В середине 1920 года в Забайкалье сложилась такая обстановка. Территория к востоку от Яблонова хребта до Нерчинская (примерно) по железной дороге на севере, и от Акши до станции Мециеевская на юге, была в руках белогвардейцев. Западное Забайкалье оказалось отрезанным от Восточного. Создалась так называемая «Читинская пробка». Агинские буряты в большей своей части жили в те дни на территории этой «пробки».
Несмотря на все попытки правительств появившихся в результате Февральской революции, бурятские лидеры не желали присоединяться к противоборствующим силам. Тем более заявлять свои симпатии к режимам от всех бурятских родов.
Прежде всего это было вызвано тем, что во времена российской империи, бурят не призывали на военную службу. В условиях Гражданской войны буряты стремились сохранить это положение, но это не всегда получалось, вернее просто не было возможным.
Таким образом, бурятские военизированные формирования все же были представлены в рядах белых, так и красных.
В сентябре 1918 года, когда в Забайкалье временно пала Советская власть, на станции Маккавеево расположились карательные отряды атамана Семенова, в селе была создана гауптвахта, куда в поездах «Мститель», «Истребитель», «Грозный» из Читы, Могзона, Хилка, Петровского Завода и других станций свозились схваченные красные партизаны, члены их семей. На Макавеевскую гауптвахту были этапированы Жамсаран Далаев - разведчик Алханайского партизанского отряда П.А.Аносова и Галдан Гатапов красный каратель из Додо-Или.
После гибели они были кремированы. Здесь же были сожжены Глеб Гаврилов и другие партизаны из села Дульдурга.
Во взаимодействии с кранами войсками в лесном районе Кручининского прииска действовал 4-й Ингодинский партизанский отряд И. Ф. Пакулова.
Отряд оказывая активную поддержку частям народно-революционной армии. В боях за Маккавеево отличились партизанские части И. Ф. Пакулова, отряд Н. Н. Письменова из села Красноярово в составе которого было много партизан из Дульдурги, Или, Кусочи, Бальзино, Урейска, Улачи. Сзязной отряда Ф.Павленов в своем боевом донесении указывал:
«Мне и партизану-буряту Косте Гальчиеву с разведгруппой было приказано со стороны речки Унгур (Улгур), ст, Дарасун (Хара-Мангута) внезапным налетом напасть на конвойную службу семеновцев. Справились со «службой» успешно».
22 октября 1920 года Чита была оставлена войсками Семенова. Оставив Читу, белогвардейцы взорвали и сожгли железнодорожные эшелоны и бронепоезда на ст. Кручина и вышли за Акшинский тракт по зоне расселения многих бурятских улусов, так называемых Шагалзур-бурят из Агинских восьми родов. Белогвардейцы отчаянно цеплялись за последние, оставшиеся в их руках части территории Забайкалья. Военные действия переместились в район Маньчжурской ветки, проходившей по Агинской степи.
В этой, как тогда говорили «Агинской котловине», проходили многие бои, в которых принимали участие буряты.
В этих районах семеновец Дугар Табхаев проводил несильную мобилизацию бурят в свой отряд. Многие из них уклонялись от службы, дезертировали из отряда. Табхаевцы по закону военного времени жестоко расправлялись с дезертирами. Группу дезертировавших молодых бурят из улуса Ата-Хангила ‚ поймали и расстреляли в урочище Нарин. Бурята из Алханайского улуса Жалсана Эрдынеева публично расстреляли в селе. От мобилизации в Табхаевский отряд уклонились Будулан Жамсаранов Сультим, Осонов Дансаран, Батомункуев Гончик и многие другие из улусов Адаголика, Зуткулея.
Табхаевцыактивно поддерживали режим атамана Семенова, барона Унгерна , по доносу кулаков и лам расправлялись с активистами Советской власти, сочувствующими большевикам, партизанами и их семьями. Табхаев лично руководил преследованиями активистов и членов Догойского Совета, образовавшегося вскоре после Октябрьской социалистической революции в Агинской степи.
Отступающая часть каппелевцев генерала Бангерского двигалась через хребты Аргалей -Туринская - Круча на юго- восток, в Агу, стремясь выбраться за реку Онон и соедениться по железной дороге с войсками белогвардейцев. Вслед за ними по лесной дороге Аргалея следовало много подвод, насильно мобилизованных из пристанционных сел.
Партизаны знали о передвижении каппелевцев и готовились к встрече с ними. По пути их следования партизанский отряд Пакулова устроил засаду возле горы Ульхандай недалеко от речки Туры и завязал с каппелевцами бой. Изменив направление, каппелевцы вошли на Агинскую террриторию через курорт Дарасун по урочищу Бульдируйтай и по Аргалейскому хребту. Каппелеские войска преследовали в Агинском направлении 2 отдельная кавалерийская бригада НРА комбрига А. Ф. Розова и партизаны Ингодинского отряда. Местное население Шагалз-р- Елбыра, Аргалея, Хойто-Аги оказывали красным кавалериста всяческую помощь. Буряты снабжали красных конями, организовали подвоз орудий и снарядов и снабжали продовольствием. Многие из них были проводниками и разведчиками. Командование красных частей и партизанского отряда тепло отзывались о бурятах Цыдене Эрлынееве (Уршаа Хэнзэ), Ундуне Бабуеве их Хойто-Амиткоши, Жугдуре Тарбаеве, Баладан-Дугаре Тугдумове, Митуре Бадмаеве, Ананде Галсанове из улусов Вершины Хойто-Аги и Аргалея, Цырене Ринчинове из села Тэргетуй и Балжите Бальчиновой, которая была участницей партизанского движения.
