Подготовка отмены крепостного права началась в январе 1857 года с создания очередного Секретного комитета. В ноябре 1857 года Александр II разослал по всей стране рескрипт на имя виленского генерал-губернатора Назимова, в котором говорилось о начале постепенного освобождения крестьян и предписывалось создать в трех литовских губерниях (Виленской, Ковенской и Гродненской) дворянские комитеты для внесения предложений в проект реформы.
В работе комиссий принимали участие Н.А. Милютин, князь В.А. Черкасский, Ю.Ф. Самарин и другие. Особую роль в деятельности комиссий сыграл Н.А. Милютин, объединивший усилия всех реформаторов и сумевший нейтрализовать влияние консервативных сил (прежде всего - предводителя дворянства Петербургской губернии гр. П.П. Шувалова и генерал-адьютанта кн. И.Ф. Паскевича).
К чему привела отмена крепостного права? Отмена крепостного права дала импульс для становления капиталистических отношений в деревне и привела к росту товарности в аграрном секторе. Значительно возрос – на 44 % – за 10 лет (к 1870 г.) экспорт хлеба за границу. Но сохранились и феодальные пережитки, тормозившие развитие российской деревни – тяжёлые выкупные платежи, временнообязанное состояние крестьян, сохранение помещичьего землевладения. (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3584/conspect/)
Является ли на ваш взгляд отмена крепостного права исторической необходимостью? Безусловно, отмена крепостного права была исторически необходимой, поскольку переход от традиционного к индустриальному (постфеодальному) обществу. Это было бы логичным действием со стороны такого крупного геополитического игрока как Российская империя. (https://znanija.com/task/6573087)
Но:
только 28 августа 1974 года всем колхозникам в СССР решили выдать паспорта. На протяжении почти полувека советским колхозникам паспортов не выдавали, чтобы те не вздумали сбежать. (https://vitalidrobishev.livejournal.com/7607371.html)
.................................................................................................................................
Советская экономика – не такая, как все!
Налоговая система – важнейшая часть государственных финансов, которая определяет, насколько сильно государство участвует в экономике и насколько комфортно вести бизнес в стране
Налоги существуют дольше, чем любое из известных государств. Их прообраз впервые упоминается в своде законов древневавилонского царя Хаммурапи, который датируется XVIII веком до нашей эры. Государство не может существовать без налогов, были они во все периоды истории России и СССР.
Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).
Из этого следует и другое отличие – налоги не были единственным источником для бюджета СССР. Достаточно весомая часть доходов шла в бюджеты напрямую из прибыли предприятий, а также от экспорта сырья за рубеж (что давало еще и валютную выручку).
Были нестандартные налоги (например, выплаты за бездетность), а еще советским гражданам приходилось фактически обязательно уплачивать и иные платежи – членские взносы в Комсомол, взносы в профсоюзы, до 50-х годов – покупать государственные облигации.
Есть отдельные мнения от том, что советская налоговая система была не очень эффективной, ведь:
налоги с организаций платили государственные предприятия государству;
налоги с населения платили люди с тех денег, которые им платило государство
(Источник: https://bankstoday.net/last-articles/kakie-byli-nalogi-s-naseleniya-predpriyatij-i-kolhozov-v-sssr)
Какие налоги взимались в СССР:
Источник: https://bankstoday.net/last-articles/kakie-byli-nalogi-s-naseleniya-predpriyatij-i-kolhozov-v-sssr
.................................................................................................................................
Законы о налогах с сельского хозяйства. 1953-1962 гг.
Налог взимается по следующим ставкам за одну голову скота в год (с 1 октября по 30 сентября): за корову – 500 рублей, свинью старше двух месяцев – 150 рублей, овцу или козу старше года – 40 рублей, рабочую лошадь – 1500 рублей, другой рабочий скот – 750 рублей. За каждую голову скота, имеющуюся в хозяйстве сверх одной коровы или одной свиньи, или двух овец (коз), налог взимается в двойном размере. (Законы о налогах с сельского хозяйства 1953-1962 гг. (http://музейреформ.рф/node/13866)
Впервые налог на плодовые деревья ввели в 1931 году, потом повышался в 1945 и при Хрущеве. 10 января 1931 года ЦК ВКП (б), рассмотрев вопрос о коллективизации на Северном Кавказе, указал на грубые непорядки в созданных колхозах, когда урожай делился по едокам, а не распределялся по трудодням.
