Найти тему
Наталия Лямина.

Подземный мир.

Глава2.

Утром Николай и Иван завели вездеход, положили с собой бутерброды и термосы с горячим чаем, а так же различные приспособления для альпинистов и геологов, чтобы всё было под рукой в нужный момент. И помчались на вездеходе по ледяной вечной мерзлоте. Но проехав с километр пути, и когда до провала осталось всего с полкилометра, они заметили, что земля под гусеницами вездехода стала мягкой, сзади оставался след размягчённого грунта, коричневого цвета. Хотя сверху земля была запорошена, но чёткий коричневый след говорил о том, что в грунте плюсовая температура.

- Вот тебе и вечная мерзлота!- Поразившись такому явлению, сказал Николай Петрович. – Что же её подогревает, может тёплые подземные воды, или гейзер пробивается из глубин Земли.

- Посмотрим на провал, может, благодаря ему, найдём объяснение этому явлению. – Сказал Иван Андреевич. Подъехав поближе к провалу, они увидели небольшой туман над ним, и снега и льда совсем не было видно.

- Прямо весна прёт из - под Земли, нет снега вокруг. – Удивлённо сказал Николай Петрович.

Они остановились в ста метрах от этой ямы, вычислили расстояние по навигатору. Потом пешком прошлись к провалу и осторожно осмотрели его, потратив на это немало времени. Николай Петрович и Иван Андреевич сначала опустили туда прожектор, чтобы разглядеть стенки и низ провала. Стенки провала были гладкие, а выглядел, словно огромный нарисованный круг с ровными краями. В начале, он показался везде одинаковым, не очень широким и только в глубине, примерно, на расстоянии ста метров от поверхности, увидели, что провал значительно расширился, а дно совсем не просматривалось. Свет от прожектора не достигал его низа.

- Провал словно вырезан и похож на вазу для цветов, только огромных размеров. – Сказал Иван Андреевич. –Интересно, на сколько километров вглубь уходит он. Как мы туда полезем?

- Соберём люльку и отправимся изучать стенки и грунт этой ямы. Капроновая верёвка чуть больше километра длинной, вот на такой глубине и надо взять пробы грунта, рассмотреть в течение спуска стены, из каких пород состоят, может, обнаружим полезные ископаемые на такой глубине. И наконец, увидим дно провала. Работы хватит обоим, ты собираешь пробы грунта, я фотографирую стенки, дно и всякие интересные находки. – Сказал Николай Петрович. Они вернулись назад, к вездеходу. Подъехали поближе к провалу. Из вездехода выгрузили все необходимые приспособления для спуска в провал. Большую катушку, с капроновыми прочными верёвками, с трудом выкатили из багажного отдела вездехода. Закрепили её на толстую стальную ось, с такими же стальными опорами. Покрутили, катушка легко крутилась, разматывая верёвку. К этой катушке ещё полагалась люлька, в которой они планировали спуститься вниз. Она была сделана просто; несколько толстых дощечек, плотно соединённых между собою, такой длинной, чтобы в неё могли поместиться два человека. И по периметру этих дощечек, заграждения из канатов в два яруса. Они закрепили люльку к катушке специальными приспособлениями. К этим механическим штучкам, ещё имелся пульт управления при движении люльки вниз провала, нажав его, можно было начать движение люльки или остановить её.

А намотанная на катушку капроновая верёвка, выдерживала огромный вес, и была прочной. Катушку закрепили к вездеходу. Взяли свои рюкзаки с разными приборами для исследования, и понесли люльку к провалу. Опустили люльку в провал, сами прыгнули в неё и включили пульт управления. Люлька медленно поползла вниз. Николай Петрович и Иван Андреевич включили свои походные фонари на шлемах, чтобы рассматривать стенку провала. Хотя прожектор хорошо освещал его стенки. Но путешественники должны были спуститься в самый вниз этой огромной вазы, а там прожектор ничего не высвечивал, просто сияла своей чернотой огромная яма. Стена была вся влажная, грунт мягкий, даже немного жидкий. Верёвка легко вошла в этот грунт.

