Найти тему

Управление Росреестра по Нижегородской области разъясняет…

Можно ли оформить генеральную доверенность на продажу объекта в Консульстве РФ на основании загранпаспорта гражданина РФ, выданного МИД РФ?

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Федеральный закон) государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению представителя лиц, указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено Федеральным законом.

В силу ст. 38 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных ВС РФ от 11.02.1993 №4462-1, должностные лица консульских учреждений Российской Федерации вправе совершать нотариальные действия направленные на удостоверение сделки (удостоверение доверенностей).

Исходя из действующих норм законодательства доверенность, удостоверенная должностным лицом консульского учреждения РФ, приравнивается к нотариально удостоверенной доверенности.

Загранпаспорт гражданина РФ, в том числе, содержащий электронные носители информации и содержащий на электронном носителе информации дополнительные биометрические персональные данные его владельца, является документом, удостоверяющим личность гражданина РФ за пределами РФ (Указы Президента РФ от 21.12.1996 N 1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами РФ», от 19.10.2005 N 1222 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами территории РФ, содержащие электронные носители информации», от 29.12.2012 N 1709 «О паспорте гражданина РФ, удостоверяющем личность гражданина РФ за пределами территории РФ, содержащем на электронном носителе информации дополнительные биометрические персональные данные его владельца»).

Таким образом, заявление о проведении государственной регистрации права (перехода) права собственности может быть представлено лицом, действующим по Доверенности, удостоверенной консульским учреждением и содержащей в себе данные загранпаспорта гражданина РФ.

В соответствии с п.п. 2,3,4 ч. 3 ст. 3 Федерального Закона к компетенции органа регистрации прав отнесено, в том числе проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.

В силу положений ст. 29 Федерального закона обязательным условием проведения государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов, которая осуществляется с целью установления бесспорных оснований для осуществления регистрации прав на недвижимое имущество.

Следует отметить, что в рамках проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию перехода права собственности, государственный регистратор обязан однозначно идентифицировать данные правообладателя, заключившего сделку по купле-продаже объекта недвижимого имущества, со сведениями о правообладателе объекта недвижимого имущества, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).

Согласно п. 54 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного Приказом Росреестра от 01.06.2021 N П/0241, при описании правообладателя в отношении физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации, указываются, - фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии), дата и место рождения, гражданство, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, а также при наличии СНИЛС.

Таким образом, доверенность, выданная правообладателем объекта недвижимого имущества и представляемая на государственную регистрацию перехода права собственности, должна содержать все данные, для однозначной идентификации личности продавца.

Дополнительно сообщаем, что можно воспользоваться сервисом «Жизненные ситуации» на сайте Росреестра, который предусматривает большое количество различных вариантов оформления недвижимого имущества. С помощью интерактивного анкетирования сервис подскажет, какой перечень документов необходим конкретно в данной ситуации, и обозначит порядок действий.