В конце августа День российского кино почти совпал с юбилеем Маргариты Тереховой – миледи 80. Два отличных повода поговорить о всеми любимом искусстве кино и судьбах его мастеров. Почему Терехова – не просто любимая, а великая актриса? Имена каких отечественных режиссеров являются знаковыми? Кто они – символы российского, советского и постсоветского кино? Каковы критерии отнесения тех или иных картин к высшим достижениям кинематографа?
Здравствуйте, друзья! Меня зовут Марина. Поговорим по душам?
Чем же отличаются просто хорошие и очень хорошие актеры от великих? Когда-то в юности я считала, что великие – это редчайшие трагические актеры, как Раневская и Смоктуновский. Но потом поняла, что это не совсем так. Не все великие актеры играли трагические роли.
Вот как пишет о даре Тереховой знаменитый кинокритик:
«Она принадлежит к избранным актрисам, наделенным даром киногенИи. Это когда возникает роман, эротическое напряжение между камерой и объектом – то, что отличает настоящих кинозвезд от просто хороших актеров. Но за камерой стоит человек, и потому это роман двух личностей, плод которого запечатлен на экране. Так Франсуа Трюффо запечатлел Катрин Денев, Микеланджело Антониони – Монику Витти, Андрей Тарковский – Маргариту Терехову. Ее лицо в «Зеркале» – одна из икон киноискусства ХХ века».
Терехова мне казалась немного странной с закушенной губой и морганием глаз, тягучим голосом… До тех пор, пока я не увидела ее в «Зеркале». Это лицо – как на ренессансном полотне. Глубина и пронзительность двух совершенно разных образов: Матери и Жены. Сыграв у культового режиссера, она стала легендой. Терехова могла стать Настасьей Филипповной, если бы Тарковскому разрешили снимать «Идиота». Она могла стать кем угодно. После «Зеркала» все поняли, что ее возможности почти безграничны.
Они были ограничены лишь идеологическими, цензурными и бюрократическими препонами. Эти препоны портили жизнь всем, кто тогда снимал и снимался. Вкусы малообразованных людей, их капризы, зависть и мстительность не позволили нашим кумирам осуществить свои самые заветные замыслы. И мы никогда не увидим их, может быть, лучших работ.
А что вы думаете о Маргарите Тереховой? Какие ее роли вы любите больше всего? Кажется ли она вам красавицей?
Все могут назвать своих любимых режиссеров. Но чтобы назвать лучших, нужно отвлечься от своих вкусов, на время забыть о них. И найти тех, кто создавали язык кинематографа, снимали великое и глубокое кино, не гонясь за званиями и наградами. Т.е. критерии должны применяться эстетические.
Вот как пишет другой знаменитый кинокритик:
«Есть люди-символы российского, советского и постсоветского кино, признанные в мире. Это – Сергей Эйзенштейн, Александр Довженко, Борис Барнет, Андрей Тарковский, Сергей Параджанов, Алексей Герман, Кира Муратова, Элем Климов, Александр Сокуров, Андрей Звягинцев…список открыт. Судьба каждого наполнена драмами и трагедиями бескомпромиссного творчества, еще и этим мотивировано особое место, занятое ими в истории кино.
В этот список не попадут те, кто использовал славу и популярность кинотворца для вхождения во властные структуры, для политических пропагандистских манипуляций. Великие мастера нашего кино… пытаясь найти компромисс с идеологией, пользуясь для своих проектов госресурсами, все равно оставались художниками, Авторами с большой буквы, служили прежде всего искусству и обществу».
Итак, в списке величайших режиссеров 10 мастеров. Кого бы вы добавили или убавили? Я бы этот список подкорректировала. А вы?
Как отличить великие фильмы от просто хороших, а просто хорошие от плохих? И здесь тот же принцип, что и с актерами: отвлечься от субъективности, не мыслить в категориях «нравится – не нравится». Конечно, лучший судья – время, и можно воспользоваться многочисленными рейтингами. А новый фильм придется посмотреть несколько раз и проанализировать, разложив на «кирпичики» (идея – замысел – воплощение, работа режиссера, актеров, оператора, художника, композитора, особенности монтажа и т.д.) или довериться любимому критику.
А как вы оцениваете фильмы? Ведете ли список просмотренного кино? Если да, то сколько фильмов просмотрели? Пишете ли рецензии в соц.сетях? Кто ваши любимые режиссеры и сценаристы?
©Автор: Marina Rimina
Пишите комментарии, ставьте лайки, делитесь в соцсетях с друзьями и подписывайтесь.
До новых встреч, друзья! Всем здоровья и удач! Пусть каждый день будет днем кино!