Рассмотрим какие же налоги платились в СССР. Во время Союза Советских Социалистических Республик всегда существовали следующие виды отчислений: На бездетность и малосемейность. Налог с оборота. Сельхозналог. На скот. Подоходный. На тунеядство. Транспортный. Налог на землю. Налог с оборота в СССР — разновидность налоговых отчислений бюджет. ... Налог на бездетность в СССР был введен с целью повышения рождаемости. Принятый в 1941 году, со временем он стал обязательным и действовал в течение 50 лет (!).
..............................................................................................................................
Из прошлого в настоящее. Налог на плодовые деревья в СССР.
........................................................................................................................................
О сельскохозяйственном налоге при Сталине и Хрущёве. В инете множество инсинуаций на тему кто за что облагал приусадебное хозяйство советских крестьян в 1940-е и 1950 годы. Сталинисты валят на Хрущёва, ссылаясь на невнятные воспоминания, антисталинисты на Сталина, кивая на документы. Решил прояснить этот вопрос.
1 сентября 1939 года был принят закон о сельскохозяйственном налоге согласно которому облагались:
а) доходы личного хозяйства колхозников - членов сельскохозяйственных артелей и коммун, смешанных промысловых сельскохозяйственных артелей (промколхозов) и рыболовецких артелей, а также членов товариществ по совместной обработке земли (ТОЗов);
б) доходы единоличников и других не членов колхозов, получаемые в сельской местности от полеводства, животноводства, огородничества, садоводства и других отраслей сельского хозяйства.
Впоследствии ставки несколько раз пересматривались и согласно указу Президиума ВС СССР от 3 июня 1943 года "ОБ ИЗМЕНЕНИИ СТАТЕЙ 3, 4, 5, 8, 19 И 26 ЗАКОНА О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ НАЛОГЕ ОТ 1 СЕНТЯБРЯ 1939 ГОДА" налог стали исчислять иначе.
13 июля 1948 года вышел указ Президиума ВС СССР вновь повысивший ставки по сельскохозяйственному налогу, но оставивший неизменным метод исчисления облагаемого дохода
Попробуем рассчитать размер налога по таким ставкам в рамках модели. Допустим крестьянин обрабатывает приусадебный участок в 0,5 га. Половина этой земли используется под посадки картофеля, а половина под сады и ягодники. Доход исчисляется следующим образом: с 1/100 га по картофелю - 120 руб., по садам и ягодникам - 160 руб. Итого, облагаемый доход с картофеля по такой системе составит 3000 руб. (120*25), от плодов и ягод - 4000 руб. (160*25), а всего 7000 руб. От суммы дохода свыше 6000 до 8000 руб. уплачивалось 980 руб. и 31 коп. с каждого рубля дохода свыше 6000 руб. Таким образом, сумма налога составит 1290 руб. от 7000 руб. предполагаемого дохода. Вот только заработает ли крестьянин со своих насаждений такую сумму неизвестно, а платить ему придётся в любом случае. Неудивительно, что земледельцы рубили плодовые деревья, чтобы их потенциальный доход с земли исчислялся государством меньшей суммой.
Что же сделали презренные отступники от дела социализма (в понимании нынешних сталинистов) Хрущёв и Маленков? Они приняли новый закон о сельскохозяйственном налоге от 8 августа 1953 года, который предполагал: Установить с 1 июля 1953 года обложение сельскохозяйственным налогом хозяйств колхозников по твердым ставкам с одной сотой гектара приусадебной земли, находящейся в личном пользовании колхозного двора, независимо от размера общей суммы доходов хозяйств колхозников, получаемых ими от личного хозяйства, предусмотрев значительное уменьшение сельскохозяйственного налога.
То есть с вышерассмотренного нами участка 0,5 га земли пришлось бы уплатить (в среднем по РСФСР) 425 руб. налога (8,5 руб. * 50), втрое меньше чем при Сталине. Причём крестьянин становился заинтересован выращивать на своей земле более дорогие культуры, ведь от этого налоги на него более не увеличивались.
https://new-rabochy.livejournal.com/1038898.html
О запрещении содержания скота в личной собственности граждан, проживающих в городах и поселках:
20 августа 1958 г. было принято постановление бюро ЦК по РСФСР "О запрещении содержания скота в личной собственности граждан, проживающих в городах и рабочих поселках". Это постановление должно было коснуться 12,5 млн городских семей, имевших в 1958 г. свои огороды.
Среди постановлений хрущевской поры это одно из самых идеологически заостренных и экономически нелепых решений с долговременными последствиями.
Сиюминутный результат - насильственное изъятие скота и передача его в совхозы и колхозы - привело к тому, что скот шел под нож. В колхозах и совхозах попросту не было ни помещений, ни кормов, чтобы сохранить скот на будущее. То поголовье скота, которое постепенно увеличивалось в личных хозяйствах в пятидесятые годы, было уничтожено практически в течении нескольких месяцев.
С точки зрения статистики произошло долгожданное - объемы заготовки мяса резко возросли. Отсюда и победная риторика на ХХ1 съезде КПСС, на декабрьском (1959 г.) пленуме ЦК.
С точки же зрения здравого смысла произошло плохо поправимое - значительное сокращение поголовья скота.
Имелись и прямые экономические следствия этих решений. Жители областных городов и многочисленных рабочих поселков, районных центров, старинных городков, оставшись без собственного домашнего скота, должны были идти в государственные магазины, жить за счет государственных поставок мяса и молока.
Отняв скот, государство оказалось в положении унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла.
Партийно-государственные власти сломали механизм самообеспечения широких слоев населения, не располагая, как скоро выяснилось, возможностью эффективно заменить его.
Случилось и нечто большее: Хрущев и его сподвижники - от ЦК до горкомов и райкомов разрушили традиционный быт миллионов людей, в котором сохранялась связь с землей, с сельским хозяйством.
Этот быт складывался многими поколениями людей, сочетавших черты сельской и городской жизни, работу на заводах и домашнее подсобное хозяйство, насчитывавшее, как правило, свою корову - кормилицу в послевоенной небогатой жизни, огород с картошкой да пару поросят.
Отнимали не только коров, лошадей, но одновременно отнимали покосы, где семьи заготавливали корм для скота на зиму, ликвидировались подлинно добровольные кооперативы - животноводческие товарищества.
Потребовалось несколько лет, чтобы изменения в этой отрасли оказались настолько необратимыми, что попытки преемников Хрущева воспользоваться маленковскими рекомендациями для восстановления домашнего подсобного хозяйства не имели последствий.
Не только покосы, поддерживаемые десятилетиями, заросли за это время кустарником, превратились в неудобья,
но и люди привыкли вставать на работу двумя часами позже, не заботиться о том, чтобы покормить скотину, подоить корову,
люди вдуг обнаружили, что отпуск летом - это не время для того, чтобы косить и заготавливать сено на год, а месяц, которое вполне можно провести, не обременяя себя дополнительными работами.
Произошел разрыв в поведении поколений.
Тот социальный слой, к которому будут адресовать свои решения преемники Хрущева, стремившиеся в новых условиях опереться на старый, маленковский опыт, к середине 60-х гг. практически перестал существовать.
Законы биологии начинали вступать в противоречие с партийными установками. В ответ на требования увеличения заготовок мяса местные власти должны были сдавать на мясокомбинаты молодняк, который весил, понятно, меньше, чем взрослый скот.
Уже летом, 10 июня 1959 г. в бюро ЦК КПСС по РСФСР поступил проект постановления этого бюро и сопроводительная записка "О продолжающейся практике сдачи государству неупитанного и маловесного скота многими колхозами и совхозами".
Основываясь на данных проверок, авторы сообщали ужасные факты - в Ярославской области в первом квартале 1959 г. государству было сдано 10400 голов крупного рогатого скота, из которых 7900 - молодняк; вес животных сократился на треть - с 280 кг в 1958 г. до 199 - в 1959 г. Справка свидетельствовала, что пример этот -типичен, что так же обстоит дело по всей стране - от Курской, Калужской, Брянской областей в центре России до Омской и Иркутской - в Сибири.
По этому поводу было принято специальное постановление бюро ЦК по РСФСР152. И, как положено, партийный механизм предполагал ответную реакцию.
Уже спустя два месяца - 25 августа того же года заместитель заведующего сельхозотделом бюро ЦК по РСФСР П.Семенов докладывал, что обкомы и облисполкомы изучили, разработали и приняли соответствующие постановления, организовали социалистическое соревнование, повысили материальную заинтересованность, после чего за эти два месяца средний вес животных, продававшихся государству, увеличился по сравнению со вторым кварталом на 32 кг.
Статистика и жизнь все дальше удалялись друг от друга Местные власти при попустительстве своих начальников в Москве разработали совершенную систему "двойной бухгалтерии".
Совхозы и колхозы сдают государству крупный рогатый скот и свиней. Естественно, включают сведения об этом в государственную статистику, получают деньги за сданный скот. Скот остается "на передержку", чтобы поднять его вес.
До сих пор - все по нормальным правилам. Но оставляют все в тех же совхозах и колхозах, а отнюдь не на откормочных площадках приемных пунктов!
Проходит время, и тот же самый скот сдают уже во второй раз, сдают не образовавшиеся привесы, а вновь "чистым весом"! Понятно, что во второй раз за одну и ту же корову получают деньги, второй раз отчитываются об увеличении производства мяса, как вы понимаете, в два раза. Это происходило не только в Кургане, но и в Воронежской, Свердловской областях, Краснодарском крае. В Воронежской области "на передержке" скот почти не кормили, и во второй раз его вес был ниже, чем в первый, но статистика продолжала фиксировать "увеличение производства мяса".
Провал сельскохозяйственной политики становился очевидным.
Уже в 1961 г. ни ЦК КПСС, ни в Совете Министров СССР не строили по этому поводу никаких иллюзий. Вместо изобилия надо было заниматься жестким распределением.
Партийная пропаганда продолжала крутить шарманку грядущего процветания, объясняя "временные трудности" "частнособственническими устремлениями" части сельских тружеников, но в Москве уже началась борьба за фонды - за право получить гарантированное обеспечение продовольствием из центра.
12 октября 1961 г. Бюро ЦК по РСФСР и Совмин РСФСР были вынуждены распространить чрезвычайную распределительную систему на всю Россию.
Совмину было запрещено "отоваривать" заявки на продовольствие на 4-й квартал 1961 г., если республики, края и области "уже выбрали лимиты" четвертого квартала за три первых. В совместном постановлении Бюро ЦК по РСФСР и Совмина РСФСР с примечательным названием "О ресурсах продуктов животноводства для снабжения населения в 1У квартале 1961 г." содержалось требование сохранить поголовье скота, исключить возможность выполнения планов мясозаготовок путем уничтожения продуктивного стада.
Это означало и фактический отказ, ввиду явной нереалистичности, от Контрольных цифр развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 гг., провозглашенных Хрущевым на ХХ1 съезде КПСС. Они предполагали, в частности, увеличение производства мяса - в два раза, молока - в 1,7 раза, яиц - в 1,6 раза.
Фактически же за 6 лет семилетки, то есть 6 1964 г., производство сельскохозяйственной продукции увеличилось всего на 6%.
В 1961 -1962 гг. в стране стало остро ощущаться нехватка не только мяса, масла и молока, но и хлеба, крупы, лапши, сахара, то есть продуктов, которые считались обязательными для небогатых прилавков провинциальных магазинов.
С 1962 г. начинается закупка зерна за границей, главным образом - в тех же Соединенных Штатах.
https://marss2.livejournal.com/3783864.html
Коментарий: Viktor Bazhanov https://ext-5936739.livejournal.com/?utm_medium=endless_scroll
Комментируют ребята которые не жили в то время, а я Вам скажу, когда мы сдали свою Милку, корову, в колхоз, через неделю в нашей семье уже не было ни молока, ни сметаны, а в семье было 4 детей и не было отца, он погиб, так вот чтобы как то выжить мы купили козу. Страшное было время, но мы выжили.
...................................................................................................................................
Как Хрущев подорвал сталинскую экономику:
ДВА «ХРУЩЁВСКИХ УДАРА», ПОДКОСИВШИХ СОВЕТСКУЮ ЭКОНОМИКУ
Когда, в 1953 году, при невыясненных до сих пор обстоятельствах, умер, глава Советского Союза, Иосиф Сталин, никто, наверное, и предположить не мог, к каким экономическим последствиям для страны, это может привести уже в ближайшем будущем. Казалось бы экономическая система в государстве уже устоялась, доказав свою эффективность в период индустриализации, и устойчивость в годы войны. Тем не менее, пришедший к власти Никита Хрущёв, решил «улучшить» экономику, и, разумеется, воспользовался для этой цели, единственно авторитетным в то время экономическим учением – марксизмом. Причём воспользовался им, в отличие от предыдущего лидера - некритически. Хотя, народная мудрость и гласит, что «ремонтировать отлаженный механизм - только портить», но честолюбие пересилило, и Хрущёв рьяно взялся за дело. Курс был взят на достижение максимального обобществления личной и частной собственности в СССР.
