Найти тему
Невино, Недомино

«Старик». Как в Голливуде снова стали изображать зверства русских в Афганистане

Похоже, американская киноиндустрия со скрипом подключилась к обслуживанию своей госпропаганды, но для этого пришлось скатиться обратно в 80-е.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Невино, Недомино», чтобы не пропускать наши новые публикации.

Летом 2022 года на американском телевидении показали сериал «Старик» (Old Man) — шпионский триллер о давно отошедшем от дел сотруднике спецслужб, которого преследуют за грехи прошлого. Главную роль сыграл Джефф Бриджес, не появлявшийся на экранах с 2018 года, что и послужило основной причиной интереса к проекту.

В октябре 2020-го съёмки прервались на полтора года по причине обнаружения у звёздного актёра лимфомы и возобновились после того, как рак отступил. Как раз в это время началась российская военная операция на Украине. Возможно, именно поэтому итоговый продукт приобрёл такую идеологическую заострённость.

Джефф Бриджес в сериале «Старик»
Джефф Бриджес в сериале «Старик»

Первый эпизод сериала смотрится на ура: жизнь супершипона, ставшего глубоким стариком (а Бриджес в свои 70, как всегда, выглядит намного старше своих лет) — сюжет оригинальный и увлекательный. Когда главного героя, живущего в глубинке под чужим именем, обнаруживают и пытаются устранить бывшие «коллеги», ему приходится вспомнить все имеющиеся у него смертоносные навыки. Наблюдать, как очень крутой, но очень старый человек пытается совладать в рукопашной с молодыми спецами, действительно интересно: режиссёр Джон Уоттс постарался снять кино с не меньшим реализмом, чем лучшие из своих предыдущих работ — натуралистичный триллер «Полицейская тачка» (Cop Car) и остросоциальную драму под видом комиксового блокбастера «Человек-паук: Возвращение домой» (Spider-Man: Homecoming).

Джон Литгоу в сериале «Старик»
Джон Литгоу в сериале «Старик»

Проблемы «Старика» начинаются со следующих эпизодов, где перед зрителем раскрывают прошлое главного героя. Оказывается, некогда он воевал в Афганистане против советских войск на стороне местного полевого командира (у которого потом увёл жену). Всё бы ничего, но реализм в этой истории почему-то полностью уступает место идиотизму. «Кризис сценарных идей» начинается с мотивации главного героя, который помогает местному вождю вопреки приказам руководства, потому что тот… хороший. Как это соотносится с психологией шпиона и почему это терпят в ЦРУ, совершенно непонятно. Но ясно, что при таком раскладе на экране должны появиться и плохие. Они и появляются — и это, конечно, русские военные, которые устраивают немыслимые зверства, убивая женщин и детей. Почему, тоже непонятно, но в данном случае объяснять и не нужно — это ведь русские, они от природы такие. Не верите, прочитайте про какую-нибудь «резню в Буче».

Апофеоз этого идиотизма наступает, когда главный герой на пару с женщиной (!), вооружившись ножами, отправляются прямиком в лагерь крутых русских спецназовцев из ГРУ и похищают их командира (которого почему-то никто не охраняет). Выглядит это как полнейшая клюква — вполне на уровне «Рэмбо 3» (Rambo III). Отличие только в том, что когда снимали боевик со Сталлоне, война в Афганистане шла и в реальности. А вот то, что к этой теме в США решили вернуться спустя 30 с лишним лет, выглядит тревожно: выходит, люди до сих пор живут «холодной войной» и даже на уровне сюжетов и образов не могут выдумать ничего нового.

При этом посмотреть на Бриджеса всё равно интересно. Но после первой серии можно не продолжать — его персонаж из старика начинает превращаться в героя-любовника и крутого бизнесмена, что выглядит совсем уж нелепо и разрушает всю прелесть изначальной задумки. Лишнее доказательство того, что деградация, как правило, не ограничивается отдельной сюжетной линией, а быстро поражает всё произведение. Впрочем, это видно и по реальной, а не выдуманной жизни страны, в которой «Старика» произвели на свет.