Мы добрели до Пригородного. Собственно, сейчас Пригородным называют завод по сжижению природного газа и порт, откуда транспортируют газ и нефть. Всё это построено недавно, в 2009 году был запущен завод и отгружена первая партия продукции. Теперь танкер-газовоз у причала порта – такая же достопримечательность Пригородного. Именно экспорт голубого топлива и вернул жизнь этому месту. По переписи 2002 года в Пригородном были прописаны пять человек.
А ведь у этого местечка вполне примечательная история. Считается, что здесь у лагунного озера Мерей было айнское селение. Мерей – в переводе с языка аборигенов – долгий путь вокруг озера. Этот путь в принципе сохранился – сейчас это дорожная петля вокруг завода. При освоении Сахалина русскими здесь был посёлок, в котором жили ссыльнокаторжные и те, кто их охранял. Многие работали на кирпичном заводе Корсаковской тюрьмы. Совместно с японцами здесь эксплуатировали завод по разделки китов. На берегу мы нашли, как предполагаем, позвонок и часть ребра кита. Позвонок позеленел от древности, может, с тех времён остался. Возможно, выбросило штормом из морских глубин. Что с ним делать, мы пока не решили.
Во времена губернаторства Карафуто (японская оккупация с 1905 по 1945 годы) селение было японским, названия не поменяло – Мерей. В этом месте 7 июля 1905 года японские войска высадились на Сахалин, а потом постарались такое событие увековечить. В честь высадки в 1926 году был открыт памятник. Восьмиметровая стела в виде трёхгранного штыка с иероглифами, написанными, по легенде, лично генерал-лейтенантом Ёсиэ Исисукэ. Памятник поставили на возвышении, к нему вела лестница. На старых фотографиях вокруг стелы совершенно голое место. Когда строили КВЖД (Китайско-Восточную железную дорогу) японцы спилили все деревья в округе. Часть из них пошла на изготовление шпал.
До наших дней сохранились основание памятника и бетонная лестница, рядом с ней лежит часть стелы. Называется это всё обзорной площадкой. Вид с неё, в самом деле, хороший.
Чуть выше памятника японцы построили синтоистский храм «Мэрэй Хатиман дзиндзя» в честь бога войны (Хатиман). Он был посвящён майору Нисикубо, погибшему у села Дальнее. От этого храма мало что осталось – только тюрейто, в котором хранили поимённые списки погибших воинов. Имена писали на специальных деревянных табличках «итани», которые помещались в основание тюрейто. Рядом лежит каменная стела с автографом генерала Коуити Нобори.
Кстати, японцы за своими памятниками не ухаживают и их судьбой не очень озабочены. Русские тоже к ним никакого пиетета не испытывают. Поэтому они почти везде в руинированном состоянии. Исключение, пожалуй, сделали для школьного павильона. Он стоял в Мерее у начальной школы, потом был позабыт-позаброшен. Когда начали строить завод, павильон отреставрировали и перенесли на территорию Сахалинского областного краеведческого музея.
В Пригородном у пляжа есть большая парковка, души и туалет. И даже стоит вагончик, где предлагают фаст-фуд. В общем, местечко, которое стоит посетить.