Приветствую, читатель!
Сегодня на повестке дня одно очень специфичное блюдо, которое вы не сможете найти ни в одном из ресторанов мира. Думаю, это и хорошо. Потому что речь пойдёт о копальхеме - ядовитом (для неподготовленного человека) кушанье.
Копальхем (копальхен, копанина или кымгут) - #блюдо северных народов (чукчи, ненцы, энцы, нганасаны, эскимосы и ханты), которое представляет из себя ферментированное, то бишь протухшее, мясо. Рецепт довольно прост:
- Берём оленя;
- Помещаем его тушу в болото;
- Через несколько месяцев или лет достаём тушку и кушаем;
- Вуаля, если вы не представитель перечисленных ранее народностей, то умираете.
А теперь давайте немного поподробнее и по пунктам.
Берут оленя - выбирают поздоровее да пожирнее. Морят того голодом с пару-тройку дней, чтобы зверь опустошил свой ЖКТ.
Затем отправляются с ним к ближайшему болоту, где оленя со всей нежностью (дабы ни в коем случае не повредить его шкуру) умерщвляют посредством удушения и помещают тушу в болото.
Предварительно отметив захоронение оленя чем-то вроде яркого флажка, к этому деликатесу возвращаются спустя некоторое время: это может быть как найденная каким-то заблудшим северянином спустя годы туша, так и бродившее в болоте «всего лишь» в течение зимы кушанье.
Но если кто в силу нужды такую «заначку» из болота достал, то, будь добр, запасы консервации пополни, нового оленя умертви.
За время такой закваски мясо начинает разлагаться, в нём образуются микроорганизмы, насыщающие оленя витаминами. Но кроме питательных веществ в мясе образуются и трупные яды: кадаверин, путресцин и нейрин. Именно эти вещества и могут с лёгкостью убить неподготовленного человека. Суровая же жизнь суровых северян, которые поколениями с детства питаются подобной едой, заставила тех вырабатывать в организме особый фермент, который и помогает переварить копальхем без вреда для здоровья. Если же человек, привыкший кушать курочку с картошкой и свежие овощи, по счастливому стечению обстоятельств не умрёт от поедания копальхема, то всё равно гарантированно заработает себе сильнейшее отравление.
Вариант сервировки довольно простой:
Нарезать тонкими ломтиками, макнуть в соль и можно (чукчам) есть.
Неоспоримым преимуществом такого яства является то, что одной туши хватит для целой семьи на 3-4 недели, а храниться олень под болотной толщей может десятилетиями в ожидании своего едока, которому в суровых условиях эта «заначка» может спасти жизнь.
Что же можно сказать о вкусе копальхена? Очевидно, раз вы это читаете, то ваш покорный слуга вкусить блюда эскимосской кухни не успел, поэтому судить можно лишь по отзывам.
Например, Юрий Рытхэу, чукотский писатель, описывает #вкус копанины следующим образом: «Настоящий, хорошо выдержанный копальхен на срезе имел розоватый цвет, который на границе жира переходил в зелёный, на вкус был чуточку резковат, как хорошо выдержанный французский сыр с плесенью»
По иным же оценкам вкус копальхена больше походит на «горькое несолёное сало», во что уже охотнее верится. Ну, а сопровождается трапеза, конечно же, ужаснейшим запахом давно разлагающегося мяса.
Если же кто сомневается в «убийственности» копальхема, то можно обратится к записям военного врача Андрея Ломачинского, который в своей книге «Рассказы судмедэксперта» излагает историю потерпевшего крушение в 70-х годах вертолёта МИ-8 с группой топографов на борту. Два лётчика, три топографа и один местный проводник - такая компания осталась где-то в глуши Таймырского полуострова без припасов и без подобающей северной погоде одежды.
Уже доедая последних мышей и леммингов в прикуску с редкими грибами, до их ненца-путеводителя по имени Савелий Пересоль дошло, что можно поискать копальхен в ближайших болотах - и нашёл. А обессиленным мужикам на пороге смерти выбирать не приходится - невкусно, дурно пахнет, но калории нужны - наелись. Но никто и не мог подумать, что сытая ночь перейдёт в столь мучительное утро: боли в печени, рвота, галлюцинации, а затем - потеря сознания. И прибывший, наконец, на место крушения другой вертолёт, застал из пятерых членов группы (не считая Савелия) живыми только двух. Да и те - в критическом состоянии. По итогу выжил лишь один старший лейтенант, который о вкусе копальхена и смог поведать. А Савелию хоть бы хны - привык человек таким мясом питаться, поэтому никак его здоровье не ухудшилось, хотя и съел он больше остальных.
На фоне копальхена не таким уж и страшным кажется этот сюрстрёмминг.
Пробовать новое стоит, но делать это нужно осторожно. На канале всегда можно почитать и про другие примеры экстремальной еды (про вкусную тоже пишу).
Что самое ужасное вы пробовали из еды? Пишите в комментариях!
А вам желаю только самых вкусных трапез!