Результат от сделанного был не то чтобы не важным, с высоты сегодняшних дней, действие этого так называемого реформирования, на экономику Советского Союза, можно сравнить, разве что, с разрушительными ударами. Но обо всём по порядку.
Первый удар был нанесён по сельскому хозяйству. В 1956 году, вполне в духе «классического» марксизма, Хрущёв начал проводить политику, направленную против личных подсобных хозяйств. Так, 27 августа 1956 года правительством СССР были выпущены два документа, сущностью которых был – разгром личного подсобного хозяйства, как в городе, так и в деревне.
Первым документом был Указ Президиума Верховного Совета СССР, «О денежном налоге с граждан, имеющих скот в городах»[1]. Этим указом, с 1 октября 1956 года, жители городов, имевшие в личной собственности скот, облагались прогрессивным налогом. В пункте 5 указа, гражданам, ненавязчиво давалась «подсказка», как можно избежать столь некстати образовавшегося нового налога. Для этого нужно-то было всего лишь продать скотину по выбору: колхозам, совхозам, предприятиям Минсельхоза, либо государству, в порядке гос. закупок. Да, ещё - продажа другим гражданам или забой скотины, в зачёт не шли, в таком случае налог, всё равно пришлось бы платить. В общем, трудолюбивый советский гражданин был поставлен перед выбором: либо платить налог, либо продать скотину государству, по фиксированной, не выгодной цене.
Вторым документом, увидевшим свет, в тот же день, было Постановление Совета Министров СССР № 1192, «О мерах борьбы с расходованием из государственных фондов хлеба и других
продовольственных продуктов на корм скоту»[2]. Цель этого документа была несколько шире, он касался не только владельцев личного скота в городе, но и жителей села. Этим постановлением, было запрещено, как в городе, так и на селе, использование в качестве корма для личного скота и птицы продуктов, покупаемых в магазинах (для чего предписывалось усилить контроль за соблюдением нормы отпуска продуктов в одни руки). Но этого, по всей видимости, Хрущёву показалось мало, и для окончательной уверенности в разгроме «частнособственнических настроений», Советам Министров союзных республик было дано право, запрещать «по санитарным соображениям» содержание скота в личной собственности у населения в городах (п.7), а пунктами 5, 6 и 9, для личных подсобных хозяйств, вводились «обязательные поставки сельскохозяйственных продуктов государству».
Собственно, цель этих правительственных актов, видна не вооружённым глазом – насколько возможно затруднить содержание скота в личных подворьях, как в городе, так и на селе - тем самым, экономическими мерами, принудить жителей города и деревни, к передаче скота, находящегося в личной собственности в собственность общественную. Никакой экономики, исключительно бездумное следование теоретическим построениям Маркса.
Теперь о последствиях. А они, как говорится, не заставили себя ждать.
Для того чтобы обмануть крестьянина, нужно быть как минимум его умней. Владельцы скота, как в городе, так и в деревне, скрупулёзно подсчитав все «за» и «против», пришли к выводу, что будет выгоднее, даже заплатив новые налоги, забить скотину и продать мясо на рынке, чем продавать скот живым весом государству. Я думаю, такого обилия мяса на рынках страны, как в 1956 – 1957 годах, не было за всю историю России. Колхозники и жители городов начали массовый забой скота. Надежды Хрущёва пополнить, численность государственного скота, за счёт личного - рухнули.
В попытке, хоть как то изменить ситуацию, в сентябре 1957 выходит постановление, отменяющее «Обязательные поставки сельскохозяйственных продуктов государству» с личных подворий[3], но на ситуацию с забоем скота, это уже никак не влияет. Доверие населения к правительству было подорвано. Количество скота, находившегося в личной собственности, оказалось настолько значительным, что уничтожение его поголовья негативно сказалось на состоянии продовольственного обеспечения населения всей страны. Мясное изобилие, вызванное массовым забоем скота, должно было когда-нибудь закончиться, и действительно, к 1961 году, в стране, возникли перебои с мясом, молоком и маслом. Собственно, фатальность для сельского хозяйства, этих, принятых по инициативе Хрущёва решений, очень скоро стала очевидна даже его окружению. Об этом свидетельствует, хотя бы такой факт - уже менее чем через месяц, после смещения Хрущёва с занимаемых постов, 4 ноября 1964 года, одиозный указ, «О денежном налоге с граждан, имеющих скот в городах», был отменён[4]. Но исправить ситуацию с потерянным поголовьем скота это уже не могло. Оказалось, что легко ломать, да трудно строить. Оказалось, что легко отбить охоту заниматься разведением скота, в личном подсобном хозяйстве, да не просто привлечь население к этому занятию вновь.
