос - с какой целью их утащили? Неужели для того, чтобы иметь возможность не выходя из дома безлимитно загадывать желания?
Немного из истории пристани:
Ранее береговая линия возле академии художеств выглядела, мягко говоря, так себе:
Это вид практически от Академии Художеств. Получалось, что величайшая академия Российской империи не имела возле себя никакого художественного оформления. Кроме куч глин и песка. Думаю, читатель легко представит, какая здесь была грязь и слякоть в дождливые дни.
Создание гранитной набережной и нормально оформленного причала напрашивалось давно. В 1830 году, то есть за два года до приобретения сфинксов, разрабатывается проект гранитной набережной, а в 1831 году архитектор Константин Андреевич Тон проектирует пристань в т.н. классическом греческом стиле:
На проекте отчетливо видно, что вместо сфинков установлены скульптуры коней. Возможно, вам показалось, что эти кони похожи на тех коней, что стоят на Аничковом мосту:
Так вот, вам не показалось. Петр Карлович Клодт был уже известен в Петербурге своими гениальными скульпторами, поэтому изначальная идея и состояла в том, чтобы украсить причал возле академии его скульптурами.
Однако, счет за скульптуры в 425.000 рублей это желание быстро охладил. А там как раз Николай I приобретает этих самых сфинксов.
В итоге, когда они прибыли в Петербург в 1832 г., их убрали во двор Академии Художеств, а Константин Тон взялся переделывать свой проект уже под сфинксов вместо лошадей.
К 1833 году переделанный проект был готов:
Ну а в 1834 сфинков и грифонов ставят на свое место.
Как мы уже знаем, в конце 19 века грифоны исчезли. Восстановили их только к 1959 году уже после войны. И только благодаря старым картинам художников.
Но, как мы с вами уже знаем, современные грифоны более обоятельные, чем оригинал.
Про то, что у грифона можно загадать желание, наверное, все знают? Главное, не трите голову ему до дыр и не забывайте держаться за клык.
Кстати, заметили, что пристань практически пустая?
Сравните с тем, как выглядело это место, пока не "заболела" вся планета той самой болячкой, после которой гости из Китая перестали к нам ездить:
И это, кстати, не в сезон. Летом подойти загадать желание у грифонов было практически невозможно:
Нет худа без добра, как говорится.
Какие грифоны вам симпатичнее, те, что были в оригинале или восстановленные?
Друзья, оставляйте, пожалуйста, лайк. Нам это очень важно.
В эти выходные, кстати, будет экскурсия по Васильевскому острову и блокадная по Невскому проспекту.
Приглашаю. Цены и описание по ссылке: