Скопинский маньяк Виктор Мохов поразил общество дважды. В первый раз в 2004-м, когда выяснилось, что он несколько лет держал в бункере под гаражом двух девочек, насиловал, рождавшихся детей забирал и подбрасывал в подъезды. Одна из пленниц Лена Самохина (данные изменены) после освобождения говорила по ТВ: «Самое тяжелое, что мы исчерпали все темы, на которые могли разговаривать, ну, ничего не происходило!», а другая - Катя Мартынова написала в книге, как отключала сознание, лежа под насильником: женщины жили на положение животных.
Второй шок случился в марте 2021-го, через 17 лет. Наше общество - сюрприз! - оказалось не готово к тому, что преступник может отбыть наказание и выйти на свободу!
«Почему его не убили на зоне?! - гневались комментаторы в соцсети: оказывается, они надеялись, что уголовники вынесут рабовладельцу свой приговор, - Как жить соседям? Что должны чувствовать жертвы?»
Жертвы проявили себя во всей красе. Выяснилось, что, хотя Лена и Катя дали сто пятьсот интервью, написали две книги, сняли два фильма и поучаствовали во множестве передач, те же самые подробности, рассказанные другим ртом, страшно их нервируют, и журналистам надо проявить такт и отказаться от своей профессии.
События по порядку: из колонии Мохов отправился в Москву на съемки, по нашим данным, Первого канала, но с руководством связались «сверху» и шоу не вышло.
Тогда в Скопин приехала Ксения Собчак и сняла маньяка для Ютуба, мужик со всей простотой высказался на камеру: «Катя там (в бункере) жила, она не рожала, а Лена рожала - щас наоборот получилось: Катя родила, Лена нет. От меня родила, больше не рожает. Ну, я не знаю... Наверное, надо опять меня. Заняться ею».
Грохнуло так, что все предыдущее показалось детской игрой в крысу, жертвы написали заявление на угрозу, причем обе. Мохова, блогершу и засветившегося в кадре следователя таскали на допросы и проверяли по статье о нарушении неприкосновенности частной жизни, делом занимался лично Бастрыкин.
МВД обратилось в суд и Мохову добавили в надзор (шесть лет отмечаться в полиции, не посещать общественные мероприятия, не выходить из дома по ночам и не выезжать из Скопина) совершенно новый пункт: не общаться со СМИ!
Маньяк отсидел 10 суток за нарушение надзора (без спроса ездил в Москву) и полностью выпал из информационного поля, только соседи доносили: ремонтирует отопление, выходит в магазин и полицию, да в августе 2021 года в Телеграме появилось видео: Мохов стоит в майке и кепке КПРФ и хвалит Зюганова: «Жесткий, справедливый человек! Пчеловод!»
В партии заявили, что это черный пиар, а суд второй раз посадил Мохова на 10 суток: Телеграм-канал сочли СМИ.
Все, казалось, лимит на скандалы окончен! Но нет.
2 августа дома у Мохова компания отмечала день ВДВ, хозяин сказал, что один из собутыльников украл у него гуся, другой стал бить «вора» и убил ударом локтя в горло. Труп выкинули Мохову в огород, а потом перенесли в соседний брошенный дом.
Когда убийцу нашли, и он во всем признался, Мохова в третий раз загребли на 10 суток, ведь он ночью выходил из дома! И возбудили уголовное дело за укрывательство преступления, мера пресечения - домашний арест.
Как только бывший зек вернулся домой из КПЗ, мы и отправились в Скопин спросить: он вообще, нормальный? Хранить труп в огороде, зная, что полстраны мечтает его посадить?
«ВОДОЧКИ, ОКОРОЧОК И РЫБКИ»
Бреду по одноэтажной улочке, это - самый центр старинного Скопина, а асфальта нет. Знакомый по фильмам дом, окна разбиты, надпись со стрелкой: «Звонок».
Звоню и стучу, в форточке появляется лицо маньяка и сияет, как новогодняя елка:
- Не! Мне нельзя давать интервью!
- Вы же теперь под арестом, вам запрещено общаться со свидетелями, экспертами и обвиняемыми по делу, а я - журналист!
Мнется:
- Сбегай в магазин, купи водочку за 280 рублей, окорочок и рыбки...
Через семь минут я у ворот с пакетом, дверь открывается, и пожилой маньяк - Мохову стукнуло 72 года - стоит на высоком крыльце в семейных трусах: на тонкой бледной ноге - черный браслет:
- Залазь!
Галопом пробегаем по дому: вот ванная, куда Мохов водил из подвала мыться пленницу Катю (Лену не выпускал), вот гостиная с вырезанным на полу квадратным куском ковролина:
- Здесь его убили! - бодро комментирует хозяин, - Менты ковер испортили, кровью был залит. А этот диван Собчак мне подарила...
- Она же вам заплатила три миллиона, вы блогерам так говорили!
- Я пошутил! Диван, дешевый железный столик и два стула - все, что я получил! - смеется, - И в КПЗ еще отсидел, правда, там прекрасно: простыни! Менты все вежливые: «Виктор Васильевич!» Кормят: два пирожка с повидлом, котлета, сосиски. Нас на зоне так не кормили!
Бежим дальше: в спальне по ходу на табуретке коробочка с надписью «ФСИН», она связывается с браслетом на ноге и измеряет расстояние до него, Мохову запрещено выходить даже во двор:
- Я бабе этой, которая надевала, говорю: «До ветру как ходить мне? Собаку как кормить?», - она: «В ведро ходите», - полковники сюда набились, подполковники, участковый за грудки меня хватает - ... твой ... [что творится]...
В комнате справа автоматический инкубатор, под крышкой пищат новорожденные цыплята, дальняя спальня переделана под хлев: на полу ровный слой гуано, ходят гуси. На кухне шипит газовый котел.
ПРО ГУСЯ - ПОШУТИЛ!
- И не боитесь, - льстиво говорит хозяин, наливая себе водки, - Что я в подвал вас посажу? У меня еще ст... [бывает эрекция] раз в неделю!
- Виктор Васильевич, вы же дошутились: сказали Собчак, что хотите заняться Леной...
- Слушай, они обрезали конец моей фразы, смонтировали: я говорил, помочь хочу ей! Она в бункере детей не хотела, кричала: «Скорую» мне, аборт!», - а я: «Не дам убить!» То, что я их относил - а куда бы я их дел без документов? В подвале оставил? Я с зоны писал в опеку (грозно сдвигает брови. - Ред.): «Где мои мальчики?!», - но мне ответили: «Тайна усыновления», - ой, столько вранья в моем деле... Напридумывали, что я девочек хотел залить бетоном, неправда! Если бы их не освободили, они и по сей день бы у меня жили, я бы их чп... [занимался с ними сексом] ...
Да, раскаянием тут не пахнет. Показывает на дальнюю веранду:
- Если менты придут, ты сразу туда и прячься в огороде: они каждый день приходят, ищут...
- Кого?!
- Сожительницу мою, Инеску...
Час от часу не легче. У маньяка постоянная женщина после того, что он сделал с девочками!
После выхода Виктора с зоны в марте 2021 года события, вкратце, развивались так: к нему прибежали старые дружки с завода и, в том числе, Женька Полищук по кличке Джексон, который, по словам его матери, пил, не работал, неделями не появлялся дома и «даже телефона своего не имел, звонил по чужим»; в 2004-м Джексону был 21 год, теперь 39.
Джексон привел к Мохову тогда еще свою сожительницу Инеску - Инессу Панову, 37 лет, дочь местного рязанского военного: женщина ходила замуж тоже за военного в Подмосковный Подольск и вернулась, детей кинула маме, сама живет, где придется - и быстро стала жить в доме у Мохова, следила за гусями, когда звезду Ютуба сажали на 10 суток.
Этим летом с зоны вышли еще два скопинских асоциальных элемента, Сергей Щукин и Алексей Шайхутдинов, по шесть ходок на каждого, без определенного места жительства, хромой Щукин с палочкой побирался в центре города, Шайхутдинов чистил прохожих. С Моховым они познакомились в церковной социальной столовой «Пять хлебов», куда маньяк приходил обедать (пенсия за то, что преступник в свое время был лучшим заточником завода - 20 тысяч рублей). Щука стал стучаться в Мохову в окно и просить на водку.