Но это будет позже, а пока, Никита Хрущёв продолжал проявлять самым непредсказуемым способом, свой «реформаторский зуд». После своего визита в 1958 году в США, не учитывая, по своей некомпетентности, разницу в природно-климатических условиях России и Соединённых Штатов, Хрущёв принимает решение выращивать в стране кукурузу, взамен привычных пшеницы, ржи и ячменя. Уже, в 1961 году, это привело к громадному дефициту зерна в стране. Хлеб и мука стали отпускаться населению в строго ограниченных количествах, появились очереди у хлебных магазинов.
Второй «хрущёвский» удар пришёлся уже по промышленности. 20 июля 1960 года, вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров № 784, предписывавшее передать все предприятия промысловой кооперации – в ведение государственных органов[5]. Фактически была проведена национализация промысловых артелей. В угоду постулатам Маркса, инициативным, предприимчивым гражданам, образно выражаясь, было «дано по рукам». В результате, частная инициатива, потеряла свою «нишу» в экономике страны.
Как показали события, последующей истории нашей страны, надежда на то, что только государство сможет организовать равномерное развитие всех отраслей экономики - с треском провалилась. Об этом свидетельствует дефицит и низкий ассортимент товаров широкого и личного потребления в СССР «образца 80-х».
Сегодня это даёт нам право сделать вывод о том, что именно в многоукладности был «секрет» мощного роста экономики в сталинский период нашей истории. Именно рациональное сочетание в экономике государственного сектора и частного (промыслово-кооперативного), позволило Советскому Союзу в кратчайшие сроки создать мощную экономику, а впоследствии и выстоять в Отечественной войне.
Общим, печальным итогом политики, проводимой Хрущёвым, стало сокращение в народном хозяйстве поголовья скота и птицы, наметившийся дефицит зерна и товаров широкого потребления. Всё это, явилось следствием непрофессиональных, безграмотных действий Н. С. Хрущёва и его соратников.
С декабря 1963, государство было вынуждено приступить к регулярным закупкам зерна за рубежом. На закупки зерна, расходовался золотой запас страны, и это при наличии в стране алтайских, украинских и краснодарских чернозёмов!
Что называется - почувствуйте разницу, если при «режиме» Сталина, за границей покупались средства производства, иногда целые заводы, то при Хрущёве и его преемниках, золото из государственного запаса, банально проедалось. Это к вопросу о роли личности в истории.
За все эти «художества», назвав их деликатно «субъективизмом и волюнтаризмом», Никиту Хрущёва, сняли с занимаемых постов и отправили в отставку в октябре 1964 года. Как показали последующие события, те, кто пришли к власти после Хрущёва, немногим были его лучше. А от ущерба, нанесённого Хрущёвым, экономика Советского Союза, так до конца, оправиться и не смогла.
© Ю.М.ТАРАСЕВИЧ, 2016
ПЕРВОИСТОЧНИКИ
[1] Президиум Верховного Совета СССР, Указ от 27 августа 1956 года, «О денежном налоге с граждан, имеющим скот в городах», http://www.libussr.ru/infdoc3.htm[2] Совета Министров СССР, Постановление от 27 августа 1956 года, № 1192, «О мерах борьбы с расходованием из государственных фондов хлеба и других продовольственных продуктов на корм скоту»,http://www.libussr.ru/infdoc3.htm[3] Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 28.09.1957 № 1154
«О признании утратившими силу постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР и решений Правительства СССР по вопросам обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов государству»,http://lawru.info/dok/1957/09/28/n1193018.htm[4] Президиум Верховного Совета СССР, Указ от 4 ноября 1964 г. № 2989-VI, «О признании утратившими силу указа Президиума Верховного Совета СССР «О денежном налоге с граждан, имеющих скот в городах» и Закона СССР об утверждении названного указа». http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_6153.htm[5] Библиотека нормативно-правовых актов СССР, http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5561.htm
07.09.2022г.