- Словно здесь долго находилась вода, а потом она стала тёплая, разогрела весь грунт и исчезла в глубинах Земли, оставив этот провал. – Комментировал Иван Андреевич, осматривая внимательно стенки.

Сначала был слой плодородной земли, потом пошёл слой глины. Они медленно опускались всё ниже и ниже. В этой глубокой яме было тепло, исследователям стало даже жарко в своих меховых одеждах. Но некогда было отвлекаться на то, чтобы снять одежду. Они внимательно рассматривали стенки провала. Вдруг стенка стремительно удалилась от исследователей на большое расстояние, провал расширился. Сейчас они болтались в пространстве провала далеко от стен, но люлька, потихоньку, опускалась всё ниже и ниже. Невозможно стало брать пробы, и как следует, разглядывать стенки, и исследователи ограничились фотографированием стенок и рассматриванием этой огромной ямы. Наконец люлька совсем остановилась, капроновая верёвка закончилась на катушке, они осмотрели дно провала. Оно было всё покрыто водой, и неизвестно, каких глубин достигала, заполненная водой яма, в провале. Николай и Иван увидели в стене провала, на уровне их люльки выступ в стене. А дальше шло большое тёмное пятно, но направив туда свет сразу двух фонарей, обнаружили вход в пещеру. Отверстие было диаметром около трёх метров, но темнота не позволяла рассмотреть, что внутри пещеры. Свет двух фонарей не доходил дальше отверстия в стене.

- Как же нам добраться до входа в неё? Ведь так интересно посмотреть, что там может быть и кто прорыл эту пещеру?- Заинтересовался Иван. Они решили здесь, вдали от людей, обращаться к друг другу больше без отчества. Зачем лишние слова в именах, когда уже каждый рассказал о себе почти всё. Они стали друзьями, не только коллегами по работе.

- А что, если раскачать люльку и попробовать крюком зацепиться за выступ, где была пещера. Перелезть в неё, а люльку зацепить и попутешествовать по пещере. Посмотреть, рукотворный этот тоннель или созданный природой. – Предложил Николай. Посовещавшись, взвесив всё за и против, они решили побывать в пещере, любопытство взяло верх над разумом. Иван начал раскачивать люльку, а Николай внимательно смотрел в сторону пещеры и держал крюк с верёвкой наготове. Заметив, на входе в пещеру камень, он, при очередном сближении с ней, закинул крюк с верёвкой на конце, за камень, расположившийся возле входа. Крюк крепко зацепился, другой конец верёвки был привязан заранее к люльке. И исследователи, перебирая руками верёвку, подтянули люльку к входу в пещеру. Но когда они стали выбираться из люльки, куски грунта начали падать сверху. Они быстро кинулись вглубь пещеры. И тот час случился обвал! Вход в пещеру засыпало. Куски земли и камни летели мимо них и засыпали постепенно вход. Видимо, верёвки от люльки, при раскачивании, сильно прорезали влажный грунт горловины провала. Вся горловина осыпалась вниз, закрыв при этом вход в пещеру. Гул и грохот, а так же колебания земли долго звенели в ушах исследователей. Их не засыпало, но вход, через который они забрались в пещеру, был завален грунтом.

- Что мы наделали! Любопытство сгубило нас! Теперь мы заживо замурованы в этой пещере, над нами целый километр земли, нам не выбраться отсюда! – Кричал Иван Андреевич и стучал кулаком по стенке пещеры.

- Мы живы, а это главное! Пещера нас должна, куда - то вывести, раз есть тоннель, должен быть и выход. Не будем падать духом, попробуем найти выход. – Стараясь казаться спокойным, сказал несколько ободряющих слов Николай.

– Надежда умирает последней. Так что вперёд, навстречу с неизвестностью!- Они оставили все пробы грунта, и, ставшими ненужными приспособления для забора проб.

Подписывайтесь на мой канал! Начало тут.

Продолжение.