На день ВДВ Джексон привел к Мохову еще одного своего кореша, десантника Архипа (Лешу Архипова, пьет, не работает, живет за счет жены, которая держит магазин) - и застолье удалось на славу.
- Видели, как убивал?
- Нет, мы в кухне выпивали, вдруг слышим шум и Джексон прибегает: «Кажется, я Щуку ... [убил]». Подожди, говорит, Витек, не звони, я сам сдамся, а то тебе ... [плохо] будет. Вынесли мы Щуку в огород, а через два дня я Джексону звоню: «Когда уже к ментам пойдешь, на ... [зачем] мне это на грядках лежит, неприятно?» Оттащили на угол, и только еще через два дня он написал явку с повинной, всех нас повязали.
- Виктор Васильевич, вы же себе с пола срок подняли.
- Всего два года: Джексона уж очень жалко было! Щука - ... [не стоящий человек, ерунда], а вот Джексон - хороший малый, все время прибегал: «Дядь Вить, че те помочь?»
Вот такое самосознание.
Спрашиваю:
- Гуся-то правда Щука украл?
- ДА ПОШУТИЛ Я!!! А Джексон поверил...
И ВЫРВАЛИ ГРУШУ ДЮШЕС
Накрепко договорившись с маньяком, что к завтрашнему он достанет мне Инеску, спрыгиваю с крыльца и попадаю в руки друга покойного Щуки Леши Шайхутдинова:
- Слышь, это же я Щуку к ним привел - и ушел на кладбище к десантникам, а Щука исчез! Я ходил по всему городу, искал, уже стал думать: может, Мохов его в бункер посадил? Как я теперь без Щуки?! Мохова бить буду, Инеску заберу, она с ним из-за денег, из-за крыши над головой... Вот, смотри, паспорт нашел: можешь съездить вернуть?
Я еду по адресу: разумеется, паспорт вчера украли вместе с борсеткой, хозяин чуть не плакал от счастья при виде пропажи.
Утро следующего дня: опухшая от алкоголя Инесса при мне выбирается из постели Мохова (напоминаю, обвиняемым, находящимся под домашним арестом, категорически запрещено общаться со свидетелями) и начинает удивляться:
- Я? Его женщина? Я просто помогаю по хозяйству! Нет, я не знала, что он маньяк, когда знакомились, мне только потом сказали, что он держал девочек... Характер? Он злой! Дерзкий очень! Его злить нельзя, он может втихую что-то сделать! Нет, я не бомжиха...
Мохов кокетливо гладит меня по коленке:
- Давайте я вас изнасилую?
- Нет!
- А по согласию?
Пробравшийся в дом Леша Шайхутдинов орет:
- Я - вор-рецидивист! Против меня нет запоров!!!
Соседи Мохова по дому (ему принадлежит левая половина, им правая), рассказали, что этой ночью Шайхутдинов уже приходил и бил Мохова в их огороде, подбил маньяку оба глаза и вырвал грушу сорта дюшес за 800 рублей.
- Я вызывать буду полицию! - грозит сосед. - Месяц уже такой шалман у них!
Проезжающие мимо дома скопинцы в знак протеста бьют маньяку окна. Все молодцы.
ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ «КОНТИНГЕНТ»
Мне не удалось получить комментариев у правоохранителей: даже бывший начальник уголовного розыска Скопина Алексей Насифоров, который в 2004 году брал Мохова и, по совпадению, является дедей Захара Прилепина, внезапно оказался «не в городе».
Но все и так понятно: то, что мы видели, называется «контингент».
Мохов отсидел 17 лет, и сидел опущенным (самая презираемая неприкасаемая каста среди заключенных), при этом, как ни крути, он знаменитость, да еще раструбил про деньги от журналистов. По выходу к нему стали стекаться бомжи, алкоголики и зеки помельче, причем, скорее всего, из той же касты: никто не может есть и пить в доме обиженного, чтобы самому не стать обиженным, никто не может брать у него копейки - а Щука просил...
Кстати, Мохов и с зоны приехал не один: с ним жили два зека, которые командовали, кому давать интервью, в полиции они сказали: «Если надо кого завалить, обращайтесь. Мы - частная охранная фирма».