Каппелевцы недолго задержались в с. Агинском и в районе Дацана и вышли в Кункурскую степь, к берегам реки Онон. Части народно-революционной армии, притиснув противника к берегу Онона, в районе Шара-Ханда, на территории Будалана, снова вступили с ними в бой.
Было много убитых и много утонувших в этой реке. Белогвардейцы бежали, оставив большое количество военного снаряжения, подвод. Агинцы угнали остаывленны каппелевцами лошадей и подводы со снарежением и провизией.
С приходом в Агинские степи войск НРА и Ингодинского партизанского отряда возвратились в родное село партизаны- агинцы Иван Григорьевич Татауров, Артамон Попов, Конотантин Галчиев, Павел Размахнин и другие.
В конце октября 1920 года центральная часть Агинского аймака была освобождена от остатков белогвардейцев. В восточной части территории Агинского аймака фронт прошел вдоль железнодорожной линии от ст. Бурятская, Могойтуй, Ага, Булак, и дальше по территории Адун-Челонского хошуна в низовьях реки Аги. Каппелевские войска и семеновцы оказывали яростное сопротивление в районе Усть-Хара-Шибири. Под Усть-Хара-Шибирью.
Командование красных частей направило против каппелевцев отборную, закаленную в боях 1-ю Амурскую стрелковую бригаду с усилением кавалерийским полком и артиллерийской батареей. Вся группа Амурских частей под командованием Ивана Ефимовича Фадеева продвинулась с рубежа Берея-Усть-Хара-Шибирь с тем, чтобы к середине октября 1920 года освободить станцию Агу, Цугол и занять железнодорожный мост на реке Ага.
Главный штаб амурцев в дни боев размещался в бурятском летнике, стоявшем в густом кустарнике в устье Хара-Шибири. Дозорными, связными и переводчиками в красных частях служили пастухи Амагалон Барадиев, Юндун Гармаев.
Буряты улусов Ара-Бырки, Дулан-Харын Эбэр, Уронэйн Эбер на своих подводах возили снаряды к батареям, доставляли в полевой лазарет раненых красноармейцев. Один из лазаретов был оборудован в бурятской юрте в местности Нарасатуй, вблизи устья Холболжо. Лазарет Амурской бригады снабжался мясом, молоком, доставленными из бурятских хозяйств.
Буряты Амагалон Барадиев, Мункожап Жапмсаранов, Дарма Очиров, Дынжин Бадмаев, Юндун Гармаев и другие сопровождали народоармейцев вплоть до фронта Бырка-Шарасун, а Болот Шагдаров обеспечивал доставку боеприпасов до Даурии.
В разгроме каппелевцев и семеновцев приняли участие рабочие железнодорожных станций Бурятская, Могойтуй, Ага, Булак и другие. В числе их были Арсений Федорович Быков, Степан Иванович Рыбаков, Дмитрий Михайлович Туранов, Дмитрий Алексеевич Коренев, Максим Бурдинский, Алексей Лоншаков, Иван Непомнящих.
Освобождение юго-западной части территории Агинского аймака, то есть хамниган-бурятские земли (так называлась территория населения хамниганами-тунгусами и бурятами, проживающими по притокам реки Онон: Былыра, Бырца, Билютуй, Тарбалжей) такие произошло в конце октября 1920 года.
В начале августа 1920 года из района Борзя-Даурия к верховьям Онона двинулась конная дивизия барона Унегерна. В пути к унгерновцам присовдинились остатки татарского полка полковника Резухина, ранее наголову разбитого на территории Цугольского хошуна. Все они шли через станицы Могойтуй-Мангут с тем, чтобы уйти в Монголию. Их отход по Онону прикрывал семеновский отряд есаула Токмакова и тапхаевцы.
В поддержку сил партизан, красное командование направило по тракту Чита-Мангут три конных полка под командованием Катерухина, бывшего начальника штаба 50-й Иркутской дивизии. Бывший ординарец Катерухина красный партизан Иван Степанович Большухин из Дульдурги, вспоминал:
«Катерухин умело руководил боем под Верхним Ульхуном против унгерновцев. Бой длился не менее трех часов. Унгерновцы были хорошо вооружены, японским оружием. Потери были с обеих сторон большие. Недалеко от нашей боевой позиции отряд «красного дедушки» Каландарашвили наступал против белых на Бырцу».
В боях против белогвардейцев в Агинской степи особое рвение проявили буряты Ешинима Дамдинов, Ракша Вампилов, Мунко Намсараев, Бато Ринчинов, Базар Очиров.
Ешинима Дамдинов, уроженец улуса Табтанай, в 1918 году вступил связным в армию Сергея Лазо. С 1919 года был командиром разведвзвода, воевал в партизанских отрядах в верховьях Онона под командованием Силинского и Лебедева. В бою с семеновцами и табхаевцами вблизи Акши, под селом Тырин, в 1920 году был тяжело ранен.
Командующий армией Прибайкалья Лебедев вспоминал:
«Дамдинов был у нас на хорошем счету, как стойкий революционер».
Красный партизан Ракша Вампилов, уроженец улуса Зуткулей, в 1919 году вступает бойцом в партизанскую сотню Силинского, из отряда Лебедева, который действовал тогда в верховьях реки Онон. Вампилов участвовал во всех операциях отряда, особенно отличился в бою против семеновцев под селами Усть-Иля и Кургутай. Зимой 1920 года Табхаев пытался убить его.
Так восточная часть Аги, ныне территория Могойтуйского района, была занята красными к исходу октября 1920 года.
Используемая литература:
- В.И. Василевский "Дела легендарных дней". Иркутск, 1970 г.
- За власть Советов. Сборник документов. Чита, 1957 г.
- Бурятия в годы Гражданской войны. Улан-Удэ, 1970 г.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь в социальных сетях.