Бывший следователь по особо важным делам прокуратуры Рязанской области Дмитрий Плоткин вспоминает:
- Он всегда был компанейским, у него на заводе была кличка Витя-доктор: он гнал самогон, рабочие с утра маялись похмельем, а этот всегда с бутылкой, все радовались: «Доктор пришел...» Первую девчонку - в бункере, до Лены и Кати, сидела еще одна потерпевшая, - он купил: она добровольно ехала, просто не знала, что выйти не сможет. Мы, конечно, не стали писать в уголовном деле «заплатил сутенерам», но, по факту...
Я понимаю, что хочет сказать Дмитрий Матвеевич, и могу дополнить: а отец Мохова, шофер, напившись, бил соседей, по очереди, сначала тех, кто жил слева от него, потом - тех, что справа, в результате, угодил на «химию». А жена Мохова - он ведь был женат на красивой немке по имени Галина Шотт - тоже скандалила с соседями, и они упекли ее в психушку. А женщина, за которой Мохов бегал 20 лет (ее тоже звали Инна, как сегодняшнюю сожительницу), на пьянке ударила знакомого ножом и убила, за это попала в тюрьму и сошлась там с Еленой Бадукиной, которая потом помогла Мохову украсть девочек... Проще говоря, Инна ушла от Мохова к Бадукиной.
Все это - тоже контингент. Такая концентрация криминала - не просто так, подобное тянется к подобному, не зря при отработке преступления всегда проверяют зеков-алкашей.
«Свинья грязи найдет, - грустно сказал мне двоюродный брат Мохова Анатолий Гарин, который живет на соседней с Моховым улице, и от меня услышал подробности произошедшего, - В случае Виктора это так, к сожалению».
Родственники и полиция, между прочим, повели себя достойно с бывшим маньяком: когда, во время отсидки Мохова, его старая мать сошлась с квартирантом и отписала ему дом, беседовать с мужиком ходил тот самый начальник розыска Насифоров, спрашивал: «А как же Витя? Где он жить будет, когда выйдет?»
Мужик нахамил: «В подвале своем пусть живет».
В итоге, родная сестра Мохова (она живет в Рязани) судилась с новым собственником и отстояла дом, а, когда Виктор вышел на свободу, двоюродный брат на санках отвез ему старенькую газовую плиту: озлобленный квартирант разморозил трубы и испортил все, что мог...
Мы с другом убитого Лешей Шайхутдиновым по периметру облазили гараж, под которым Мохов держал девочек: бункер давно затоплен, лаз в него закрыт компостной кучей, листы железа со стен отодраны. Сейчас это просто старый дырявый нестрашный сарай.
У маньяка были все шансы дожить жизнь по-человечески. Не среди зеков, а среди людей.
МАНЬЯКА ЗАДЕРЖАЛИ
Буквально через день после нашего общения Мохова взяла полиция, он отчаянно писал мне в личку: «Красавица, у меня проблемы!», - а потом Следком сообщил, что домашний арест маньяку сменили на заключение под стражу, потому что он нарушал условия меры пресечения.
Конечно, нарушал! Ведь я сама видела у него Инессу...
Скорее всего, участковый застал свидетельницу дома у обвиняемого, или соседи маньяка стукнули, что у него объявилась журналистка. Я не стала писать, но другие жители улицы (не те, которые живут через стенку от маньяка) приняли меня крайне агрессивно, орали: «Да, он - хороший человек, а вот вы...», - дальше шли обвинения сотрудников СМИ во всех грехах, мы, оказывается, должны писать не о преступнике, а о сталеварах. Напоследок соседи грозились вызвать полицию и, видимо, вызвали.
Также свою роль могли сыграть общественники, которые закидывали прокуратуру обращениями с требованием посадить маньяка (находятся в распоряжении «КП»).
Как бы то ни было, наша газета последняя, кто поговорил с Моховым на свободе, и я не считаю, что это правильно - затыкать журналистам рты. Людей интересуют преступники, во всем мире у таких, как Мохов, берут интервью, художественные книги про державших наложниц в подвале маньяках - «Коллекционер» Джона Фаулза, «Комната» Эммы Донахью, «Сад Бабочек» Дот Хатчисон - становятся бестселлерами.
Потому что сталевары - это важно. Но чтобы не стать жертвой зверя, надо посмотреть в лицо зверю, понять психологию зверя, пробраться в логово к зверю. Я описала все, что там увидела.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Такое извращение - держать рабынь
В российских СНТ за заборами много сараев
Есть одна вещь, которая меня волнует: все, с кем я встречалась, говорили: Мохов - не маньяк.
-Маньяк, по отношению к Вите, это сильно сказано, - размышляет двоюродный брат, - Он просто любитель женщин, всегда любил молоденьких, вот так решил...
Мохов хвалится:
- Какой же я маньяк? Я никого не убил, девочек любил, заботился о них: Кате - краски, Лене - учебник по английскому, и я же их тр... [дарил физическую радость], - он явно считает, что последний факт вообще искупает все неудобства в жизни жертв.
- Он никакой не маньяк, он просто придурок, - говорит Плоткин, который за свою жизнь посадил много душителей и людоедов, вырезавших партнершам печенку. - Человек озабочен, годами не удовлетворялся, женщины, которые ему нравились, его не любили - и он, с деревенской основательностью, вырыл бункер...
Ох, а я бы поспорила.
Пусть Мохов не имел успеха женщин (хотя я вижу противоположное, он и в 72 нашел подругу), но Мохов-то такой не один.
В нашей стране было еще три случая, когда мужчины прятали женщин под землю: в 1997-м, в Кировской области, где наложниц заставляли работать, выкалывали на лбу слово «Раб» и изощренно убивали, и в 2021 году, разом в Алтайском крае и Нижнем Новгороде - там жертв держали недолго, но в Нижнем рабовладелец даже снимал изнасилования на видео.
В мире же таких историй, минимум, десять: в 2006-м от безработного австрийца Вольфганга Приклопиля сбежала 19-летняя Наташа Кампуш, которую он похитил 10-летним ребенком и держал в подземелье под коттеджем, резал, бил, морил голодом, заставлял ходить голой и лысой, а в 2008-м домовладелец Йозеф Фритцль, тоже австриец, привез в больницу умирающего ребенка - и оказалось, это - дочь его дочери, которую он 23 года назад запер в подвале и насиловал, причем, в первый год держал, прикованной к столбу. Всего девушка родила от отца семерых детей.
А до того в Бельгии был маньяк Дютру, который держал двух 8-летних девочек в глубоко закопанной цистерне: однажды его арестовали на три месяца, и дети умерли от голода. Дютру вышел и поймал двоих новых, это 1996 год...
В общем, на 1977-м году (США, семейная пара Хукер подсадила в машину девушку Колин Стен и 7 лет держала ее в ящике под кроватью), я перестала считать.
Стало ясно, что извращение не такое уж редкое и с неуспехом в личной жизни точно не связано: у Александра Комина из Кировской области была сожительница, у Дютру - жена, которая все знала, но не стала кормить умирающих от голода детей. Пара из США просто занималась традиционным сексом только друг с другом, а над пленницей изощренно издевалась.
Это, по-видимому, особое удовольствие, как БДСМ: здесь жена, а здесь - рабыня, не смешивать. Жесткая депривация и полное подчинение (некоторые похитители рассказывали жертвам, что спасли их от бандитов, потому те должны быть благодарны даже за побои) - садизм, как и простой насильный секс садизм. «Баба не человек», - говорил Мохов своим пленницам, делая это, и я не понимаю, чем все перечисленное лучше удушения?
Затрагиваются ровно те же области мозга, центры власти и удовольствия.
Легко заметить, что такое происходит только в так называемых развитых ориентированных на Запад странах, а в патриархальных обществах нет, потому что... правильно, там баба и так не человек. Люди, реализуя рабовладельческие мании, совершают социальный регресс, возвращаются, так сказать, к корням.
Знаете, что страшно?
В России пропадает в год порядка 800 тысяч человек, большинство сразу находится, часть всплывает трупами, а часть - никогда, нигде.
Я так кумекаю, у нас в стране много гаражей. Практически на каждом участке в каждом СНТ. За забором.